• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мужская тема

"Энергетические" темы диссертаций в ГУ-ВШЭ традиционно считаются "мужскими". Тем не менее, Лариса Мельник 30 октября успешно защитила диссертацию на тему "Стратегии энергосбытовых компаний в условиях перехода к конкурентному рынку электроэнергии".

Сегодня дамы эффективны и конкурентоспособны во всяких темах, ибо и в аспирантуре, как выяснилось, тоже есть место подвигу. Слово Ларисе Мельник.

— Я училась в Санкт-Петербургском филиале ВШЭ, — говорит Лариса Мельник. — Это был первый набор, 1998 года. Я закончила бакалавриат в Санкт-Петербурге. В 2002-м приехала учиться в магистратуру в Москву. И сразу после магистратуры пошла в аспирантуру, в 2004-м.

— Бакалавриат какого факультета вы закончили?

— Факультет менеджмента, и в магистратуре — тоже.

— Почему поехали учиться в Москву?

— Как я уже сказала, был первый набор студентов в Санкт-Петербургском филиале ВШЭ. При поступлении нам сказали, что можно будет поехать учиться в магистратуру в Москву, поскольку будет только бакалавриат и специалитет. Вот я и поехала продолжать обучение.

— То есть вопроса о том, чтобы после бакалавриата пойти учиться в магистратуру в Петербурге в другой вуз, не было?

— Логично продолжить обучение в рамках одного вуза. Тем более, в филиале еще все формировалось, отрабатывалось — кафедры, факультеты, программы обучения, хотелось посмотреть, как будет в Москве.

— Вы планировали учиться дальше после окончания бакалавриата?

— Да. В Петербурге мы знали, что есть ВШЭ, хотя она там еще не была достаточно широко известна. Мы знали, что в Вышке внедряются западные методы и стандарты обучения и что есть разделение на бакалавриат и магистратуру. Поэтому еще при поступлении я думала о том, что дальше пойду в магистратуру.

— А почему вы пошли учиться в Санкт-Петербургский филиал ВШЭ?

— Может быть, это была случайность. В школе преподаватель экономики нам сказал, что открывается филиал ВШЭ, рассказал про него, отметил, что это перспективное место, где дают хорошее образование и по экономике, и по менеджменту. И посоветовал нам попробовать поступить. Я заинтересовалась и сделала выбор.

— И не пожалели?

— Нет, особенно, что пошла в магистратуру. Когда я приехала в магистратуру, в первый год были сложности. Я поняла, что меня чему-то недоучили в филиале. Уровень подготовки моих однокурсников в Москве и тех, кто приехал из других филиалов — нижегородского, пермского, — был выше. Не только в плане знания предметов, а по самой форме обучения, которая практикуется в Вышке — обсуждение, презентации. В Петербурге, когда мы учились, такого не было.

— А почему вы выбрали менеджмент?

— Как говорила моя мама, хороший менеджер должен знать все — и экономику, и маркетинг, и математику, и все остальное.

— У вас с детства была мечта управлять людьми?

— Нет. Я в школе изучала экономику, и мне тогда казалось, что экономика — немного оторвана от реальности, а я хотела заниматься более практичными вещами — выбрала менеджмент. Но экономика — это фундаментальная наука и она должна быть в программе. Я сравнила факультеты менеджмента ВШЭ с другими вузами, в том же Петербурге, — разница есть. В ВШЭ экономическая основа сама по себе сильно развита, как на факультете экономики, так и менеджмента.

— То есть вас привлекло то, что на факультете менеджмента очень сильная экономика?

— Да. Я думаю, экономическая база очень нужна в менеджменте. Если ты не знаешь какие-то фундаментальные вещи, ты не можешь знать процесс. Будь ты руководителем или рядовым служащим, все равно ты управляешь каким-то маленьким процессом или проектом.

— Как вы пришли к решению пойти в аспирантуру?

— Это решение пришло неожиданно. После защиты магистерского диплома мой научный руководитель Надежда Николаевна Бек сказала: давай продолжим магистерскую работу. Я подумала, что, наверное, так и стоит сделать. Я такой человек: любую возможность, которая предлагается в жизни, стараюсь использовать. Даже если не получится, лучше уж попробовать и пусть не получится, чем жалеть о том, что не сделала. Тема у меня была по энергосбытовым компаниям, диссертация называлась "Стратегия развития энергосбытовых компаний в условиях перехода к конкурентному рынку электроэнергии".

— Управленческие стороны развития компаний?

