• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О научном подходе к покупке автомобиля и рождению ребенка

Дмитрий Игнатов — выпускник магистерской программы «Математическое моделирование» отделения прикладной математики и информатики факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ. В настоящее время преподает на кафедре анализа данных и искусственного интеллекта Высшей школы экономики, осенью планирует защитить кандидатскую диссертацию.

— Дмитрий, где вы сейчас работаете, о чем мечтаете в профессиональном плане?

— Работаю на кафедре анализа данных и искусственного интеллекта преподавателем, веду курсы, связанные с анализом данных, программированием. Все они носят практический характер. В этом году даже лекции по анализу данных вел, заменяя другого преподавателя. Было довольно интересно.

Я вхожу в группу высокого профессионального потенциала (так называемого кадрового резерва) Вышки. Помимо этого, занимаюсь наукой, выступаю на различных конференциях по своей тематике как в России, так и за рубежом. Есть, разумеется, и публикации, в том числе на английском языке. Конечно, мне очень помогает мой научный руководитель. Недавно прошел курсы повышения квалификации по английскому языку, и моя цель сейчас — улучшить навыки академического письма. Слушал курс преподавателя из Калифорнийского технологического университета о том, как правильно выбрать журнал для подачи туда статьи, как правильно ее написать, какая лексика допустима, и моя цель сейчас самостоятельно написать такую статью и опубликовать в одном из ведущих изданий.

— Над диссертацией работаете?

— Да, работаю над диссертацией, сейчас уже заключительный этап, недавно прошла предзащита. Надеюсь, сама защита успешно состоится осенью. Правда, с диссертацией были трудности: до Вышки я учился в аспирантуре Российской академии наук, а здесь я соискатель. Пришлось сменить научную специальность, дополнительно сдать еще один экзамен. Прежняя специальность называлась «Теоретические основы информатики», а сейчас другая, с более длинным названием — «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ». В связи с этим и диссертацию нужно было переработать.

— Она по физико-математическим наукам?

— Нет, это работа по техническим наукам, потому что в ней преобладают прикладные вещи. Я занимался проблемами информационного поиска, например, документов-дубликатов для поисковых систем (по гранту компании «Яндекс», который мы выиграли в 2005 году). Также я занимался анализом посещаемости сайтов, в том числе и сайта ГУ-ВШЭ. Можно посмотреть, какие рубрики наиболее посещаемы, какие ресурсы востребованы. Эта информация полезна для понимания того, каковы интересы нашей аудитории. Похожие исследования проводили для одного крупного банка и компании-автодилера, а это уже решение маркетинговых задач с применением современных средств анализа данных.

Сейчас я занимаюсь рекомендательными системами. Скажем, есть сайт, на котором люди покупают книги. Если человек купил книгу X, то ему порекомендуют книгу Y , а возможно еще несколько других. Вот такие алгоритмы изучаю, хочу их усовершенствовать. Часто человек выбирает какую-либо книгу, а ему рекомендуют что-то совсем неподходящее, и он перестает доверять этим системам. Такие вопросы меня тоже интересуют, хотя больше всего волнует эффективность, то есть насколько быстро (происходит за доли секунды) и качественно (с меньшим количеством ошибок и максимальной полнотой поиска) можно выдать рекомендацию. Так что круг моих исследований, с одной стороны, вписывается в рамки анализа данных: нужно проанализировать большой объем информации, чтобы понять поведение людей, а с другой, — соотносится с проблемами искусственного интеллекта, потому что это не просто вычислительный алгоритм.

— Когда вы поступали в магистратуру ВШЭ, чем вы руководствовались, почему вы выбрали именно математическое моделирование?

— Это направление мне тогда показалось подходящим, потому что информатика мне всегда была интересной, а математикой я и до этого увлекался всерьез. Но чистая математика довольно сложна, часто бывает неясно, где ее можно применить. А тут именно прикладные аспекты выходят на первый план. Так что на выбор повлияло само название программы — «Математическое моделирование». Еще большим плюсом было то, что здесь, помимо дисциплин технического характера, предлагалось изучить экономические дисциплины — микро— и макроэкономику, эконометрику и многое другое, что расширяет кругозор и делает возможным дополнить свое математическое образование современными пониманием экономической системы. Кстати, многие мои сокурсники писали дипломы по экономической тематике.

— Два года в магистратуре — это небольшой период. И тем не менее, что и кто запомнились больше всего?

— Обучение было довольно спокойным. И удобным: оно проходило вечером, его можно было совмещать с работой. А поскольку моя работа была здесь (я не бросал науку, мой научный руководитель Сергей Олегович Кузнецов тоже работает в ВШЭ, руководит отделением прикладной математики и информатики), получалось так, что днем работал на кафедре, а вечером приходил учиться к тем людям, с которыми работал днем. Это не очень обычная ситуация. А вообще, Вышка многим запомнилась потому, что здесь созданы хорошие условия для учебы: доступ в Интернет, хорошая обеспеченность техникой (компьютерные классы, оборудование), расселение по общежитиям и так далее, — руководство вуза внимательно относится к проблемам учащихся, обеспечивает комфортные условия.

