• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Аспирантура — просто одна из ступенек на пути в науку»

Денис Стукал, аспирант кафедры теории политики и политического анализа факультета прикладной политологии ВШЭ, защитил кандидатскую диссертацию досрочно, потратив на подготовку работы полтора года вместо положенных трех лет.

Денис Стукал
Денис Стукал
— Денис, чему была посвящена твоя диссертация? Как она связана с твоей профессиональной деятельностью?

— По образованию я политолог — окончил бакалавриат и магистратуру факультета прикладной политологии ВШЭ. Защищался я тоже по политическим наукам, хотя в последние годы работаю на общеуниверситетской кафедре высшей математики и преподаю теорию вероятностей, статистику и анализ данных студентам-политологам. Диссертация была посвящена изучению того, как имущественное неравенство связано с уровнем демократии в посткоммунистических государствах. Имущественное неравенство меня интересовало как фактор демократии, хотя в литературе часто обсуждается и обратная причинно-следственная связь. Диссертация в существенной мере опиралась на анализ данных — на те самые методы, которые я преподаю студентам-политологам. А тема диссертации выросла из работы в рамках Программы фундаментальных исследований ВШЭ — уже три года я участвую под руководством декана факультета прикладной политологии Андрея Юрьевича Мельвиля в исследовании режимных трансформаций и государственной состоятельности в посткоммунистических государствах.

— А кто был твоим научным руководителем в аспирантуре?

— Работу я писал под научным руководством Глеба Ивановича Мусихина, заведующего кафедрой теории политики и политического анализа. И тема сначала была иной, более теоретической — про подходы к измерению демократии с точки зрения современной теории измерений. Но поскольку в рамках Программы фундаментальных исследований был наработан большой материал, который хорошо стыковался с тем, что я сделал еще в магистерской диссертации, мы изменили тему. Здесь очень помог Андрей Юрьевич Мельвиль.

— Насколько сложно было совмещать преподавание и обучение в аспирантуре?

— Мне повезло, потому что преподаваемые мной курсы тесно связаны с тем, что я изучал. Я мог брать свои данные и преподавать методы на них, постоянно сохраняя своеобразную погруженность в проблему. В этом смысле преподавание не мешало. Хотя тут, конечно, важно не переусердствовать. Для меня, к примеру, первый год аспирантуры прошел не очень плодотворно из-за большой аудиторной работы. Пока еще мало опыта преподавания, мало наработанного материала, много времени приходится тратить на подготовку к занятиям. На диссертацию оставалось мало времени. В этом учебном году, на втором курсе аспирантуры, я перешел с преподавательской ставки на научную — в Лабораторию политических исследований, сохранив на кафедре высшей математики только полставки. Это очень помогло. Как и доброжелательное отношение моего начальника — Валерии Александровны Касамара, давшей мне возможность сконцентрироваться на диссертации. Очень ей за это благодарен. Попади я к другому начальнику, диссертация могла бы быть отложена на долгий срок.

Если резюмировать, все зависит от конкретных условий. В моем случае работа и аспирантура хорошо совместились. Но чаще это будет, наверное, проблемой: если работа никак не связана с темой диссертации, то сложности будут обязательно.

— Что, по-твоему, в итоге может дать человеку аспирантура ВШЭ?

— Говоря о том, зачем нужна аспирантура, следует четко разделять две категории людей: есть те, кто собирается заниматься академической деятельностью, и те, кто не собирается заниматься исследованиями в той или иной научной области. Для первых аспирантура является очевидно необходимым этапом в их профессиональной деятельности, это просто одна из тех ступенек, которые нужно перешагнуть, на пути к докторской и полноценному вхождению в профессиональное сообщество. Что касается тех, кто не планирует быть исследователем, мне кажется, что для них кандидатская степень — это некоторый ярлык, который человек помещает на своей визитной карточке, который дает некоторый статус. Это свидетельство о том, что ты в состоянии производить некоторый продукт, соответствующий определенным заданным стандартам. И это, наверное, тоже хорошо, даже если ты работаешь в бизнесе.

