• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Можно даже немного обогнать время»

Роман Школлер — выпускник факультета экономики ГУ-ВШЭ, советник управления экономической политики и конкурентоспособности Российского союза промышленников и предпринимателей. В Вышку он поступил «через» олимпиаду.

— Роман, вы поступили в Высшую школу экономики по итогам олимпиады, но я знаю, что вы участвовали не в одной, а в нескольких олимпиадах...

— Да. Дело было так. В десятом классе я решил, что хочу учиться в Высшей школе экономики, и с этого момента целенаправленно участвовал в олимпиадах, которые могли позволить мне поступить в нее. Я знал, что есть возможность поступить в Вышку через Всероссийскую олимпиаду по экономике, в тот момент, я как раз перешел в математико-экономический класс, и начал учить экономику. В одиннадцатом классе выиграл региональный этап олимпиады и отправился на Всероссийскую олимпиаду, где получил диплом третьей степени. Я не был уверен, что этот диплом позволит поступить (Сейчас диплом третей степени позволяет поступить в Вышку, как и дипломы первой и второй степеней. — Автор), решил подстраховаться и съездить на Многопрофильную межрегиональную олимпиаду школьников ГУ-ВШЭ, где набрал достаточное для поступление количество баллов. Еще я выиграл интернет-олимпиаду ГУ-ВШЭ, так что я затрудняюсь точно сказать, по итогам, какой именно олимпиады я поступил.

— А что вам дали олимпиады, кроме возможности поступить в Вышку?

— Олимпиада — это особенная атмосфера, которая будоражит и стимулирует интеллектуальные способности. Она притягивает, возможно, поэтому, я затем стал составителем заданий олимпиад и членом оргкомитета. Олимпиада дала мне хороших друзей, многие из тех ребят, с которыми я на ней познакомился, потом учились со мной в одной группе, и мы до сих пор поддерживаем теплые отношения. Олимпиаде присущ дух соперничества, ведь когда ты участвуешь в олимпиаде, ты имеешь дело с лучшими из лучших и в результате понимаешь, на какой уровень стоит равняться и к чему стремиться.

— Возвращаясь к вашему решению поступать в Вышку — почему именно сюда?

— Процесс выбора вуза был непростым. В конце девятого класса я с интересом прочитал статью в «Профиле» о ведущих московских вузах — МГИМО, МГУ, финансовой академии, Академии имени Плеханова, Вышке, потом начал искать информацию в интернете, изучал, что собой представляет каждый вуз. И мне показалось, что Вышка в наибольшей степени подходит для меня, так как здесь современный, несоветский подход к образованию, открытость, честность, система рейтингов. В то время я жил в Екатеринбурге, и для меня важным фактором были вышкинские дистанционные курсы в интернет-школе, которые давали возможность готовиться по тем же материалам, что и на факультете довузовской подготовки ВШЭ. Позже, летом в Испании я познакомился с Ольгой Каранауховой, которая училась на факультете экономики ГУ-ВШЭ на первом курсе, она много рассказывала об учебе и студенческой жизни. Наверное, она не в последнюю очередь склонила меня к мысли, что именно в Вышке можно получить самое лучшее в России бакалаврское образование по экономике. И я ни разу не пожалел о своем выборе, так как действительно очень много получил от этого заведения.

— А что вы считаете самым ценным из приобретенного во время обучения в Вышке?

— Самое ценное, я думаю, — это люди и знания. Один из самых удивительных людей, с кем меня свела Вышка — это Александр Николаевич Шохин. Когда я поступал в аспирантуру, я просто пришел и подал заявление на кафедру теории и практики взаимодействия бизнеса и власти. В тот момент я никого не знал на этой кафедре и через месяц уже начал думать, что ничего не выйдет. И тут мне совершенно неожиданно позвонил Александр Николаевич! Мы встретились, у нас был длинный разговор, и в итоге он согласился стать моим научным руководителем. А спустя год, когда я окончил Российскую экономическую школу (я еще и в ней учился), Александр Николаевич предложил мне начать работать в управлении экономической политики и конкурентоспособности РСПП. С тех пор мы с ним достаточно много общались — и как с научным руководителем по вопросам моих диссертационных исследований, и как с Президентом РСПП уже по рабочим вопросам. Он всегда удивлял меня своими знаниями и потрясающей эрудицией в совершенно разных областях, умением разбираться в людях, пониманием того, как и что делается в бизнесе, в политике, в мире.

А еще Вышка учит умению эффективно работать и все делать вовремя.

— И в чем, на ваш взгляд, секрет успеха в жизни? Работа? А как же везение?

— В любом деле девяносто процентов успеха — это работа, работа и еще раз работа над собой. Я хорошо учился, в школе получил золотую медаль, Вышку окончил со средним баллом 5 по пятибалльной шкале, в магистратуре Российской экономической школы я был в первой десятке рейтинга, аспирантуру тоже окончил отлично, у меня было двенадцать белых шаров и ни одного черного на защите. Немножко таланта, а остальное — работоспособность, высокие внутренние стандарты и требовательность к себе.

— А к чему у вас есть «немножко таланта»?

— Мне всегда нравилась и легко давалась математика, точные науки. Я думаю, всем что-то дано от природы, но не многие развивают свои таланты. Жизнь любому человеку в каждой ситуации предоставляет множество возможностей, и чтобы в них не запутаться, должен быть некий внутренний компас, стержень, понимание того, чего ты хочешь. Я благодарен родителям, которые сформировали у меня сильную мотивацию, научили выбирать, стремиться к большему, не бояться сложностей, преодолевать их. Если работать в плотном графике, то можно даже немного обогнать время и получить больше стандарта — когда мне было двадцать, я стал бакалавром, в двадцать один — магистром, и в двадцать три защитил кандидатскую диссертацию.

