• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Различий в преподавании в разных кампусах Вышки нет»

Выпускница магистратуры факультета государственного и муниципального управления ВШЭ Анастасия Божья-Воля недавно успешно защитила кандидатскую диссертацию и работает в Пермском кампусе Высшей школы экономики.

— Анастасия, вы окончили бакалавриат Пермского кампуса Высшей школы экономики, а также магистратуру и аспирантуру ВШЭ в Москве, затем вернулись в Пермь и преподаете — в Пермском кампусе. Можете вспомнить, почему вы в свое время решили поступать в Вышку?

— Действительно, у меня вся жизнь связана с Вышкой с тех пор, как я сюда поступила. О ней я узнала еще в 8-м классе — мне рассказали, что существует такой замечательный вуз, но находится он в Москве. А когда я перешла в 10-й класс, Вышка появилась в Перми, я ходила на подготовительные курсы, целенаправленно готовилась к поступлению. Мне нравилась идеология университета, то, что это сильный экономический вуз с форматом высшего образования, подобным лучшим университетам мира.

Я поступила на факультет экономики и менеджмента, а затем, когда надо было выбирать между экономикой и менеджментом, отдала предпочтение последнему. После окончания бакалавриата у нас была возможность сдать экзамены в Перми и поступить в московскую магистратуру. И двадцать человек из нашего выпуска решили воспользоваться этой возможностью — продолжить образование в Москве и получить опыт работы в столице либо за рубежом. Так я попала на факультет государственного и муниципального управления ВШЭ, а затем и в аспирантуру.

— Чьи курсы вам особенно запомнились как студентке? Ощущали различия между преподавателями в Перми и Москве?

— Различий в преподавании в разных кампусах Вышки практически нет — в Пермском кампусе удалось достичь очень высокого уровня, который постоянно поддерживается. В бакалавриате Пермского филиала сильный состав преподавателей «базового блока» (экономика, высшая математика, английский), и мне запомнились лекции по экономическим дисциплинам Марины Витальевны Шеиной, Светланы Федоровны Чунаревой, Анастасии Юрьевны Редькиной. Это были самые сложные курсы, но спустя 10 лет, когда нужно было сдавать кандидатский минимум, азы микро- и макроэкономики очень легко всплывали в памяти. Мне повезло, что ряд курсов по высшей математике вел Анатолий Прокопьевич Иванов, ставший в прошлом году ординарным профессором ВШЭ. Никогда бы не поверила, что тонкий юмор и позитивный настрой может настолько облегчать понимание сложного математического аппарата.

Хороший подбор преподавателей был и в магистратуре. Особенно запомнился курс кафедры государственной и муниципальной службы «Служебная этика, конфликт интересов и противодействие коррупции» Алексея Владимировича Конова. Системное представление об организации работы органов власти сформировали учебные курсы кафедры теории и практики государственного управления. Я не пропускала ни одной лекции специалистов-практиков из Института экономики города: Александра Сергеевича Пузанова, Сергея Борисовича Сиваева, Германа Юрьевича Ветрова и других.

— Как складывалась ваша карьера после окончания магистратуры? Какие вообще варианты развития были у выпускников факультета государственного и муниципального управления?

— Есть три основных направления, в которых могут развиваться выпускники — работа в госструктурах, консалтинг для госорганов и, конечно, академическая карьера.

Я не исключаю, что когда-нибудь буду работать и в госорганах, но еще во время учебы в магистратуре я попала в сферу научно-исследовательской поддержки деятельности госорганов. Начала работать в Институте проблем государственного и муниципального управления ВШЭ, участвовала в нескольких проектах, в первую очередь, по реформированию госслужбы. Например, был проект для Минобороны — мы сформировали систему оценки эффективности работы военнослужащих и государственных гражданских служащих органов военного управления. Я также частично участвовала в проектах по оптимизации функций и организационной структуры Федеральной таможенной службы, по разработке Концепции промышленной политики РФ и других. Одновременно училась в аспирантуре, писала диссертацию.

Меня привлекает, что в сфере консалтинга для государственного (как и для частного) сектора, помимо основной тематики, в которой необходимо постоянно углублять и актуализировать имеющиеся знания, каждые два-три года приходится погружаться в смежные либо довольно отдаленные области — нет «застоя». Я пробовала работать в банке, но быстро поняла, что следование заранее заданным процедурам — не мое, мне постоянно хотелось их нарушать, привносить «новые идеи», хотя это, безусловно, было неуместно.

— По роду деятельности вы соприкасались с работой госслужащих — каковы впечатления? По мнению многих, работа в госструктурах — неинтересна, там не так много возможностей проявить себя.

— Я раньше не очень хорошо понимала, чем же занимаются чиновники. В моем представлении это была довольно скучная работа. Возможно, это было связано с тем, что с чиновниками приходилось контактировать нечасто — когда нужно было, например, получить паспорт, оформить прописку, при этом я раньше постоянно сталкивалась с какими-то бюрократическими «проволочками».