У нас много высокопрофессиональных преподавателей. Если говорить о преподавателе, который делает это мастерски и может «зажечь» аудиторию, привлечь студентов, — это Леонид Евгеньевич Жуков. У него степень PhD по физике, но занимается он современными компьютерными технологиями: социальными сетями, анализом данных. Главное — он очень хороший лектор, рассказывает очень интересно, приводит доступные простые примеры. Слушаешь его, и хочется заниматься тем, о чем он говорит, кажется, что это легко — только шагни и начни делать. Действительно, многие студенты, и я в том числе, отзываются о его занятиях очень хорошо. Или, к примеру, ординарный профессор Владислав Владимирович Подиновский, который читал интереснейший курс теории принятия решений. Он мастерски это делает, старается выбирать примеры из жизни. Раньше об этой теории говорили на примере производства станков или военных изделий. Но сейчас он предлагает решать, например, как лучше поступить, покупая жилье или автомобиль. Одна студентка даже выбирала время, когда ей рожать второго ребенка! Знания и умения в области принятия решений важны каждому. Можно во время учебы набить руку, а потом спокойно в экспертных компаниях выступать в качестве аналитика рынка, например. Конечно, не так-то легко понимать материал всех курсов, особенно гуманитариям. Но ведь у нас в магистратуре учатся и социологи, и люди которым политология интересна. И им математическое моделирование очень помогает в работе.

— У вас есть опыт обучения в аспирантуре Академии наук и работы в Вышке. Есть ли разница в атмосфере, обстановке?

— Безусловно, разница есть. Если говорить про институты РАН, то там во многом ситуация мало изменилась с начала 1990-х: ты работаешь самостоятельно, занимаешься наукой, участвуешь в проектах, которые поддерживают какие-то внешние фонды. Но там нет такой энергетики, активной работы. А в Вышке все это есть, очень грамотно выстроена система стимулирования: если ты активно пишешь качественные статьи, то набираешь дополнительные баллы и получаешь весьма ощутимую прибавку к преподавательской зарплате. Более того, есть разные программы Центра академического развития, приглашаются зарубежные специалисты, которые учат, к примеру, правильно писать статьи на английском языке, что очень важно для русских ученых, представляющих Россию на международной научной арене. Есть различные тренинги, особенно для молодых ученых, преподавателей: как подать заявку на грант, как правильно себя позиционировать, как грамотно написать статью, — эти вещи очень полезны. В Вышке организовано все иначе, все нацелено на активную работу. Недавно я выиграл конкурс на создание учебного курса по анализу данных, собираюсь за лето осуществить задумку. На факультете создана проектная группа по интеллектуальному анализу данных, в которую входят пять из моих студентов. Они уже выступили на двух конференциях: одна проводилась в рамках Дня науки, вторая, тоже в Вышке, была посвящена интернет-технологиям. Я был в это время в командировке, и мои студенты перед телекамерами выступали впервые в жизни, рассказывали о своих первых научных достижениях. В Вышке создана особая атмосфера: тех, кто хочет идти в науку, особенно в прикладную, обязательно поддержат. И этим хочется заниматься, это интересно.

— Дмитрий, постарайтесь убедить меня, гуманитария, что магистерская программа «Математическое моделирование» интересна и полезна.

— На рынке труда сейчас востребованы люди как гуманитарных профессий, так и технических. Но чем универсальнее человек, тем лучше, выгоднее. Чему можно научиться у нас? Если говорить об экономических, политических и социальных науках, то мы вносим в них аспект математического моделирования. Можно, конечно, рассуждать, читать умные книги, писать хорошие эссе. Но как только понадобится смоделировать сложный социальный процесс, то рассуждений на пальцах уже явно не хватит. Нужно хотя бы границы исследования задать, определить агентов модели. После этого можно программировать, можно провести симуляционный эксперимент, посмотреть, что же произойдет. Выводы могут быть весьма значительными. Человек, владея этой техникой, получает возможность по-другому посмотреть на проблему, четко и обоснованно предъявить результаты исследования. Даже если кто-то не сумеет научиться моделировать самостоятельно, все равно он будет знать, какие модели ему могут понадобиться, что он должен спросить у аналитика или у технического специалиста, какие он должен поставить задачи для моделирования или программирования. Не обязательно становиться программистом, но если пришел, то нужно изучить базовые математические вещи, такие как теория вероятности, линейная алгебра и прочее. Человек просто не будет бояться что-то простое высчитать, используя языки программирования. Это все не так сложно. Со мной в магистратуре учились выпускники соцфака, защищали дипломы на «отлично», и сейчас хорошо трудоустроены.

— Что бы вы посоветовали будущим магистрантам?

— Будущим магистрантам я бы рекомендовал для начала посетить День открытых дверей той магистерской программы, на которую они нацелились, встретиться с руководством, понять, что им может дать эта программа. Если вы сядете на этот поезд и проедете на нем два года, то можете оказаться не в том месте, куда отправлялись. А в наше стремительное время печально тратить время впустую. Поэтому выбор магистерской программы нужно делать осознанно, несколько раз подумать, посоветоваться. Но если уж вы сюда идете, то будьте готовы изучать математику, программирование. Если вы хотите стать, например, аналитиком в сфере экономики, то не прогадаете, здесь созданы все условия для этого.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.

Студенты Вышки стали победителями кейс-чемпионата Oliver Wyman Impact 2017

Команда из четырех студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» была признана победителем из более чем сотни команд.

«Наши студенты должны осуществить научный прорыв на стыке математики и компьютерных наук»

В 2017 году факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сколтех будут вести совместный прием на магистерскую программу «Статистическая теория обучения», которая станет правопреемницей программы «Математические методы оптимизации и стохастики». О научной составляющей новой программы и о возможностях, которые она предоставляет студентам не только магистратуры, но и бакалавриата, рассказывает академический руководитель программы, профессор математических наук университета Гумбольдта в Берлине, Владимир Спокойный.