— Окончили магистратуру за один год?

— Нет, за два, но мы с двумя моими однокурсниками поступили в магистратуру Российской экономической школы, будучи еще студентами третьего курса в Вышке — мы очень хорошо сдали экзамены, для нас сделали исключение и приняли. А к моменту окончания РЭШ мы уже имели диплом о высшем образовании, так что никаких проблем не возникло.

— Как вы себя оцениваете в работе, вы целеустремленный, как и в учебе?

— Думаю, что да. Работа мне нравится, так же как и нравилась учеба. Мое основное место работы — управление экономической политики РСПП, в котором я, в первую очередь, занимаюсь проектами, связанными с мониторингом российского бизнеса. В течение полутора лет мы проводили регулярные ежемесячные опросы наших членов, направленные на выявление того, как бизнес функционирует во время кризиса и как они реально ощущают на себе влияние государственных антикризисных программ. Результаты некоторых этих опросов и соответствующие рекомендации направлялись в Правительство Российской Федерации и активно использовались в работе РСПП. Сейчас мы начали новый проект — «Индекс деловой среды РСПП» — нацеленный на ежемесячный оперативный мониторинг «настроения» крупного бизнеса, основанный на персональных опросах и интервью руководителей крупнейших российских компаний. Еще в рамках РСПП я достаточно активно принимаю участие в вопросах разработки предложений союза по энергетической и инновационной политике. Кстати, моя диссертация связана с некоторыми аспектами энергетической безопасности, так что, работая в союзе по смежным направлениям, я достиг значительного синергетического эффекта. Думаю, что и в Вышке, и в РЭШ я получил очень многие навыки, которые позволили мне быть успешным на работе. Очень часто студенты ВШЭ говорят, что те знания, которые они получают, вряд ли пригодятся им в последующем, что кроме как в научной деятельности это не нужно. Большая ошибка! В действительности эти знания формируют у человека определенный подход к решению проблем, кругозор, структуру мышления — и вот это уже действительно дает огромные конкурентные преимущества.

— Я знаю, что вы еще преподаете в МИЭФе — Международном институте экономики и финансов ГУ-ВШЭ, вам нравится преподавательская деятельность?

— Я начал преподавать еще на четвертом курсе, свою первую лекцию читал в двадцать лет ребятам, которые учились на третьем курсе, мы были почти ровесники. Я читал лекцию по эконометрике и анализу временных рядов в Государственном университете гуманитарных наук. А на следующий год меня пригласили преподавать в МИЭФ, и там я по сей день веду семинары по статистике, теории вероятности и анализу временных рядов. Хобби у меня такое. Мне действительно нравится преподавать, объяснять людям что-то новое, делиться своими знаниями, помогать им в чем-то разобраться.

— Какими достижениями в профессиональной сфере вы гордитесь?

— Полгода назад я участвовал в подготовке ряда документов, связанных с позицией РСПП по некоторым вопросам промышленной политики, который надо было представить в Госдуме. Так сложилось, что никто из руководства пойти на заседание Комитета по экономической политике Госдумы не смог, и мне поручили отстаивать нашу позицию. Я, конечно, мягко говоря, был шокирован, но делать нечего, сказали, значит — надо. Депутаты Госдумы — люди подкованные, с блестящими навыками ведения дебатов, для меня это потрясающий опыт. Вначале было немного не по себе, но в итоге я отстоял нашу позицию. Союз был мною доволен, и из Думы даже пришло письмо с благодарностью. Еще для меня очень важно, что я участвовал в работе Международного экономического форума в Санкт-Петербурге (его иногда называют русским Давосом) и 11-м Съезде ВПП «Единая Россия», в составе делегации РСПП.

А еще есть одна вещь, никак не связанная с моей профессиональной деятельностью и образованием, — это спорт. Я помню, что когда я пришел в спортивный зал на втором курсе, то вообще ничего не мог. Ну то есть вообще ничего не умел, например, еле мог поднять штангу даже среднего веса для моей категории. Через два с половиной года регулярных тренировок я задумался, что еще немного, еще плюс 100 килограммов по сумме трех упражнений — и можно начинать готовиться к соревнованиям по пауэрлифтингу.

— Кем вы видите себя, скажем, через пять лет?

— Эффективным руководителем и отличным специалистом. У меня есть определенные карьерные планы, думаю, скоро я поменяю сферу своей профессиональной деятельности на стратегический консалтинг, но это уже, как говорится, тема отдельной беседы.

Мезенцева Людмила, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»

28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.

Вышка наградила своих лучших выпускников

16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.

«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»

20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».

В Лицее НИУ ВШЭ прошел первый выпускной

19 июня Лицей Вышки отпраздновал первый в своей жизни выпускной. Каждый из 58 учеников из первого набора получил в этот день помимо аттестата, еще и диплом «звезда в созвездии Лицея». И этот пафос вполне оправдан, учитывая количество дипломов Всероса, других олимпиад и баллы ЕГЭ (окончательные результаты еще подсчитываются, но уже ясно, что более 30 лицеистов получили по какому-либо предмету 90 баллов и больше).

Выпускной: пошаговая стратегия

20-го июня Вышка приглашает выпускников, студентов и преподавателей на общеуниверситетский выпускной, который пройдет в клубе «Space Moscow» по мотивам космической саги «Звездные войны». Бесспорно, это лучшая вечеринка года. Но чтобы все точно прошло как надо, не забудьте сделать несколько правильных «шагов».

10 фактов о «Звездных войнах», знание которых может пригодиться на выпускном ВШЭ

Как говорил великий мастер Йода: «Очисти ум от вопросов». А также открой его новому знанию. Накануне выпускного Вышки, темой которого будут «Звездные войны», мы собрали 10 нескучных фактов об этой саге.