• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не в деньгах счастье, а в знаниях. Они помогут заработать…

3 октября 2008 г. аспирантка Вышки Елена Аникаева защитила диссертацию на тему "Социальные установки в отношении денег как фактор финансового поведения населения".

Русские любят сорить деньгами — один из самых распространенных европейских стереотипов. Основной смысл старых русских пословиц сводится к тому, что невозможно быть богатым и честным одновременно. Этот тезис противоположен известному высказыванию римского императора Веспасиана, который сказал фразу "деньги не пахнут", имея в виду, что источник прибыли не имеет значения. Сорим ли мы деньгами и имеет ли значение в глазах людей источник богатств — это и выясняла в своей работе Елена Аникаева.

— В Высшую школу экономики я поступила в 2004 году, — говорит Елена Аникаева. — Закончила только сегодня, но вся работа заняла три года. Последний год — это больше формальные вопросы. И основная трудность, с которой, думаю, сталкивается большинство аспирантов, и не только вышкинских, — публикация в журнале ВАК, отсутствие которой не позволяло мне выйти на защиту.

— Вы хотите сказать, что в принципе текст диссертации был готов к защите к концу обучения?

— Да, у меня прошла предзащита, и все было готово.

— А до этого вы учились в Вышке?

— Нет, я училась в Пермском государственном техническом университете на кафедре социологии. Наиболее интересным для меня направлением являлась — экономическая социология.

— А почему вы выбрали аспирантуру в Вышке? Были ли другие варианты?

— Решение пойти в аспирантуру родилось спонтанно. Спустя месяц после окончания учебы в вузе, летом, я еще чувствовала себя совершенно свободным человеком, думала, больше никогда учиться не буду. Но диплом я писала у замечательного преподавателя — Александра Дмитриевича Боронникова, он читал у нас экономическую психологию и психологию предпринимательства, вот он-то мне и сказал: может, тебе в аспирантуру поступить, такая хорошая работа была... Выбор пал на ВШЭ, это один из ведущих вузов в России в области экономической социологии. Здесь очень хорошие преподаватели, хорошие специалисты.

— Было не страшно ехать в другой город, тем более в Москву?

— Наверно, страх был, но я это осознаю только сейчас. А четыре года назад казалось, что море по колено, и я не особо задумывалась о тех вещах, о которых, возможно, сейчас задумалась бы. Вероятно, сегодня я бы не решилась на такой шаг, побоялась бы переезжать.

— У вас были какие-то ожидания от аспирантуры, оправдались ли они?

— Мне кажется, что уровень преподавания в Москве выше, чем у нас. И я в первую очередь боялась, что вообще не поступлю в аспирантуру. Поэтому ждать чего-либо, не будучи уверенной, что вообще поступлю, мне было сложно. Я не знала лично никого из преподавателей кафедры. Не представляя, каков будет уровень, который потребуется от меня на вступительных экзаменах, не могла вообще знать, поступлю ли.

— Сожалений о том, что вы потратили четыре года на обучение в аспирантуре, нет?

— Думаю, что обучение и защита стоили того. Говорить, зря или не зря, вообще неприемлемо и некорректно. Тут без вариантов: это то, что было нужно в жизни. Я просто училась, потому что это интересно.

— Помните свои первые впечатления от аспирантуры?

— Первые впечатления — это, безусловно, когда лично видишь тех преподавателей, по книжкам которых училась в вузе. При утверждении темы собрались все преподаватели факультета — И.Ф. Девятко, В.В. Радаев, О.Е. Кузина, Н.Е. Тихонова. Ведь одно дело, когда ты в институте все пять лет читала их книги от корочки до корочки, другое — когда впервые в жизни видишь их и они обсуждают уже твою работу. Это произвело неизгладимое впечатление.

— Какое?

— Чувство гордости, что в жизни можно добиться чего-то большего, чем есть в данный момент.

— Зачем вам вообще понадобилась аспирантура?

— Поначалу я не рассматривала аспирантуру как нечто, что может повысить мой материальный или профессиональный статус. Четыре года назад мне это было просто интересно, увлекла тема. Я пришла с ней к своему руководителю Ольге Евгеньевне Кузиной, рассказала о том, что мне кажется перспективным, она поддержала мои идеи и на протяжении всего времени обучения проявляла искренний интерес к моей работе, всегда давала ценные комментарии и замечания. Сейчас я рассматриваю аспирантуру как повышение своего социального статуса. А что будет в дальнейшем, пока сложно сказать.

— Тема диссертации выросла из темы диплома? Какие были соображения при выборе темы?

— Скорее, дипломная работа только подвела меня к теме диссертации, она показала, что может быть интересным. Но сказать, что на теме дипломной работы я построила свою диссертацию, нельзя, потому что те годы, которые я провела в Вышке, были не просто переписыванием дипломной работы, они стали именно работой над диссертацией, основанной на идее, которая зародилась раньше.

