• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Надо ориентироваться на преподавателей, а не на программы»

Лев Никитин, выпускник факультета менеджмента ВШЭ, считает, что можно успешно сочетать карьеру в бизнесе и научные достижения. В 2011 году он защитил в ВШЭ кандидатскую диссертацию и почти одновременно с этим стал руководителем направления в крупном российском банке.

— Лев, вы помните, как поступали в Вышку, что было самым сложным?

— Я учился в экономическом классе базовой школы ВШЭ в Кирове. Поступил в 2000 году — набрал хорошие баллы на олимпиаде ВШЭ, которая проводилась в базовых школах (тогда еще не было ЕГЭ).

Сложность для меня заключалась в выборе факультета — по баллам я проходил и на экономический, и на менеджмент. Но я вовремя вспомнил слова моего школьного учителя, что слишком много экономистов стране не нужно, и со спокойной совестью пошел на менеджмент. О своем выборе не жалею: оказалось, что экономики для разностороннего развития личности на менеджменте преподают достаточно. Но кроме нее есть еще много других полезных дисциплин — социология, психология, политология, не говоря уже о таких — без иронии! — прикладных вещах, как документоведение, конфликтология, управление проектами и тому подобное.

После зачисления мы приехали в Москву вместе с несколькими моими одноклассниками, тоже поступившими по итогам олимпиады. Все из небогатых семей, поэтому самым острым для нас был вопрос бесплатного общежития. Тогда у ВШЭ не хватало мест в общежитиях для всех поступивших, и ситуация была очень нервной и напряженной. В конце августа мы уже почти были готовы разворачиваться и ехать домой. Но в итоге все сложилось — в последний момент нас поселили в общежитие около станции метро «Планерная», которое Вышка арендовала у химико-технологического университета.

— Когда вы начали работать?

— Работать я начал еще на первом курсе. Возможно, это немного рано, но я в студенческие годы принципиально искал работу со свободным графиком. Это позволяло полноценно учиться.

Например, с 2003 по 2007 год я работал в журнале «Эксперт»: писал, редактировал заметки. Было очень интересно, работа творческая: встречи с интересными людьми, поездки, возможность донести свои мысли до широкой аудитории.

— Как вы попали в «Эксперт»?

— У нас на факультете был обзорный курс, посвященный структуре российской экономики, ее отраслям, хозяйственным связям. Его читали руководители соответствующих отделов из «Эксперта», в том числе шеф-редактор журнала Татьяна Игоревна Гурова. По окончании курса я подошел к ней и попросился на стажировку. Она ответила: «Зачем стажировка? Надо сразу начинать работать!».

Мы пришли туда вдвоем с однокурсником Сережей Скрипниковым. Хотя я всегда любил писать, сначала было очень сложно. Первую свою заметку (о бизнес-стороне российского футбола) мы писали несколько месяцев. Зато уже через три года стали лауреатами Премии имени Никиты Кириченко в области деловой журналистики.

Был в этой работе забавный случай, когда мне поручили написать рецензию на книжку. Я совсем не знал, с чего начать, даже начал вспоминать школьные уроки литературы и русского. Нашел где-то учебник журналистики, начал читать его на работе. Мои старшие коллеги увидели это и пришли в ужас — особенно редактор отдела культуры. Он забрал у меня книгу, запер ее на ключ, и попросил меня написать свои впечатления о книге. Я так и сделал, и волшебным образом получилась рецензия!

Магистратуру вы также окончили на родном факультете? Другие варианты не рассматривали?

— Мне всегда было интересно заниматься стратегиями. На мой взгляд, именно хорошая стратегия и ее реализация делают из набора функциональных направлений успешную компанию. Поэтому, когда встал вопрос, куда идти в магистратуру, я, особо не раздумывая, пошел на программу «Общий и стратегический менеджмент» (сейчас это программа «Стратегическое и корпоративное управление»). Мне нравились преподаватели с кафедры, были интересны их предметы, я видел там для себя возможность для развития.

