• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученый совет: последнее заседание учебного года

28 июня на заседании Ученого совета ВШЭ утверждены контрольные цифры и правила приема в аспирантуру, приняты решения о создании факультета дизайна и ряда кафедр, одобрены несколько положений и регламентов, а также проведен конкурс профессорско-преподавательского состава.

В результате голосования по конкурсу профессорско-преподавательского состава (ППС) в должностях ассистентов, преподавателей, доцентов или профессоров на сроки от одного до пяти лет была утверждена почти тысяча сотрудников университета, еще несколько человек получили ученые звания профессоров и доцентов. Ученый совет также одобрил новую редакцию регламента организации конкурса ППС — как объяснил первый проректор Вадим Радаев, это была необходимая техническая коррекция документа, принципиальных новшеств в него внесено не было.

Статус ординарных профессоров ВШЭ присвоен Евгению Анисимову, Евгению Арменскому, Виктору Васильеву, Леониду Гребневу, Леониду Григорьеву, Игорю Данилевскому, Марине Колосницыной, Константину Петросянцу, Евгению Пожидаеву, Татьяне Сидориной, Ольге Третьяк, Борису Фейгину, Осипу Шварцману и Ирине Якушевой. Кроме того Высшая школа экономики поддержала выдвижение Бориса Фейгина в члены-корреспонденты Российской академии наук (РАН).

В октябре-ноябре 2013 года в ВШЭ впервые будет проводиться масштабная оценка публикационной активности научных сотрудников университета. О разработке концепции такой оценки проректор Мария Юдкевич объявила еще на предыдущем заседании Ученого совета.  Для реализации этой идеи создаются предметные (оценочные) комиссии по 16 научным направлениям. Оценке подлежит публикационная активность научных работников за последние два с половиной года. Для успешного прохождения «аттестации» они должны удовлетворять хотя бы одному из трех критериев, установленных дифференцированно для научных работников разного ранга — от руководителей научных подразделений до стажеров-исследователей (от последних, по понятным причинам, обязательного наличия публикаций требоваться не будет). Такая оценка станет регулярной. Более того, по предложению Ярослава Кузьминова в ближайшие месяцы ректорат подготовит «дорожную карту» повышения требований к публикационной активности сотрудников университета до 2020 года.

Ученый совет утвердил новое положение об основных принципах проведения академической экспертизы в ВШЭ, а также новую редакцию положения об академической мобильности студентов ВШЭ. В последнем, помимо привычных поездок на обучение в зарубежные университеты, в качестве видов мобильности выделяются: внутриуниверситетская (обучение в другом кампусе ВШЭ), российская (прослушивание курсов в любых других российских вузах) и дистанционная (участие в программах на сайтах онлайн-образования, перечень которых утверждается учеными советами факультетов ВШЭ).

Алгоритм разработки учебных дисциплин

Образовательные программы традиционно формируются снизу, то есть складываются из дисциплин, существующих отдельно одна от другой. Между тем алгоритм разработки дисциплин должен быть иным: начинать нужно от образовательного стандарта и конкретизации его в виде образовательной программы, затем формировать циклы дисциплин и уже затем адаптировать программы отдельных дисциплин к общим задачам курса.

Председатель Учебно-методического совета (УМС) ВШЭ, ординарный профессор Олег Ананьин представил коллегам отчет о деятельности совета. За год в нем были созданы 16 профессиональных коллегий, которые рассмотрели 19 проектов новых магистерских программ, 3 проекта бакалаврских программ и 3 проекта образовательных стандартов. Коллегии выявили несколько типичных проблем при разработке таких проектов: слабый анализ международного и российского опыта при подготовке программ, расплывчатое представление авторов программ о целевой группе, которой их программа может быть интересна, и кафедральная обособленность многих магистерских программ, которая приводит к «стихийности в формировании магистерского звена подготовки».