— Да. Я начала работать в консалтинге во время активного реформирования электроэнергетики, и были проекты по энергосбытовым компаниям. Писала магистерскую по этой теме, стало интересно. У меня был материал для анализа, для построения моделей. Почти весь материал использовала в диссертации, дополняя теоретическими вещами, конечно.

— Каким образом вы выбрали такую "мужскую" тему?

— Не знаю. Хотела, чтобы тема была связана с моей работой. И поэтому материалы тех консалтинговых проектов, в которых работала, и методы, которые мы там разрабатывали, я переносила в свою кандидатскую диссертацию.

— Вы начали работать уже в магистратуре?

— Да, летом, после первого года обучения в магистратуре.

— Как удавалось совмещать работу и учебу?

— Работодатели были лояльны. Во время обучения в аспирантуре я перешла из консалтинга в реальный сектор. Везде находились люди со степенью кандидата и доктора наук, они прекрасно понимали меня, потому что тоже в свое время защищались, старались помогать мне советом, отпускать на экзамены, болели за меня. В каждой компании находились такие люди.

— С вашей точки зрения, возможно ли совмещать очную аспирантуру и работу и быть успешной в каждой сфере?

— Честно говоря, мне кажется, это достаточно непросто, потому что учебу надо совмещать еще и с преподавательской деятельностью, а это дополнительное время. Тем более что на подготовку диссертации отводится на год меньше: три года в очной и четыре — в заочной. То есть получается, что надо более усердно трудиться и на работе, и над диссертацией, а это сложно.

— Вы тоже преподавали?

— Нет, я не преподавала. Я специально пошла учиться в заочную аспирантуру, зная, что мне не придется преподавать — чтобы не отвлекаться от работы. Поскольку в начале карьеры понимаешь, что через четыре года будешь заниматься совсем другими вещами, более ответственными, и явно не успеешь.

— Когда вы работали над диссертацией, вам было легко ее делать, потому что содержанием практической части стали какие-то конкретные проекты по месту работы?

— Да, были конкретные проекты в том, что касается практической части, проведения исследования и всего остального. А при работе над теоретической частью приходилось читать много литературы, знакомиться с тем, что ранее делалось в этой области.

— Как вы оцениваете возможности вышкинской аспирантуры? Достаточно ресурсов для работы над теоретической частью?

— Мне кажется, что да. Есть электронная библиотека с англоязычными ресурсами. У нас не все переведено на русский язык. Приходится читать много зарубежной литературы. Вообще данных очень много: если посидеть, посмотреть, при этом зная, что конкретно ты ищешь, — всего достаточно много. И научный руководитель помогал, говорил, где можно искать, каких авторов читать.

— Вы пользовались только вышкинской библиотекой?

— Не только. В Интернете сейчас можно много чего найти, особенно на иностранных ресурсах. Там в открытом доступе есть интересные статьи.

— А как вы могли бы оценить свое общение с научным руководителем?

— Я считаю, что наше общение получилось очень продуктивным. Научный руководитель очень помогает аспиранту, потому что ты можешь сам проводить исследования, но он тебе все равно должен давать компетентный и квалифицированный совет со стороны. Он тебя направляет, делает какие-то замечания, пусть даже заставляет полностью переписывать какие-то главы. Конечно, мы обсуждали идеи и тексты, много встречались. У Надежды Николаевны очень серьезный график, у нее и наши студенты, аспиранты, магистры, и французы, приходилось общаться вечером, до 10—11 часов, но находили время встречаться и обсуждать.

— Снилась диссертация по ночам?

— Конечно, снилась, особенно после обсуждений с научным руководителем. Мою работу также обсуждали на кафедре. Это тоже дает свои плюсы. Мне кажется, что надо предоставлять аспиранту больше возможностей обсуждать работу на кафедре. Там бывает очень много конкретных замечаний, поскольку это профессора, доктора, кандидаты, они знают, какие требования предъявляются к диссертации, и мне это очень помогло.

— Доводилось ли вам во время обучения в аспирантуре принимать участие в семинарах, конференциях, круглых столах, стажироваться?

— Стажировок у меня не было. Я участвовала в конференциях. Запоминающейся была конференция в Московском энергетическом институте. Я специально туда шла, поскольку у меня энергетическая тема, и приятно, что состоялась достаточно продуктивная беседа во время моего выступления. Вообще конференций было несколько, но эта оказалась самой интересной.

— Вы удовлетворены проделанной работой?

— Конечно, не все идеально, но в принципе я считаю, что сделала большое дело.

— С вашей точки зрения, молодой исследователь может внести вклад в науку?