— Какие из полученных знаний и навыков вы используете в своей профессиональной деятельности?

— Знания, какими бы они ни были качественными, достаточно быстро устаревают.

Самое ценное, что я получил за годы обучения в Вышке, — это умение самостоятельно думать, искать правильные источники информации. Если человек хочет, то он научится, будет читать, анализировать, сопоставлять и делать выводы. Тут важно желание, тяга к тому, чтобы в чем-то разобраться, и наличие рядом людей, которые могут в этом помочь. Именно поэтому я считаю, что выбирая вуз, надо ориентироваться на людей, которые там преподают, а не на программы, которые стандартизованы в силу требований госстандартов.

В одной из статей профессоров ВШЭ Сергея Филоновича и Геннадия Константинова я прочитал, что в сфере менеджмента период полураспада знаний (период обозначающий время, за которое знания в конкретной области устаревают наполовину) составляет всего несколько лет. Я окончил магистратуру более четырех лет назад. Что для меня осталось актуальным? Статистика, теория вероятности. В сфере документооборота, на мой взгляд, также ничего особо не поменялось — элементарные знания, полученные тогда на лекциях и практических занятиях, и сейчас дают возможность, по крайней мере, не задавать коллегам глупых вопросов. В проекте, который я развиваю в данный момент, мне активно приходится использовать знания из сферы психологии потребления и маркетинга. И, конечно же, управления проектами.

— С чем связана ваша профессиональная деятельность сейчас?

— С 2011 года я работаю в Совкомбанке (входит в топ-80 банков РФ), занимаюсь новыми направлениями, связанными с интернет-банкингом.

А до этого работал совсем в другой области. Через год после окончания университета в 2006 году, еще работая в «Эксперте», я понял, что хватит уже писать о том, чего добились другие, надо и самому что-то создавать. Я пошел работать в логистическую компанию на позицию менеджера по стратегическому развитию. Это было время активного роста экономики и, соответственно, логистики, и я занимался созданием качественного сервиса, налаживал связи с международными партнерами.

В 2008 году случился кризис, стало понятно, что логистика в этих условиях будет развиваться не так уж быстро, и при моем участии компания переориентировалась на услуги сертификации товаров и сервисного обслуживания. В конечном итоге в начале прошлого года был реализован проект создания сервис-центра международной компании X-Rite, выпускающей оптические приборы. С физикой я дружил с детства, поэтому с удовольствием включился в этот проект в качестве менеджера проекта. После того, как сервисный центр заработал, я слегка заскучал, и как раз в это время меня позвали реализовать инновационный проект в Совкомбанке.

То, что я часто меняю отрасли, не мешает моей карьере, поскольку я все время остаюсь в рамках своей специальности: стратегического менеджмента, управления проектами, анализа и построения бизнес-моделей. И, конечно, делает мою жизнь и работу интереснее, поскольку мне свойственно по натуре не копать до ядра земли в одном направлении (это на определенном этапе наскучивает), а, скорее, изучать разные отрасли и привносить знания и навыки из одной в другую. А если где-то не хватает компетенций, я компенсирую это умением задавать правильные вопросы специалистам.

— В прошлом году вы также защитили кандидатскую диссертацию, чему было посвящено ваше исследование? Планируете ли вы его продолжать?

— В своем исследовании я описал четыре типа бизнес-моделей в наукоемких компаниях. Для чего это нужно? Говоря простым языком, после прохождения стартаповского этапа любая хайтек-компания должна работать по одной из этих моделей.

Для того, чтобы добиться успеха, компания должна быть либо центром бизнес-экосистемы, к которой подключается множество других разработчиков, либо она должна делать лучший продукт, который в свою очередь не является конечным, а встраивается в одну из таких экосистем. Третий вариант — компания является инновационным лидером, создающим лучшие технологии, совершенные в инженерном смысле, и четвертый — компания работает традиционно, по схеме: сами придумали, сами сделали, сами запатентовали (или засекретили), сами коммерциализировали.

