• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Это реальная возможность включиться в международную научную среду»

Выпускница аспирантуры ВШЭ Зоя Котельникова, ответственный секретарь журнала «Экономическая социология», научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) ВШЭ, ответственный редактор научно-образовательного бюллетеня ЛЭСИ «ЭСФорум», старший преподаватель кафедры экономической социологии ВШЭ — о возможностях, которые дает аспирантура университета.

— Аспирантура есть у многих вузов. Почему вы решили поступать в ВШЭ? Ведь платных мест в аспирантуре в Вышке нет, а значит, гарантировать себе поступление можно только успешной сдачей вступительных тестов?

— По своей работе в журнале «Экономическая социология» (главный редактор — Вадим Валерьевич Радаев), особенно после того, как издание попало в «ваковский» список, мне регулярно приходится иметь дело с заявками о публикации от тех, кто планирует защититься. Они приходят отовсюду, и немалая доля там — аспирантские заявки. Уровень, как правило, неутешительный. Очень редко удается отобрать в этом потоке действительно научную работу. Аспирантуры наших вузов далеко не везде обеспечивают настоящий уровень подготовки.

В ВШЭ ситуация значительно отличается от положения в большинстве вузов. В аспирантуре университета вы попадаете в атмосферу реальной исследовательской работы. Вы можете участвовать в исследованиях лабораторий вуза, контактировать с авторитетнейшими учеными. Чтобы получить для будущей защиты отзывы на свою работу, нужно, чтобы она их чем-то заинтересовала. И поэтому, когда вы защититесь, то можете с полным правом считать, что научное сообщество приняло вас в свои ряды, вы становитесь частью его.

— Где вы учились до ВШЭ?

— Я оканчивала Новосибирский университет, отделение социологии экономического факультета, у истоков которого стояли, можно сказать, прародители отечественной социологии — Татьяна Заславская и Розалина Рывкина. Потом в моей биографии была магистратура Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН), где я познакомилась с такими исследователями и преподавателями, как Александр Олегович Крыштановский, Александр Фридрихович Филиппов, Вадим Валерьевич Радаев. Это позволило мне познакомиться с другой ветвью социологической школы, так называемой «западной». С тех времен продолжается мое научное сотрудничество с Радаевым, теперь — в рамках различных исследовательских проектов Лаборатории экономико-социологических исследований.

— Получается, что аспирант ВШЭ — прежде всего потенциальный ученый. А многие ведь смотрят на Вышку лишь как на хороший карьерный трамплин…

— Такой подход часто встречается у аспирантов, и в этом есть определенная проблема. Во-первых, следует знать, что если вы претендуете на менеджерскую карьеру, то претенденты со степенями могут расцениваться кадровыми службами как overqualified — с этим приходилось сталкиваться неоднократно. Можно, безусловно, рассчитывать на место в аналитических отделах, но для этого тоже нужно набрать определенный научный багаж.

— Какой теме посвящена ваша кандидатская?

— Работа называется «Рыночный обмен как социальные отношения: взаимоотношения торговых сетей и поставщиков в современной России», из названия тема понятна.

— Исследовательская работа гораздо более сложная вещь, чем просто учеба. На какую помощь могут рассчитывать начинающие ученые в Вышке?

— Скажем, здесь существует программа академической аспирантуры, где аспирант и учится, и принимает участие в работе исследовательских команд. Вышка имеет самую широкую базу доступа к электронным библиотекам. Здесь есть возможность читать практически любую статью, вышедшую на любом языке в любой период времени. Раньше приходилось ехать за рубеж, чтобы иметь доступ к литературе. На сегодняшний день ВШЭ может похвастаться доступом к литературе, который имеет не каждый американский университет.

— Если у аспиранта есть полный доступ к мировой научной литературе, наверное, у него будут и претензии на то, чтобы его диплом признавали не только в России? Насколько узнаваема степень Вышки, насколько она «конвертируема» из кандидатской в PhD?

— Знаете, большинство людей, задумывающихся как о кандидатской степени, так и западной PhD, не могут позволить себе уехать на Запад на три-пять лет, чтобы получать там степень. Просто потому, что нужно уехать на длительный промежуток времени за рубеж, оставив здесь работу, семью. Высшая школа экономики — один из немногих вузов, который на сегодняшний момент активно пытается занять свое место на международном рынке образования и исследований. Налажены широкие международные связи, сюда приглашаются лучшие ученые, в том числе Нобелевские лауреаты, чтобы вести исследовательскую деятельность. Иностранные ученые создали здесь свои лаборатории. И это реальная возможность включиться в международную научную среду.

В то же время Высшая школа экономики предоставляет возможность аспирантам, обучающимся в академической аспирантуре, выезжать на зарубежные стажировки. Кроме того, для включения в международную среду необходимы публикации, и сейчас в университете выпускается серия препринтов на английском языке, включенная в международную базу.

Отдельная программа связанна с российскими обладателями западных PhD — их приглашают сюда на преподавательскую и исследовательскую работу.

— Дает ли это какие-то результаты, большой научный мир уже знает Высшую школу экономики?

— Да, и знает хорошо. Благодаря тому, что Высшая школа экономики активно поддерживает участие преподавателей в зарубежных конференциях, благодаря работе по приглашению зарубежных исследователей и поддержке англоязычных публикаций, университет узнаваем в мире. Если когда-то приходилось не только иностранцам, но и, скажем, в Новосибирске, объяснять, что такое Высшая школа экономики, то сегодня уже и в Чикаго этого делать не нужно. Это говорит о признании качества диплома и степени университета.

 

Игорь Стадник, специально для Новостной службы портала ВШЭ