— Были какие-то сложности во время работы над диссертацией, во время обучения?

— Лень. Это была главная сложность. Лень появилась уже в последний год обучения, когда большая часть работы была написана, сложно было что-то перечитывать, что-то дописывать — такой период усталости. А потом удалось завершить.

— Появлялись мысли бросить аспирантуру?

— Нет, потому что казалось, что если брошу, то все эти годы окажутся потраченными впустую, и стоило ли так стремиться к этому, стоило ли этим заниматься? Я чувствовала, что весь проделанный труд стоит того, чтобы собраться и завершить его.

— Как удалось справиться с ленью?

— Помог любимый человек.

— Пользовались ли библиотеками? Были ли сложности по доступу к информации?

— Роль библиотеки в данном случае нельзя недооценивать, потому что основная масса исследований, которые я изучала в рамках диссертации, все-таки была проведена за рубежом. Большая часть теории и материалов была взята из электронной библиотеки ВШЭ. Фактически это основа, которая позволила мне написать действительно хорошую работу.

— А как вы справились с практической частью диссертации?

— Еще в 2004 г. в Перми был составлен опросник и проведено пилотажное исследование, результаты которого легли в основу моей диссертации.

— Вы участвовали в научной жизни?

— Самыми запоминающимися были две конференции, которые организовывал институт социологии РАН, — для аспирантов Академии наук, но в них могли принимать участие и аспиранты из других учебных заведений. Конференции проходили в комфортной обстановке, в доме отдыха РАН в Звенигороде. Несколько дней, проведенных аспирантами вместе с преподавателями, как из ВШЭ, так и из Академии наук, за круглыми столами, и совместный отдых, душевная обстановка привели к тому, что мы сдружились, и те, кто ездил, до сих пор поддерживают отношения.

— Общались ли вы с аспирантами других вузов? Сравнивали ли аспирантуры?

— У аспирантов других вузов было ощущение, что в Вышке более требовательные преподаватели в плане формальных требований к работам.

— Каким было общение с научным руководителем?

— Ольга Евгеньевна Кузина — замечательный человек, очень добрый, отзывчивый, профессионал. Про нее я могу сказать только добрые слова и слова благодарности.

— А каким было взаимодействие с аспирантурой ВШЭ?

— Никогда и никаких проблем не возникало. Я старалась все делать вовремя и хорошо, поэтому единственное, что всегда было некое ощущение страха перед каждой аттестацией. Аттестация — это как у студентов перед экзаменом, возникает страх, что не аттестуют.

— Вы работали во время учебы в аспирантуре?

— Да. Я уже работала, когда поступала в аспирантуру. У меня всегда был полный рабочий день и очная аспирантура.

— Как вам удавалось совмещать работу и учебу?

— Работодатели оказались очень лояльны к обучению в аспирантуре. Если была необходимость отпроситься, уйти на конференцию, на аттестацию, никогда не возникало трудностей. У нас в управлении много кандидатов наук, в том числе и среди руководителей. Те люди, кто получал кандидатскую степень, знают ей цену, не в денежном, материальном выражении, а в плане труда, затраченного времени, сил и энергии.

— Если бы был выбор, лучше было бы только учиться, или это хорошо, когда работаешь и учишься?

— С моей точки зрения, хорошо, когда работаешь и учишься. Я человек активный, вряд ли смогла бы сидеть дома и в библиотеках 24 часа в сутки, заниматься только учебой. Мне нравится, когда жизнь разнообразна, заниматься и тем, и этим для меня никогда не составляло никаких трудностей. Чем больше дел, тем более человек активен, энергичен, тем больше он успевает в жизни.

— Есть планы продолжать научную деятельность?

— Продолжить свою научную деятельность я вряд ли сподвигнусь. Поздравляя с успешной защитой, мне говорили: даешь докторскую! О том же спрашивают очень многие. Я пока думаю так же, как и после окончания вуза, — все, свобода, больше никакой учебы, последний экзамен в моей жизни, последняя дипломная работа, диссертация. Поэтому планы не строю, хочется отдохнуть, поездить, поработать. Как сложится дальнейшая жизнь — время покажет.

— Ваша диссертация полезна для вашей профессиональной деятельности?

— Я работаю в области маркетинга, а диссертация у меня по социологии финансового поведения. Она фактически не соприкасается с тем, что делается на работе в практическом плане. Однако знания, выводы полученные в диссертации позволяют с более высокого уровня смотреть на вопросы, которые рассматриваются в профессиональной деятельности при анализе стратегий финансового поведения. Сама методика, которая была заложена в диссертации, действительно используется на практике, люди даже планируют проводить по ней исследования.

— А кто ее использует на практике?

— Национальное агентство финансовых исследований, которое возглавляет мой научный руководитель. При опросе в нескольких регионах России сотрудники агентства планируют включить в опросник, посвященный изучению установок к деньгам, мою методику.

— Как бы вы оценили свою работу? Вы довольны результатом?