Погружаясь в сферу госуправления, я стала понимать, насколько она интересна и многогранна. Например, как должно быть организовано государственное воздействие на производственную сферу, чтобы способствовать обновлению и развитию основных отраслей экономики? Какие финансовые, политические, информационные инструменты окажутся наиболее действенными? И как при этом не допустить нецелевого использования средств налогоплательщиков? Или как повысить эффективность работы госслужащих? Как ни банально это звучит, чиновник должен проникнуться идеологией служения обществу — тем, что его деятельность действительно важна для общества. При этом он должен получать достойную зарплату, но достаточно высокий уровень оплаты труда чиновников обеспечить невозможно — это те же ограниченные средства налогоплательщиков. Значит, нужно продумывать комплексную систему стимулов и санкций, в том числе предотвращающих негативный отбор и злоупотребление служебным положением. А если обратиться к сферам здравоохранения, образования, социальной политики, мы увидим бесчисленное количество такого рода неоднозначных вопросов.

Работа в госорганах, особенно для руководящего состава — это отнюдь не рутинная деятельность. Постоянно нужно принимать сложные разноплановые управленческие решения, нести большую ответственность за развитие определенной сферы общественной жизни.

— По вашим наблюдениям, многие студенты это понимают? Многие из них планируют работать в госорганах?

— Не думаю. Но ситуация постепенно изменяется к лучшему — конкурс на факультетах государственного управления с каждым годом растет, и выбор абитуриентов становится более осознанным, со временем в органы власти будут приходить молодые инициативные специалисты, получившие профильное образование.

В настоящее время достаточно активно реализуются мероприятия по повышению престижа государственной службы, по иллюстрации эффективной работы чиновников для широких слоев населения, что постепенно развеивает множество мифов об отечественном «бюрократическом аппарате».

— Должны ли чиновники, по-вашему, учиться на факультетах государственного и муниципального управления? Или лучше, чтобы, например, в Минздравсоцразвития работал бывший врач, а в Минобрнауки — преподаватель?

— Государственная служба, безусловно, является профессиональной деятельностью. Опытный хирург должен работать в учреждениях здравоохранения, а в Минздравсоцразвития должен работать специалист, получивший образование в области государственного и муниципального управления, который готов создавать наиболее благоприятные для этого хирурга условия работы. Хотя, конечно, возможны и другие сценарии. Так или иначе, госслужащий должен владеть методами управления по результатам, хорошо ориентироваться в законодательной и нормативно-правовой базе, иметь представление о международном опыте по соответствующей проблематике, уметь продумывать влияние своих решений на развитие подведомственной сферы, понимать ее взаимосвязь с другими сферами общественной жизни и прочее.

— Легко ли вам было учиться в аспирантуре? Многие пытаются совмещать ее с работой — и не оканчивают.

— Совмещать аспирантуру с работой довольно сложно. Из шести человек, кто вместе со мной поступал в аспирантуру на кафедру теории и практики государственного управления, закончила только я одна. Обучение в аспирантуре Вышки достаточно напряженное. Первый год нужно посещать лекции по философии науки и занятия по английскому, чтобы в конце года сдать кандидатские экзамены, а на них преподаватели спрашивают строго. На втором году обучения определенные результаты диссертационного исследования должны быть представлены на нескольких научных конференциях и в нескольких научных журналах. И на третьем году нужно доработать диссертацию, пройти обсуждения на кафедре и, наконец, выйти на защиту.

В моем случае появилась еще одна трудность — факультет государственного и муниципального управления в Вышке достаточно «молодой», и у него еще нет своего диссертационного совета, поэтому я защищала диссертацию в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Моим научным руководителем был проректор ВШЭ Андрей Витальевич Клименко, важную роль в разработке и апробации результатов исследования также сыграл директор Центра развития государственной службы Николай Николаевич Клищ.

— Ваша диссертация посвящена системе оценки и стимулированию результативности деятельности госслужащих. Речь идет о том, как сделать, чтобы чиновники работали эффективно, и сколько им за это нужно платить?

— Да, оценка результативности направлена на то, чтобы повысить эффективность работы чиновников. Оценка должна быть связана с премией по результатам работы. На основании оценки также должны приниматься решения о карьерном росте госслужащих, о необходимости повышения квалификации и прочем. Эта тема возникла в зарубежных странах довольно давно, но остается актуальной и в настоящее время — решение ключевых проблем еще не найдено. В России она также обсуждается еще с 1990-х годов, я попыталась внести вклад в ее развитие. Результаты исследования в определенной степени были внедрены в Минобороны России в рамках научно-исследовательской работы по оценке эффективности деятельности военнослужащих и государственных гражданских служащих органов военного управления.

Фокус внимания в работе сосредоточен именно на оценке результативности. Проработка вопроса «сколько чиновником нужно платить» является продолжением данной темы, по масштабам сравнимая с отдельной диссертацией.

— Вы учились, работали в Вышке, а соискателем были в РАНХиГС, можете сравнить работу двух вузов?

— В связи с защитой я полгода плотно сотрудничаю с кафедрой труда и социальной политики РАНХиГС и могу сказать, что свои преимущества есть и у одного, и у второго вуза. Так, в Высшей школе экономики ведется много прикладных проектов, на факультете государственного и муниципального управления готовят довольно много научно-исследовательских работ по заказу федеральных и региональных органов власти. В РАНХиГС меньше занимаются прикладными работами и большее внимание уделяют научной деятельности и работе со студентами.

— Переехав в Пермь, вы стали работать в кампусе Вышки. Чем занимаетесь?

— Сейчас я преподаю, собираюсь продолжать исследовательскую работу. Когда определюсь с направлением дальнейших исследований, буду собирать материал для докторской.

 

Елена Кузнецова, специально для Новостной службы портала ВШЭ