Другим направлением работы УМС был анализ программ учебных дисциплин. Здесь, по словам Олега Ананьина, одна из главных проблем кроется в нестыковке курсов друг с другом, поскольку образовательные программы традиционно формируются снизу, то есть складываются из дисциплин, существующих отдельно одна от другой. Между тем алгоритм разработки дисциплин должен быть иным: начинать нужно от образовательного стандарта и конкретизации его в виде образовательной программы, затем формировать циклы дисциплин и уже затем адаптировать программы отдельных дисциплин к общим задачам курса.

В ВШЭ появятся аспирантские школы

Ученый совет утвердил контрольные цифры и правила приема в аспирантуру ВШЭ в 2013 году. Всего в аспирантуре Высшей школе экономики выделено 280 мест, документы от кандидатов принимаются с 1 июля по 13 сентября 2013 года. До 20 сентября с поступающими проводится собеседование для определения его будущего научного руководителя. Вступительные экзамены в аспирантуру пройдут в октябре 2013 года. Поступать в ВШЭ можно не только в «обычную», но и в академическую аспирантуру — аспирантуру «полного дня». Обучающиеся в академической аспирантуре будут получать стипендию в 30 тысяч рублей ежемесячно, а также смогут работать в ВШЭ или отдельных исследовательских проектах университета.

Опыт организации академической аспирантуры подтолкнул университет к поиску новых подходов к подготовке аспирантов в целом. С этой целью в Вышке создаются 12 аспирантских школ: по математике, экономике, менеджменту, социологическим наукам, политическим наукам, праву, психологии, техническим наукам, историческим наукам, филологическим наукам, философским наукам и образованию.

«Мы продвигаемся к более коллегиальному формату опеки аспирантов, — пояснил проректор ВШЭ Сергей Рощин. — Не отменяя и не заменяя работу в конкретных исследовательских центрах или кафедральных структурах, мы создаем дополнительную институциональную рамку». Аспирантская школа будет задавать определенную планку академической работы в своей области, способствовать академической мобильности аспирантов, сможет оценивать эффективность работы конкретной связки аспиранта и научного руководителя и помогать им в случае необходимости.

Сергей Рощин предлагает также далее развивать опробованный на факультете экономики трек «магистратура — аспирантура». Напомним, что в завершившемся учебном году магистрантам впервые была предоставлена возможность прослушать и сдать пакет из трех аспирантских курсов: по развитию академических навыков, по иностранному языку и по истории и философии науки.

Новый факультет и кафедры

Отделение дизайна МИЭМ ВШЭ преобразуется в факультет дизайна ВШЭ. В его структуре будут созданы кафедры истории искусства и дизайна, изобразительного искусства, технологии дизайна, менеджмента и маркетинга дизайна, графического дизайна, интерактивного дизайна, анимации, дизайна костюма, дизайна среды, промышленного дизайна. В состав факультета войдут три лаборатории — дизайна, моды и анимации. Основными направлениями научно-исследовательской деятельности нового факультета будут теория и история дизайна, новые технологии, новые приемы формообразования, экодизайн, психология и социология дизайна, педагогические исследования. Научным руководителем (арт-директором) факультета назначен Арсений Мещеряков, основатель и руководитель дизайн-бюро Agey Tomesh. Деканом факультета утверждена Ульяна Аристова.

«Дизайн — это не только картинки, — заметил, презентуя концепцию факультета, Арсений Мещеряков. — Это прежде всего вопросы коммуникации, изучение стратегии поведения потребителя, работа с интерфейсами, с эстетикой и эргономикой. Миссия факультета — подготовка кадров для креативной экономики и формирование культуры дизайна в России, которая сейчас находится не на самом высоком уровне».

Процесс обучения студентов на факультете будет непосредственно связан с проектированием и производственной деятельностью. На факультете предполагается оборудовать несколько учебных студий (от студии дизайна костюма до студии промышленного дизайна), а также профессиональные мастерские (столярную, керамическую, ювелирную, робототехники и другие). При этом факультет дизайна планирует наладить образовательное и научное сотрудничество с другими подразделениями ВШЭ, а его экспериментальные площадки и студии будут открыты для всех студентов университета.

