• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В математических результатах есть красота»

Александр Карпов, преподаватель кафедры микроэкономического анализа ВШЭ, выпускник аспирантуры факультета экономики ВШЭ, считает, что кандидатская диссертация должна быть продолжением магистерской работы, а главным стимулом для молодого ученого являются не деньги, а увлеченность делом.

— Александр Викторович, почему три года назад вы приняли решение поступать в аспирантуру?

— Я думал о научной карьере, еще когда учился в магистратуре факультета экономики ВШЭ. Выбирая специализацию магистерской программы — «Экономическое моделирование и экономическая политика» — я рассчитывал продолжить обучение в аспирантуре по экономической теории. С помощью моего научного руководителя Фуада Тагиевича Алескерова выбрал тему диссертации: «Ординальные модели систем пропорционального представительства».

— Это название мало о чем говорит людям, не имеющим отношения к экономике. Объясните, пожалуйста, популярно, в чем новизна и практическая значимость работы.

— Одна из фундаментальных проблем экономики — проблема принятия решений. Часто возникает задача выработки единого решения на основе индивидуальных мнений различных участников. Этой проблемой занимался Кеннет Эрроу, получивший Нобелевскую премию по экономике. В 1951 году он показал, что любая процедура, позволяющая индивидуумам сделать совместный выбор, будет нарушать такие естественные свойства, как анонимность, независимость от посторонних альтернатив и прочие. Советы директоров акционерных компаний, международные организации, парламенты некоторых стран формируются с использованием методов пропорционального представительства, которые не анализировались в рамках подхода Кеннета Эрроу. Поэтому свою диссертацию я решил посвятить исследованию этих систем, обобщив весь спектр предпочтений участников, а не только наилучших альтернатив. Это нетривиальная задача, хотя на данную тему есть много литературы, но открытых вопросов еще больше.

— Почему теоретическую тему вы предпочли прикладной, практической?

— В математических результатах есть красота. Кроме того, они применимы к любой ситуации и представляют вечную, а не сиюминутную ценность. А эмпирические научные работы вызывают больший резонанс сегодня, но зато быстрее забываются.

— Сколько лет вы проучились в аспирантуре? Удалось ли защититься в установленные сроки?

— Я поступил в аспирантуру в 2009 году, защитился в мае 2012 года, на несколько месяцев раньше планируемого срока. Причина в том, что этой темой я занимаюсь давно, и у меня были публикации в научных журналах. То есть я стартовал не с «нуля», а продолжал исследования, начатые в магистратуре.

Я считаю, что поступающих в магистратуру необходимо ориентировать на продолжение научной карьеры, уже на данном этапе продумывать тему будущей диссертации, начинать собирать для нее материал, и тогда защититься удастся в срок или даже раньше. То есть магистерская работа должна быть предтечей кандидатской. Не случайно в США магистерские программы как бы встроены в программы PhD, которые длятся 5 лет: 2 года будущие ученые слушают лекции, сдают экзамены, а оставшиеся три года пишут научную работу. В Европе тоже постепенно переходят на подобную систему.

— Кто-то еще из ваших коллег-аспирантов сумел защититься досрочно?

— Из моих товарищей, поступивших в один год со мной, досрочно защитился Даниел Карабекян. Некоторые защищаются на год позже, кто-то вообще уходит из аспирантуры, осознав, что научная деятельность не их призвание.

— Как вы думаете, почему так происходит? Может быть, привлекательность аспирантуры для молодежи могут повысить только мощные материальные стимулы?

— Дело не только в деньгах. Просто сегодня есть много других возможностей реализовать себя, помимо научной карьеры, — например, в бизнесе.

Что же касается науки, то людей, склонных к такому виду деятельности, не может быть много по определению. Я лично знал тех, кто уходил из аспирантуры, осознав, что им неинтересно заниматься наукой и жаль тратить время на диссертацию. Так что интерес, увлеченность — здесь, пожалуй, ключевые слова.

Кроме того, аспирантура представляет интерес только для тех, кто собирается в дальнейшем преподавать в университете и продолжать научную карьеру. Для трудоустройства в других сферах ученая степень, может быть, играет какую-то роль, но скорее всего — второстепенную. Временные и другие издержки на ее получение, по-моему, окупаются только при условии продолжения деятельности в вузовской и научной сфере.

— В 2010 году в Вышке была открыта аспирантура полного дня, предусматривающая погружение аспирантов в научную среду. Однако внутренний мониторинг показал, что даже стипендия 25 тысяч рублей не гарантирует отказа от подработок на стороне. Неужели этого мало?