— Да. Я думаю, что это возможно. У каждого человека есть свой кругозор, своя точка зрения на какой-то предмет. Особенно на какой-то узкий предмет в той сфере, где он что-то делает. Каждый человек может принести что-то свое, это не обязательно большая теоретическая вещь, но, например, применение даже ранее известных результатов, но в другой, новой области. И еще, мне кажется, этот вклад в науку способен дать хороший импульс для развития компаний, чтобы они могли немного под другим углом посмотреть на свою деятельность.

— Что дало вам обучение в аспирантуре? У вас повысится заработная плата, сложится более удачно карьера?

— Повышения заработной платы сейчас, наверное, достаточно трудно будет требовать, поскольку финансовая ситуация изменилась. Но в принципе это плюс для человека, строящего карьеру. Аспирантура, как мне кажется, хорошо дисциплинирует: ты самостоятельно работаешь, изучаешь проблему, анализируешь, делаешь выводы, и надо это делать в какие-то сроки. Ты формулируешь на бумаге свои мысли — тоже хорошо. На конференциях стараешься защищать свои мысли перед абсолютно разными людьми, учишься отстаивать свою точку зрения.

— А были мысли уйти из аспирантуры?

— Нет, я считаю, что если я начала что-то делать, то надо закончить.

— Были ли сложности в процессе обучения?

— Проблема — нехватка времени, загруженность работой. Ты делаешь одно дело, но приходится писать диссертацию, оформлять свои исследования. Большая проблема со временем. Особенно в последние три месяца, когда уже все должно быть готово, представлено к предзащите и защите, и ты в срочном порядке вечерами, два часа до работы и два-три часа после нее, сидишь и все вычитываешь, смотришь, правильно ли это все построено, ищешь ошибки. Когда понимаешь, что уже большая часть сделана, когда надо привести все в порядок, аккуратно разложить, подготовить автореферат — тогда и наступает самый ответственный трудный момент. Чем дальше, тем больше загруженность на работе. Хотя относятся лояльно, но когда у тебя на работе что-нибудь горит, все считают, что сначала ты должна выполнить свои прямые обязанности, а аспирантура — потом.

— А какие у вас впечатления от защиты?

— Я очень сильно волновалась. Это большое событие — прийти и всем доказать, что ты написала работу с научной новизной и результатами, которые претендуют на кандидатскую степень. Конечно, я очень сильно нервничала, это было заметно, но защита прошла нормально.

— Значит, вы остались довольны собой?

— Тем, как я держалась, — не очень довольна, но как все прошло — да. Некоторые члены диссертационного совета сказали, что работа интересная. Хотя они и задавали некоторые каверзные вопросы, но все равно было понятно, что им такая постановка проблемы импонирует.

— С кем вы общались во время обучения в Вышке?

— С теми, с кем училась в группе в Санкт-Петербургском филиале, с некоторыми мы общаемся, переписываемся, а когда они приезжают в Москву, с удовольствием встречаемся. Я сама езжу в Петербург и по возможности встречаюсь с ребятами. И в Москве, когда я училась в аспирантуре, у нас было много ребят из моей группы с нашего факультета из магистратуры, мы достаточно часто общались. Но как только все стали начальниками, увеличилось количество обязанностей, так стали чаще не встречаться, а переписываться, поздравляем друг друга с днем рождения и с Новым Годом.

— Что, среди закончивших с вами Вышку много начальников?

— Некоторые ими стали.

— А с аспирантами других вузов приходилось общаться? Вы можете как-то сравнить уровень аспирантуры ВШЭ и других вузов?

— Я общалась с некоторыми аспирантами из Петербурга и из других регионов, так как на работе были люди, которые учились в разных аспирантурах. Такое ощущение, что требования в аспирантуре в ВШЭ несколько выше, чем в других вузах. И мне кажется, это хорошо — чем больше требуешь от аспиранта, тем больше он пытается что-то сделать, а если ничего не требовать, он будет спокойно сидеть и ничего не делать. Прежде всего, самому аспиранту надо знать, зачем он пошел в аспирантуру. И высокие требования должны подвигать на более обширные научные изыскания.

— А что бы вы пожелали или посоветовали аспирантам и выпускникам Вышки?

— Выпускникам — успехов. А аспирантам еще желаю терпения. Желаю им закончить аспирантуру, потому что это хорошая школа. В результате приобретаешь опыт, который пригодится тебе как специалисту на работе. Дисциплина вынуждает тебя понять, что какие-то вещи можно и нужно сделать в конкретные сроки.

— Другими словами, лучше в аспирантуру, чем в армию?