Высшая школа экономики предъявляет особые требования к кандидатским диссертациям. В Вышке более жесткие внутренние правила, зачастую не прописанные. Например, выбор официального оппонента — если в соответствии с нормативными документами один из официальных оппонентов может быть членом того диссертационного совета, в котором аспирант проходит обучение, то в Высшей школе экономики это не принято. Таким образом, возникает полностью внешняя экспертиза.

Лично мне аспирантура дала необходимый дополнительный стимул. Для меня было важно знать, что впереди будет промежуточная аттестация, а затем — итоговая аттестация за год, на которых нужно отчитываться. Это подстегивает.

— В Высшей школе экономики действует Программа академической аспирантуры. Как ты ее оцениваешь?

— С этой программой обучение в аспирантуре перестает быть некоторой формальностью, в которой аспирант фактически не обучается, а лишь несколько раз в год на аттестации предъявляет свидетельства того, что он проходит некоторые обязательные рубежи — сдача кандидатского минимума, сдача статей в реферируемые «ВАКовские» журналы, выступления на конференциях. Чтобы аспиранты наконец-то начали обучаться, повышая тот реальный квалификационный уровень, которому должен соответствовать кандидат наук. Поскольку обучение является очным, у аспирантов меньше возможностей для трудоустройства и работы, не связанной с обучением в аспирантуре. Но преимущество Высшей школы экономики состоит в том, что здесь огромное количество лабораторий, исследовательских центров и институтов проводят различные исследования, в которые аспирант может встраиваться. Он может участвовать в исследовании по теме своей диссертации и получать за это зарплату.

Участие в проектах, связанных с темой диссертации, естественно, позволяет существенно ускориться в написании работы. Мне благодаря этому удалось защититься через полтора года после поступления в аспирантуру вместо положенных трех лет.

— Если уж речь зашла о личном опыте — что дает обучение в ВШЭ для личностного становления? Тебе Вышка какие-то новые качества придала?

— Обучение в Вышке (а я здесь провел шесть лет, не считая аспирантуры) стимулирует развитие способности к быстрой работе над большими и сложными задачами. Дело в том, что в Вышке принята модульная система обучения. Когда я учился в бакалавриате, у нас в году было пять модулей учебы, после которых мы сдавали экзамены. Возникало порой ощущение, что мы непрерывно сдаем экзамены, тем более что за месяц до очередной сессии наступали дедлайны по сдаче эссе. Мы жили так: заканчивалась очередная сессия, мы пару недель приходили в себя и снова сдавали эссе, и снова выходили на сессию… Это вырабатывало способность к быстрой мобилизации ресурсов и быстрой и эффективной работе.

Позже, в аспирантуре, поскольку одновременно с обучением в ней я уже был штатным сотрудником ВШЭ и преподавал, на меня распространялось общее требование по публикационной активности. Преподаватели Вышки обязаны не только передавать студентам готовое, признанное знание, зафиксированное в учебниках, но и участвовать в создании нового знания, то есть проводить научные исследования. Результаты этих исследований необходимо предъявлять коллегам в виде книг, в виде статей. Соответственно, потребность в публикациях (чтобы меня не уволили из университета) тоже, конечно, стала мощным стимулом участвовать в научной работе и завершать диссертацию.

— А какие проблемы, на твой взгляд, есть у ВШЭ?

— Сейчас, на стадии быстрого роста вуза вширь, самое главное — не терять корпоративный дух, успевать «переваривать» те новые группы и коллективы, которые входят в состав ВШЭ, и сохранять фирменные качества университета. Это открытость, способность к диалогу, демократичность, постоянное стимулирование и сотрудников, и студентов к активности в разного рода деятельности.

— Теперь, после защиты диссертации, какие у тебя планы?