— Поступая в аспирантуру, человек ориентируется не столько на стипендию, сколько на ожидаемую зарплату после защиты. А средняя зарплата российского преподавателя даже в Вышке сегодня меньше, чем на Западе, поэтому конкуренция идет не между аспирантурой и бизнесом, а между аспирантурой в российских вузах и программами PhD. За рубежом также выплачиваются хорошие стипендии аспирантам, и зарплаты преподавателей выше.

— А вы подрабатывали, когда учились в аспирантуре?

— На первом курсе я работал экспертом в Центре макроэкономических исследований в Сбербанке, потом перешел на полную ставку преподавателя на кафедру микроэкономического анализа в НИУ ВШЭ. Мне этого достаточно.

— Почему поменяли работу в банке на преподавательскую деятельность?

— Я очень скоро понял, что мне интереснее работать в науке, чем аналитиком. И видя, что руководство ВШЭ очень заинтересовано в молодых кадрах, я пошел работать на полную ставку, тем более что в университете оказывают существенную поддержку начинающим специалистам. Например, за публикации в иностранных журналах выплачиваются надбавки, благодаря которым зарплата преподавателя становится сопоставимой с доходами в бизнесе.

— В каких иностранных журналах вам удалось опубликоваться? Трудно ли пробиться на страницы ведущих зарубежных экономических изданий?

— У меня опубликована одна статья в «Mathematical and Computer Modelling», другая принята к печати в «Social Choice and Welfare».

Процесс «производства» научной статьи выглядит примерно так. Когда есть некоторый текст будущей статьи, публикуется ее препринт. Обычно у каждого университета есть серия препринтов, которые выкладываются в Интернете. Это делается для того, чтобы, не дожидаясь публикации в журнале, зафиксировать авторство и получить комментарии.

Далее очень желательно выступить с работой на нескольких международных научных конференциях. Таким образом, автор узнает множество идей, замечаний, которые позволяют улучшить текст статьи, и кроме того, его работа становится известной широкому кругу специалистов в этой области. Бывает, что на конференции рекомендуют послать статью в тот или иной журнал.

Доработанная (по сравнению с препринтом) статья посылается в журналы, которые бывают разного уровня. Например, послав свой труд в самый престижный журнал, молодой автор, скорее всего, получит отказ, и тогда придется устанавливать контакты с другим изданием. Если редактор сразу не отказывает в публикации, то статья отправляется рецензентам (с высокой вероятностью среди них могут оказаться люди, которые слушали ваше выступление на конференциях, в том числе поэтому нужно представлять работы разным аудиториям). Через несколько месяцев приходят рецензии с решением либо отказать, либо опубликовать после внесения существенных или незначительных исправлений, либо опубликовать без доработок. Автор следует рекомендациям рецензентов и еще раз посылает статью. Статья принимается к печати и выкладывается он-лайн, но иногда ждать непосредственной публикации требуется после этого еще более года. То есть процесс публикации — от момента отправки статьи до ее появления в печати — может занимать около двух лет.

— На каких конференциях мирового уровня вам приходилось бывать? На какие вы собираетесь отправиться в ближайшее время?

— Я принимал участие в международных научных семинарах в Италии, Финляндии, Португалии. Еще будучи студентом, выступал с докладами на международных летних молодежных школах, организуемых ВШЭ: например, в июле 2006 года в Выборге защищал проект «Анализ издержек и выгод строительства Северо-европейского газопровода», в июле 2007 года в Будапеште представлял проект «Мировая практика производства и потребления биотоплива».

В июле нынешнего года я еду в Стамбул на Games 2012 — The 4th World Congress of the Game Theory Society (Игры 2012. 4-ый Всемирный конгресс общества по теории игр), где буду делать доклад. Это конференция, собирающая ведущих специалистов по теории игр раз в 4 года. Среди докладчиков — 5 нобелевских лауреатов, создавших теорию игр: Джон Нэш, Райнхард Зелтен, Роберт Ауманн, Роджер Майерсон, Эрик Маскин. Всего около 600 участников, представляющих все страны и все смежные области экономической науки. На конференции происходит знакомство с самыми современными идеями, возникновение связей (наука в современном мире работает как некоторая сеть из ученых, где почти все специалисты одной области знают друг друга лично), возможно, поиск будущих соавторов…

Могу пояснить, что теория игр — это математическая база для построения экономических теорий. Экономические модели — суть анализ взаимодействия многих независимых агентов. Теория игр отвечает на вопрос, каков результат взаимодействия этих агентов (игроков), если они имеют определенные стратегии и возможные выигрыши, получаемые после взаимодействия.