— Да, аспирантура, наверное, больше стимулирует на подвиги.

— Что вам понравилось и не понравилось в Вышке?

— Когда я приехала в магистратуру в Москву, мне понравилось отношение к студентам, искреннее желание преподавателей дать знания. Понравились учебные программы, которые разработаны на факультете менеджмента. Я считаю, что много знаний получила за два года в магистратуре, хотя это не очень большой срок. Многие вещи, которые узнала, использую в своей работе. Ведь нам давали не только какие-то теоретические знания, но и по каждому курсу рекомендовали дополнительную литературу для дальнейшего изучения, и это было довольно полезно.

— А есть что-то, что не понравилось? Чего не хватало для вашей учебы?

— Мне кажется, что вся работа организована достаточно хорошо, и надо просто это не растерять. А насчет "чего не хватало" — может быть, нужно больше каких-то зарубежных программ, стажировок, чтобы студенты смогли посмотреть, как проходит обучение в других странах...

— То есть этого недостаточно?

— Нет предела совершенству.

— Вам хотелось бы по какому-то поводу еще раз прийти в Вышку?

— Да. Поскольку у меня есть мысль — попробовать преподавать на факультете менеджмента. В работе я сталкиваюсь с такими примерами в управлении компаниями, которые могут быть интересны студентам, хотела бы с ними поделиться своим опытом.

— И вы думаете, что будете совмещать преподавание и работу еще в одном месте?

— Я хотела бы попробовать. Думаю, что смогу.

Вера Пешкова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Автореферат диссертации Ларисы Мельник "Стратегии энергосбытовых компаний в условиях перехода к конкурентному рынку электроэнергии"

Вам также может быть интересно:

Аспирантам важна поддержка не только научного руководителя, но и других сотрудников подразделения

Для успешной защиты кандидатских диссертаций важна не только индивидуальная поддержка научного руководителя и близких, но и системная помощь со стороны структуры в университете, где аспирант пишет диссертацию. Однако существуют разные варианты такой поддержки, и каждый из них по-разному сказывается на уверенности аспиранта в успешной защите диссертации. К такому выводу пришли ученые НИУ ВШЭ. Результаты исследования опубликованы в журнале Higher Education Quarterly.

Как цены и инвестиции в электроэнергетике влияют на развитие экономики

В последние годы в России на уровне государственного регулирования принимались активные меры по снижению цен на электроэнергию. Параллельно запускались механизмы привлечения капитала в данную отрасль в виде инвестиционных надбавок. Институт экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ провел исследование и спрогнозировал влияние инвестиций и роста цен в электроэнергетике на экономическое развитие регионов России, а также последствия возможного отказа от инвестиций. Доклад с выводами экспертов был представлен на XXII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ.

На семинаре в Институте образования Вышки обсудили проблемы российской аспирантуры

28 января на традиционном «вторничном» семинаре Института образования ВШЭ обсуждались перспективы российской аспирантуры. Тема особенно актуальна в связи с внесенным в Госдуму законопроектом, согласно которому обязательным результатом обучения должна быть не выпускная квалификационная работа, как сейчас, а полноценная диссертация.

Выпускники 13 аспирантских школ Вышки получили дипломы

Из 300 аспирантов только 126 подошли к финальному этапу — защите научной диссертации. Поздравить выпускников пришел проректор ВШЭ Вячеслав Башев. По его словам, такой отсев говорит о серьезности намерений получивших дипломы: «Многие из вас работают, но продолжают интеллектуально вкладываться в себя».

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Стратегический менеджмент в топливно-энергетическом комплексе»

Эту очно-заочную программу Вышка реализует в сетевом формате совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и Уральским федеральным университетом, в которых организуются выездные модули. Рассказываем о том, как проходило обучение первых выпускников программы.

«Тема тебя не отпускает, если ты чувствуешь себя новатором»

До 14 сентября продолжается прием в аспирантские школы НИУ ВШЭ. О том, как устроено обучение в аспирантуре, своих полевых исследованиях и практическом применении научных результатов рассказывают действующие аспиранты Вышки. Их темы исследований — трудные подростки, профессиональная идентичность врачей и передача убеждений между людьми.

Как Вышка готовит менеджеров для ТЭК

Очно-заочная магистерская программа «Стратегический менеджмент в топливно-энергетическом комплексе» позволяет студентам обучаться не только без длительного отрыва от производства, но и еще в двух вузах помимо ВШЭ — Уральском федеральном университете и Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. О том, как проходят эти выездные модули, рассказывает слушатель программы Павел Басов.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.