По решению Ученого совета сразу четыре базовые кафедры известных научных и промышленных организаций будут созданы в МИЭМ НИУ ВШЭ. Базовую кафедру «Прикладные информационно-коммуникационные средства и системы» Вычислительного центра имени А.А.Дородницына РАН возглавит Лев Щур, базовую кафедру ОАО «РКК «Энергия» — Станислав Балакин, базовую кафедру информационно-аналитических систем ЗАО «ЕС-Лизинг» — Александр Шмид, базовую кафедру квантовой оптики и телекоммуникаций ЗАО «Сконтел» — Григорий Гольцман.

А в Санкт-Петербургский кампус ВШЭ приходит группа известных специалистов в сфере логистики — под руководством Владимира Лукинского там создается научная лаборатория логистических исследований.

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

 

Вам также может быть интересно:

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 561 должности профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. Конкурсный отбор объявили 111 подразделений университета.

Утверждены правила приема в Вышку в 2019 году и новые программы

Ученый совет ВШЭ утвердил перечень образовательных программ и контрольные цифры приема в бакалавриат и магистратуру в 2019 году. Рассказываем о главном, что ждет абитуриентов, в том числе о новых программах — их будет много.

4 совместных программы дополнительного образования, на которые можно записаться прямо сейчас

Статус «совместных» у этих программ означает, что представители индустрии и бизнеса принимали участие не просто в разработке отдельных курсов, но всей концепции обучения. Таким образом знания и навыки, которые получат выпускники, будут актуальны и максимально приближены к требованиям потенциальных работодателей.

Опубликованы «зеленая волна» и лист ожидания для абитуриентов бакалавриата

Список «зеленой волны» опубликован на сайте бакалавриата. В нее попали абитуриенты с высокими баллами, которым университет гарантирует поступление, если они вовремя принесут (или уже принесли) в приемную комиссию оригиналы своих документов. Дедлайн для предоставления оригиналов для зачисления на первом этапе — 1 августа (18:00 по московскому времени), на втором этапе — 6 августа (также 18:00 по московскому времени).

Часто задаваемые вопросы о программе «Психология в бизнесе»

Каких специалистов готовят на программе? Где они востребованы? Как строится обучение? Как поступать на программу и сколько стоит обучение? Этими вопросами задаются абитуриенты, рассматривающие возможность поступления на какую-либо магистерскую программу по психологии и сравнивающие эти программы между собой. Отвечаем на наиболее часто задаваемые вопросы о программе «Психология в бизнесе».

Где готовят экспертов в области науки, технологий и инноваций

Эксперт в области науки, технологий и инноваций —  это человек, который в инновационных, предпринимательских командах дополняет ученых и инженеров экономическими, юридическими, социологическими и управленческими знаниями. Эти специалисты уже широко востребованы в таких организациях, как Российская венчурная компания, Фонд содействия инновациям, ОЭСР или Всемирный банк, и спрос на них будет только расти. Готовят их на магистерской программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций».

Что такое «зеленая волна» и когда ее ждать

В Высшей школе экономики традиционно существует схема зачисления абитуриентов по «зеленой волне». Попадание в «зеленую волну» гарантирует поступление на бесплатное место при условии, что абитуриент вовремя принесет в приемную комиссию оригинал аттестата. «Зеленая волна» будет сформирована к 29 июля.

Словарь абитуриента — 2018

В университеты выстроились очереди абитуриентов, у большинства из них на руках уже полный комплект результатов ЕГЭ — начинается самая горячая пора приемной кампании. Чем отличаются БВИ от ДВИ, а направления подготовки от образовательных программ — пришло время разобраться в главных понятиях из арсенала абитуриента.

Памятка для участников олимпиады «Я — профессионал»

В этом году Вышка впервые принимает в магистратуру участников олимпиады «Я — профессионал». Напоминаем о том, какие преимущества они имеют при поступлении в ВШЭ и как ими воспользоваться.

Олимпиадники vs ЕГЭшники: кто поступит?

Каждый год во время приемной кампании в Вышке случается одно и то же: на некоторых программах все или почти все места занимают олимпиадники, или, говоря официальным языком, абитуриенты, имеющие право поступления без вступительных испытаний (БВИ). Что же делать тем, кто поступает по ЕГЭ? Отвечаем.