— Я довольна, но можно лучше. Материал из моей диссертации вполне может быть включен в учебный курс социологии финансового поведения и социологии денег. Безусловно, там есть такие выводы, к которым довольно сложно будет прийти исследователям, не имеющим доступа в платные электронные библиотеки, как это позволяет сделать ВШЭ для своих студентов и аспирантов.

— Какой вам видится Вышка через 3—5 лет?

— Хотелось бы сказать, что она будет лидирующим вузом в России, но она таковым уже является. Будет все таким же ведущим вузом, с ее замечательными преподавателями, с их знаниями, которые они с любовью и интересом передают всем студентам ГУ-ВШЭ.

— А что бы вы могли пожелать тем, кто собирается учиться или уже учится в аспирантуре ВШЭ?

— Терпения. Не бросать дело на полпути. Стремиться дойти до конца. Ценить труд своего руководителя.

— Вы закончили аспирантуру. Вам было бы интересно иметь возможность приходить в ВШЭ снова?

— В ВШЭ можно прийти, если вдруг надумаю получить второе высшее образование.

— Кандидатской недостаточно?

— Хотелось бы каких-то знаний уже из области не социологии, а экономики, но для этого необходимо второе высшее образование. И я пойду в Вышку, других вариантов я просто не рассматриваю. Я слышу от людей: второе высшее — только в Вышку, МВА — только в Вышку. Мне кажется, тут даже не имеет смысла что-то рекламировать, потому что у ВШЭ достаточный статус и общественное признание, у людей уже не возникает сомнений, куда идти.

— У вас есть какие-то хобби?

— Люблю кататься на роликах, гулять, ходить в кино. Я люблю мелодрамы и комедии с хорошим концом.

— Так. Русский человек на рандеву с Вышкой и на роликах — это прекрасно. А карьерная цель у вас есть? Например, стать руководителем, ученым, свободным художником, специалистом высшей квалификации?

— Стать руководителем, скорее да, но не сейчас, а вот в будущем обязательно буду.

— Сколько и чего вам нужно для счастья?

— Счастье — это не только успехи на работе. Это и тепло, хорошая атмосфера в семье, в доме. Потому что дом — это то, куда мы возвращаемся каждый день, какая бы у нас ни была работа, какие бы ни были отношения в коллективе. Счастье — это когда человек приходит домой с радостью, а там его встречают с любовью. Любовь и теплые отношения с родными и близкими людьми, особенно с любимым человеком — самое ценное и важное что есть в жизни. Такое вот рандеву со счастьем.

Беседовала Вера Пешкова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Автореферат диссертации Елены Аникаевой "Социальные установки в отношении денег как фактор финансового поведения населения"

Вам также может быть интересно:

Неравенство возможностей

Большинство россиян уверены, что для достижения их жизненных целей лучше подходят столичные мегаполисы. При этом почти 50% жителей Москвы и Санкт-Петербурга считают, что достигли меньше желаемого, а свыше половины горожан в провинции уверены, что добились всего или многого. Светлана Мареева выяснила, почему провинциалы чувствуют себя успешнее, чем жители столиц.

Карьеристы и патриоты

Что узнали социологи ВШЭ, работая «под прикрытием» в радикальных молодежных движениях.

Рабочие в прошлом

Люди рабочих специальностей после распада СССР оказались невидимой группой общества. Их идентичность сегодня строится во многом на памяти о советском прошлом, у них растет чувство социального неравенства. К таким выводам пришли ученые ВШЭ в ходе полевого исследования, проведенного в бывшем соцгороде Уралмаш, расположенном на территории Екатеринбурга.

Иллюзорный идеал старения

В современном мире становится модной концепция успешного старения. Она предполагает, что человек в зрелом возрасте как можно дольше сохраняет активность, здоровье и привлекательный внешний вид. Особые требования в этом плане социум предъявляет к женщинам. Перешагнув 50-летний рубеж, они нередко оказываются в поисках своей новой идентичности. Это демонстрируют результаты анализа, основанного на данных качественных интервью с москвичками среднего возраста.

Люди без памяти

Что делает с современным человеком культ скорости.

Работа на миллион

Что такое массовые профессии и есть ли у них будущее.

Раннее алкогольное созревание

Подростки, которые планируют получить неполное среднее образование и продолжить обучение в техникуме или училище, чаще потребляют алкоголь, чем потенциальные абитуриенты вузов. Это подтвердил опрос более 1000 российских школьников, проведенный в рамках совместного исследования ученых из НИУ ВШЭ и Нью-Йоркского Университета.

Патриархат в Европе

Как меняются гендерные установки мигрантов из мусульманских стран.

Лишний вес наступает

Почему люди все чаще умирают от ожирения и что предлагают ученые.

Какими бывают современные родители

Долг или удовольствие, рутина или самореализация — заботу о ребенке можно воспринимать очень по-разному. Ученые НИУ ВШЭ выделили пять моделей современного родительства.