Естественно, компании мигрируют между этими типами, но важно то, что для каждой из этих эталонных бизнес-моделей существуют свои стратегические угрозы. И, поняв, к какому типу относится бизнес-модель конкретной хайтек-компании, можно сразу узнать, какие угрозы являются первостепенными, а какие нет. В моей кандидатской работе описаны и некоторые пути их преодоления. Но это, скорее, задел для будущих исследований.

Переоценивать значение одной моей диссертации для индустрии не стоит, в мире каждый день статьи выходят десятками, но я уверен, что жизнь топ-менеджерам хайтек-компаний она облегчить способна. Если прочитают, конечно.

Меня несколько огорчает, что после защиты я стал меньше читать научных статей. Всегда находятся другие дела. В этом смысле подготовка диссертации — мощный стимул для саморазвития. Что касается дальнейших планов, то я уже опубликовал две статьи на основе исследования, и сейчас вместе с научным руководителем Надеждой Николаевной Бек мы прорабатываем план дальнейших исследований. Движемся в менее напряженном темпе, чем в процессе работы над диссертацией, но все же.

— Сегодня на книжных полках можно найти большое количество литературы по менеджменту, могли бы вы порекомендовать что-то интересное для будущих менеджеров?

— Из легкого чтива мне очень нравится книга классика производственного романа Артура Хейли «Аэропорт», а также недавно прочитанные «Электрические методы обогащения» Павла Черкашина. Для тех, кто хочет понять, как развиваются современные технологические рынки, я бы рекомендовал книгу профессора Гарвардской школы бизнеса Клейтона Кристенсена «Дилемма инноватора», она хорошо иллюстрирует, как можно выиграть в конкурентной гонке, обладая минимальными стартовыми условиями. Сам я сейчас читаю «Боинг против Аэробуса» Джона Ньюхауза, очень познавательная книга о конкуренции в традиционной наукоемкой отрасли — авиастроении. Книга пока не переведена на русский, но английский язык там простой и понятный, очень рекомендую.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Если мы не созидаем и не развиваемся, мы неизбежно деградируем»

ВШЭ предлагает абитуриентам большое количество магистерских программ по управлению и развитию бизнеса. О том, какими должны быть современные менеджеры и инноваторы, рассказывает заведующий лабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Джонатан Линтон.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

Бизнес на личностях

Как качества топ-менеджеров влияют на стоимость компаний.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Ритейлу нужны не магазинные работники, а менеджеры, способные управлять большой экосистемой»

В НИУ ВШЭ открывается новая магистерская программа «Менеджмент в ритейле». О том, чему будут обучаться студенты, почему ритейл не нужно сводить к розничной торговле и как он меняется под воздействием цифровых технологий, рассказывает руководитель программы Ольга Ойнер.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

Московский и петербургский кампусы НИУ ВШЭ приняты в QTEM

10 марта 2017 года московский и санкт-петербургский кампусы ВШЭ были приняты в консорциум ведущих мировых бизнес-школ QTEM. Это значит, что ежегодно 20 лучших студентов магистерских программ по менеджменту и финансам из обоих кампусов будут располагать целым рядом возможностей членов консорциума, а по окончании своей образовательной программы в домашнем университете получат престижный сертификат выпускника QTEM.

Работодатель должен видеть в сотрудниках людей, а не просто «ресурсы»

Почему менеджменту можно научиться только на практике, а лидерство не должно быть равно единоличию? Об этом студенты Вышки могли узнать на большой встрече с известным канадским профессором Генри Минцбергом и мастер-классах представителей крупных и международных российских компаний.

Вышка предлагает абитуриентам бакалавриата две новые программы по менеджменту

В 2017 году в Вышке будет вестись прием на две новые бакалаврские программы — «Управление бизнесом» и «Маркетинг и рыночная аналитика». Чему будут учить на этих программах, их руководители рассказали новостной службе ВШЭ. Подробную информацию также можно будет получить на дне открытых дверей, который состоится 15 апреля.