• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тоталитарное сознание россиян мешает развитию страны

 Видеозапись

Большинство россиян живут мифами о советском прошлом, не любят Америку, но не готовы отказаться от заграничных отпусков и полных прилавков. 12 августа в лектории ВШЭ в Парке Горького заведующая лабораторией политических исследований Валерия Касамара представила «Заметки политического натуралиста».

Свои наблюдения Валерия Касамара собирала во время общения с самыми разными представителями российского общества — от депутатов до бездомных. Для полноты картины были также изучены данные опросов ВЦИОМ и «Левада-Центра». Согласно им (опросы проводились в 2012 году), каждый второй россиянин сожалеет о распаде Советского Союза. Прежде всего людей печалит потеря чувства принадлежности к великой державе (52% опрошенных), разрушение единой экономической системы, возросший уровень недоверия друг к другу. Интересно, что абсолютное большинство даже молодых людей (около 80%) согласны с утверждением, что «распад Советского Союза стал величайшей геополитической катастрофой XX века».

Наиболее характерное высказывание студентов, причем ведущих вузов — МГУ, МГИМО, ВШЭ: «СССР был великой державой, потому что нас боялись, нас уважали». Понятия «страх» и «уважение» сливаются, тогда как понятия «партнерство» и «равенство» вообще не упоминаются молодыми людьми. Кроме сожалений о распаде «великой державы» молодежи не хватает атмосферы дружбы и взаимовыручки, царившей, как им кажется, тогда.

Каждый пятый из опрошенной молодежи был бы готов выдвинуть Сталина в президенты и сегодня. Парадокс в том, что в сознании людей мирно уживаются как образ диктатора, так и элементы демократического государства.

Чуть более половины молодых людей считают, что «Сталин, может быть, допустил некоторые ошибки, но заслуг у него больше, чем недостатков». При этом 70% респондентов вовсе не знают о событиях 1937 года. Каждый пятый из опрошенной молодежи был бы готов выдвинуть Сталина в президенты и сегодня. Парадокс в том, что в сознании людей мирно уживаются как образ диктатора, так и элементы демократического государства.

Впрочем, демократия у многих ассоциируется исключительно со свободным выездом за границу и широким выбором товаров и услуг. Это то немногое, чем российское общество сегодня довольно. «Люди черпают свои силы в прошлом, не видя, на что можно опереться в будущем, — отметила Валерия Касамара. — В нынешней повседневности и среди своих современников население не видит ни образцов для подражания, ни оснований для патриотизма».

«Люди черпают свои силы в прошлом, не видя, на что можно опереться в будущем, — отметила Валерия Касамара. — В нынешней повседневности и среди своих современников население не видит ни образцов для подражания, ни оснований для патриотизма».

Государство пытается изменить сложившуюся ситуацию, но делает это неуклюже. Так, в обществе не стихают дискуссии о едином учебнике по истории, в котором «стыдные» исторические события были бы завуалированы, чтобы школьники могли «гордиться» страной. Плоды такой политики видны в характерном для старшеклассников и студентов первых курсов высказывании: «Сейчас его (Сталина) показывают каким-то зверем и тираном, пытаясь затуманить умы людей, которые не жили в СССР и не имеют представления о том, кто такой Сталин».

Слушателям лектория Валерия Касамара предложила сыграть в небольшую игру — угадать, представителям каких социальных групп принадлежат те или иные цитаты. Результаты удивили многих. Как оказалось, отличить высказывания бездомных от высказываний депутатов по лексике и пафосу практически невозможно. Обе группы говорят о величии России, уникальности ее культуры и традициях одинаково грамотно. Разница в том, что для людей, оказавшихся «за бортом» и лишенных надежды, осознание принадлежности себя к великой стране — единственная опора в жизни.

Тотальная настороженность выливается в поиск врага. Около 70% россиян врагами считают Америку и НАТО. Однако, как только речь заходит о стиле жизни, США оказываются примером для подражания.

К другим «перекосам» в сознании современного общества Валерия Касамара отнесла низкий уровень доверия не только к различным политическим институтам и деятелям, но и друг к другу, нетерпимость к представителям иной национальности или религии. Тотальная настороженность выливается в поиск врага. Около 70% россиян врагами считают Америку и НАТО. Однако, как только речь заходит о стиле жизни, США оказываются примером для подражания.