— В долгосрочном плане я связываю свою карьеру с Вышкой. Здесь много нерешенных проблем, многое нужно сделать для развития политологии, отвечающей международным стандартам. Причем здесь это действительно можно сделать, так как есть соответствующая среда. Но это в долгосрочном плане. А в краткосрочном — хотел бы еще продолжить образование. Как именно — посмотрим.

 

Ануш Мовсисян, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Отличники и двоечники на мировой арене. Государства сравнили по умению вести политику

Политологи ВШЭ оценили государственную состоятельность (способность государства воплощать решения во внутренней и внешней политике) 142 стран. На основе собранных данных исследователи создали и протестировали индекс госсостоятельности, определили восемь ее моделей и построили общий международный рейтинг.

Степной социализм. Как советские специалисты изменили жизнь в Монголии

«Мы создавали там светлое будущее», — говорят о годах в Монголии инженеры, строители, геологи, врачи из бывших союзных республик. Создание степного социализма началось с энтузиазма, продолжилось желанием заработать, а кончилось деконструкцией проекта. Больше сотни представителей сообщества дали интервью политологу Алексею Михалеву, рассказавшему IQ.HSE об их коллективной памяти.

ВШЭ стала лидером в 7 предметах рейтинга научной продуктивности вузов по версии АЦ «Эксперт»

Высшая школа экономики вошла в десять предметных областей и шесть более узких предметных срезов рейтинга аналитического центра «Эксперт». При этом в пяти областях и двух срезах университет занял 1 место.

«Для науки очень важна функция самопроверки и самоочищения»

Ученые из ВШЭ вошли в состав новых комиссий РАН по противодействию фальсификации научных исследований и по борьбе с лженаукой. Новые комиссии возникли в результате разделения прежней комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификациями, существовавшей при президиуме РАН двадцать лет.

От клонирования мамонтов до тайн человеческого мозга: в Вышке пройдут дни научного кино

23 ноября в Вышке начнется ставший уже традиционным Фестиваль актуального научного кино ФАНК, в рамках которого будут показаны четыре документальных фильма. После показа каждого фильма зрители смогут принять участие в обсуждении и задать вопросы экспертам — сотрудниками и преподавателями Вышки.

История под надзором

Разгромный отзыв в научном журнале мог поставить крест на карьере советского ученого. С неугодными расправлялись при помощи идеологических рецензий. Однако количество последних было сравнительно небольшим, а академическая этика и профессионализм чаще брали верх, утверждает старший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева НИУ ВШЭ Сергей Матвеев. 

Образовательные программы ВШЭ по политологии прошли международную аккредитацию

Бакалаврская программа «Политология» и магистерские программы «Прикладная политология» и «Политика. Экономика. Философия» получили пятилетнюю аккредитацию Центрального агентства по оценке и аккредитации (ZEvA), базирующегося в Ганновере.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

Дискуссия «Doing Science: насколько комфортно в российской науке молодым?» на ПМЭФ-2018

Научно-технический комплекс России сегодня остается одним из крупнейших в мире. Но несмотря на хорошие показатели, сектор исследований и разработок в России развивается довольно инерционно. К тому же, по данным опросов, научная карьера в России до сих пор остается непривлекательной. Борьба с этой проблемой стала одной из целей новых «майских» указов: когда молодежь активно идет в науку, остается в ней и успешно раскрывает свой потенциал, в сфере складывается благоприятная обстановка. В рамках дискуссии эксперты обсудили, как оптимизировать инструменты управления наукой с точки зрения привлечения в эту сферу новых кадров.

Как Европейский исследовательский совет финансирует науку и инновации

В Высшей школе экономики выступил профессор Жан-Пьер Бургиньон, президент Европейского исследовательского совета (ЕИС), с открытой лекцией на тему «Государственное финансирование науки и инноваций: опыт Европейского исследовательского совета». Лекция была организована ВШЭ совместно с Представительством Европейского союза в РФ.