• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Одного энтузиазма мало — нужен учитель»

Светлана Голованова, окончившая магистратуру факультета экономики ВШЭ, одной из первых среди выпускников Высшей школы экономики защитила докторскую диссертацию. Сейчас она занимает должность и.о. декана факультета экономики ВШЭ в Нижнем Новгороде.

— Светлана Викторовна, какова сфера ваших профессиональных интересов? Изменилась ли она за период между защитой кандидатской и докторской?

— Общее направление исследований сформировалось у меня еще в магистратуре — это взаимное влияние внешней торговли страны и структуры внутренних рынков. В теоретическом плане это «стык» теории организации промышленности (Industrial organization) и теории международной торговли. С течением времени, однако, исследование приобретало все более междисциплинарный характер. Анализ поведения компаний требует понимания их мотивации, — а это область стратегического менеджмента. Эффекты, связанные с большими расстояниями в России и территориальным развитием — зона исследования региональной экономики, экономики агломерации и экономической географии.

— После защиты кандидатской диссертации в 2004 году вы уже знали, что будете продолжать научную работу, ставили ли для себя какие-то сроки?

— Сроков я себе не ставила. Но у меня всегда было четкое понимание, что докторская диссертация — это закономерный результат продолжения активной научной деятельности. Я не занималась написанием докторской специально, не поступала в докторантуру. Но все проводимые мною исследования тематически были тесно связаны между собой, их результаты дополняли друг друга и открывали новые направления дальнейшего анализа, которые реализовывались в рамках следующих проектов.

— Некоторые шутят по поводу того, что кандидатские пишут доктора, а докторские — кандидаты… Есть ли разница между работой над кандидатский и докторской диссертациями?

— В каждой шутке есть доля шутки. При работе над кандидатской невозможно переоценить роль «доктора» — научного руководителя, который указывает на недоработки, помогает с методологией, «подкидывает» статьи. При работе над докторской никто не вычитывает текст, написанный «кандидатом». Результаты его работы оцениваются научным сообществом по докладам на конференциях, публикациям, и в итоге, в рамках защиты докторской диссертации. Но, я не согласна с мыслью о том, что докторские слабее кандидатских работ.

— Как складывался ваш профессиональный путь? Кто повлиял на ваше становление как профессионала, ученого?

— Вышка — исследовательский университет. Так было и в конце 1990-х годов, когда я поступала в магистратуру, задолго до приобретения вузом официального статуса научно-исследовательского университета. Когда ежедневно общаешься с ведущими российскими и зарубежными учеными, а на лекциях практически в режиме on-line дается всесторонняя экспертная оценка последних событий экономической жизни страны и мира, невозможно не «заразиться» особой энергетикой исследовательской деятельности. Но одного энтузиазма мало — нужен учитель. Своим личным развитием как исследователя я обязана удивительному человеку, — доктору экономических наук, ординарному профессору ВШЭ Светлане Борисовне Авдашевой. Для меня она — Учитель, каким его описывали Стругацкие. Ведь это искусство — не диктовать, что и как надо делать, не подавлять инициативу, но тактично направлять работу своего ученика и раскрывать перед ним возможности развития: летние школы, конференции, научные проекты.

— У вас относительно немного публикаций в соавторстве с другими исследователями. Означает ли это, что вы предпочитаете работать в одиночку?

— Напротив. Научная деятельность в одиночку редко приносит серьезные научные плоды, нужна дискуссия, обсуждение, мозговой штурм. У меня много хороших коллег и в Вышке, и в других вузах России. Мы стараемся поддерживать связь и отслеживаем научные работы друг друга. Особенно устойчивые отношения связывают меня с С.Б. Авдашевой, А.Е. Шаститко, С.М. Кадочниковым, С.А. Лукьяновым, П.В. Крючковой. Очень важно, чтобы была команда, каждый участник которой всегда готов подключиться дискуссии, поделиться знаниями и опытом, даже просто высказать свое мнение.

— Сейчас вы занимаете должность и.о. декана факультета экономики ВШЭ в Нижнем Новгороде. Как вам удается совмещать административную должность и активную академическую деятельность? В целом не мешает ли подобное пересечение научной и административной работы профессиональному развитию ученого? Должны ли эти две сферы жизни вуза пересекаться в карьере одного человека?

— Я исполняю обязанности декана факультета экономики два года. Совмещать административные обязанности с исследовательской деятельностью действительно трудно. Должны ли эти две сферы жизни вуза пересекаться в карьере одного человека, — вопрос сложный и во многом зависит от самого человека. Я знаю, что не откажусь от научной деятельности, — это все равно, что вычеркнуть часть своей жизни, причем очень интересную ее часть. Другое дело, что целевая функция администратора — это не личное развитие, а развитие его подразделения и сотрудников. Я чувствую, что научный потенциал моих коллег, прежде всего молодых, недостаточно реализован. Кому-то не хватает опыта, кому-то — знаний, научных связей, уверенности в себе. У многих есть компетенции и желание, но нужны поддержка и правильный внешний импульс. И в этом я вижу свою роль.

— Вам никогда не хотелось, взять и все поменять в жизни?

— Я считаю, что решение поступать в магистратуру Вышки было самым важным и правильным решением в моей жизни. Сожалею лишь об упущенных возможностях по участию в серьезных исследовательских проектах, которые открыты всем студентам ВШЭ на всех этапах их обучения. Ну, а в романтическом плане… Я всегда хотела стать космонавтом.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Квесты, гастротуры, мастер-классы: студенты четырех кампусов устроили School Of Snow в Перми

15-17 февраля на горнолыжном курорте Жебреи в Пермском крае прошли зимние соревнования SOS (School of Snow), организованные Турклубом ВШЭ – Пермь и Центром по работе со студентами и выпускниками. Студенты из четырех кампусов Вышки учились кататься на горных лыжах и сноубордах, а также разрабатывали и защищали проекты по развитию внутреннего туризма в своих регионах.

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»

28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.

Вышка наградила своих лучших выпускников

16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.

«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»

20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».

В Лицее НИУ ВШЭ прошел первый выпускной

19 июня Лицей Вышки отпраздновал первый в своей жизни выпускной. Каждый из 58 учеников из первого набора получил в этот день помимо аттестата, еще и диплом «звезда в созвездии Лицея». И этот пафос вполне оправдан, учитывая количество дипломов Всероса, других олимпиад и баллы ЕГЭ (окончательные результаты еще подсчитываются, но уже ясно, что более 30 лицеистов получили по какому-либо предмету 90 баллов и больше).