«Несмотря на то, что Страны Советов нет уже более двадцати лет, наше общество все еще носитель тоталитарного сознания, и это мешает нам двигаться вперед», — заключила Валерия Касамара.

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Фото: Никита Бензорук

Вам также может быть интересно:

Счастье связано с доверием к коллегам и соседям

Российское общество в целом недоверчиво. Исключение россияне делают для коллег и соседей — верят в честные взаимоотношения с ними. Такое доверие к ближнему кругу больше влияет на удовлетворенность жизнью, чем доверие к государственным институтам и людям в целом, выяснила стажер-исследователь Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований (МНУЛ СКИ) НИУ ВШЭ Анна Миронова.

Западу нужно принять ценности Востока, не потеряв своих

Западные страны должны быть готовы не только к принятию большого количества мигрантов из восточных стран, но и ценностей, которые они несут с собой. При этом стоит помнить, что восточный менталитет более устойчив и стабилен в отношении собственных ценностей, чем западный. Об этом рассказал известный востоковед, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов на лекции в Парке Горького.

Автомобильной Москвы на всех не хватит

Никакие программы дорожного строительства и реконструкции не способны кардинально решить транспортную проблему Москвы. Единственный выход — серьезная модернизация общественного транспорта и повышение цены владения и использования автомобиля в городе. Об этом рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики, профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин на лекции в Парке Горького.

Индустрия культуры переживает трансформацию

Креативные индустрии становятся частью жизни современного общества и начинают играть весомую роль в развитии экономики. Что понимается под «креативными индустриями» и какое будущее их ждет, рассказал профессор Департамента медиа НИУ ВШЭ Илья Кирия на лекции в Парке Горького.

Стыд управляет социумом

Чувство стыда, по мнению социологов, является реакцией на угрозу разрыва социальных связей. А поскольку любой человек нуждается в обществе, эмоции или чувства, связанные со стыдом, влияют на жизнь каждого отдельного человека и формируют социальное устройство в целом. О роли стыда как маркере многих процессов на индивидуальном и социальном уровне рассказала доцент факультета социологии НИУ ВШЭ Ольга Симонова на лекции в Парке Горького.

Доверие становится ценностью

Доверие — одна из базовых вещей, на которых строятся деловые и личные отношения. Бизнес может понести огромные убытки, если на уровне менеджмента отсутствует доверие. О секретах доверия в деловой среде, на работе и в повседневной жизни рассказал бизнес-тренер, старший партнер компаний BEST T&D GROUP и «Тренинг-Бутик», старший преподаватель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» НИУ ВШЭ Марк Кукушкин на лектории НИУ ВШЭ в Парке Горького.

5

Столько лекций еще прочитают преподаватели Вышки до конца лета в Парке Горького.

Сериалы про 1960-е — это тоска по ушедшему настоящему

Почему мы подсаживаемся на телесериалы? Почему нам нравятся 60-е годы? Почему нам нравятся сериалы про 60-е годы? Об этом в своей лекции «Ностальгия по Америке 1960-х: сериалы и общество» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказал доцент кафедры наук о культуре НИУ ВШЭ Арсений Хитров.

Осторожно, бренд!

Слово «бренд» уже давно используют не только маркетологи, но и неспециалисты, интуитивно понимая, что скрывается за этим понятием. Но как именно бренды воздействуют на наше сознание и насколько мы подвержены этому воздействию? Об этом на лекции «Власть брендов: стратегии воздействия на потребителей» в Парке Горького рассказала профессор департамента «Медиапроизводство и креативные индустрии» факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ Юлия Пирогова.

От «причудливого кино» до Шварценеггера: обсуждаем кинематограф без снобизма

Артхаус и большое голливудское кино не исчерпывают собой понятие «кинематограф». Что смотреть тем, кого не устраивает ни то, ни другое, на лекции в Парке Горького рассказал доцент кафедры практической философии факультета философии НИУ ВШЭ Александр Павлов.