Методы теории игр находят применение не только в экономике, но и в других общественных науках — социологии, политологии, психологии, и других. Начиная с 1970-х годов, ее взяли на вооружение биологи для исследования поведения животных и теории эволюции. С Даниелом Карабекяном в июле мы едем в Берлин на научный семинар по тестированию теорий выбора. Это современная быстроразвивающаяся область исследований, над которой работают специалисты по нейронауке, психологии, теории игр, теории выбора.

— Вернемся к повседневным проблемам. Второй год в Высшей школе экономики проходят выборы лучшего преподавателя. Вы бы хотели в этом конкурсе победить?

— Да, мне это было бы приятно.

— А что нужно для того, чтобы завоевать авторитет среди студентов?

—Надо всегда быть готовым ответить на их вопросы, быть открытым и не жалеть времени на работу с ними.

— Если вы не знаете ответа на вопрос, вы в этом можете честно признаться?

— Если я не знаю ответа, то говорю, что посмотрю соответствующую литературу и дам ответ на следующий день.

— Как бы вы охарактеризовали нынешнее поколение студентов, чем оно отличается от ваших сверстников?

— Нынешние студенты, возможно, более целеустремленные, в том плане, что они больше интересуются программами двойных дипломов, зарубежных поездок, стажировок. Спектр их целей и задач расширяется, и это хорошо. Сам я не стремился к этому, поскольку хорошие условия для меня были созданы здесь.

— Есть ли у вас увлечения и хобби, помимо работы?

— В последнее время увлекаюсь чтением книг по эволюционной биологии — эта отрасль науки сегодня очень быстро развивается. Крайне интересно наблюдать за тем, что там происходит, даже не будучи специалистом.

 

Ольга Дашковская, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Не бояться мечтать и ставить новые цели»

Каждый год выпускники ВШЭ поступают в аспирантуры ведущих университетов мира. Владислав Семериков только оканчивает четвертый курс бакалавриата по экономике, но уже принят на программу PhD в Pennsylvania State University. Как этого добился студент, которому поначалу не хватило баллов ЕГЭ для поступления на бюджетное место в Вышке?

«Учеба в МИЭФ помогла мне развить научную карьеру»

Чем различаются форматы обучения в США и Европе? Почему преподавать американским студентам легко? Как устроен академический рынок труда? Рассказывает Мария Титова, окончившая магистратуру МИЭФ в 2015 году и поступившая на PhD-программу в Калифорнийский университет в Сан-Диего.

На олимпиаде НИУ ВШЭ для студентов и выпускников появился профиль «Теория игр»

Дипломанты олимпиады по этому профилю получат преференции при поступлении на семь магистерских программ, в том числе две — в нижегородской Вышке и одну — в питерской.

Российская экономика сможет расти быстрее, если будет открытой и конкурентной

В Банковском институте НИУ ВШЭ состоялась открытая лекция главы постоянного представительства МВФ в России Габриэля Ди Беллы. Он представил краткосрочный прогноз состояния российской экономики и рассказал о долгосрочных перспективах ее развития.

Константин Сонин: нобелевский прогноз по экономике-2018

8 октября станет известно, кто получит Нобелевскую премию по экономике в 2018 году. Профессор Факультета прикладной экономики ВШЭ и Чикагского университета Константин Сонин в своем блоге рассказал о наиболее вероятных претендентах на эту награду. IQ.HSE публикует полную версию прогноза с разрешения автора.

Определены победители первой Международной олимпиады школьников по экономике

Золото в командном зачете завоевала Латвия, серебро — у России, а бронза — у представителей Казахстана и Бразилии.

В Москве открылась первая Международная олимпиада школьников по экономике

Она проводится по инициативе Высшей школы экономики и при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», а также Российской экономической школы (РЭШ). В олимпиаде принимают участие 65 участников из 13 стран. Все они прошли строжайший отбор и являются победителями соревнований национального уровня.

В открытом лектории Вышки расскажут об экономике для жизни

В музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» на ВДНХ продолжаются лекции преподавателей ВШЭ. В августе там пройдет цикл «Экономика для жизни», слушатели которого смогут узнать, на что тратят деньги москвичи, что сейчас происходит с криптовалютами и как не попасть в долговую ловушку.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

Высшая школа экономики примет участие в Петербургском международном экономическом форуме

24 мая в Санкт-Петербурге открывается Петербургский международный экономический форум. В этом году Высшая школа экономики не только принимает участие в деловой программе форума, но и организует специальную дискуссионную программу на своем стенде.