• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Думать самостоятельно

Вероника Алборти — выпускница факультета социологии ГУ-ВШЭ 2007 года, сотрудница компании Optimum media OMD (департамент стратегического планирования и исследований СМИ). Какие преимущества, по мнению Вероники, дает обучение в Вышке? И почему она хотела бы вернуться сюда в новом качестве?

— Ты уже больше двух лет работаешь в своей компании. Скажи, трудно ли было проходить собеседование, и с какими проблемами ты столкнулась?

— Проходить собеседование было нетрудно, единственное, что мне в тот момент мешало, это то, что я еще училась на четвертом курсе и мне был нужен гибкий график, чтобы меня отпускали на занятия. А так я училась в хорошем вузе по специальности и уже имела некоторый опыт работы: проходила практику в нужной области и знала тот софт, который был необходим — программы Гэллап-медиа. Так что работодатели воспринимали меня положительно.

— Что бы ты посоветовала выпускникам Вышки, которые идут в первый раз устраиваться на работу?

— Уверенности в себе. Большую роль играет то, как ты себя подаешь, по крайней мере, в нашей области, в маркетинге и рекламе, где не так много формализма и важное значение придается личной беседе.

— Повлияло ли то, что у тебя диплом Вышки?

— Да, конечно. Насколько я могу судить, два наиболее котирующихся диплома социологов — это Вышка и МГУ. На это обращают большое внимание. Правда, на вкладыш с оценками, насколько я знаю, нигде не смотрят.

— Вместе с тобой работают выпускники и факультета социологии Вышки, и других вузов? Как ты думаешь, есть ли что-то, чего выпускникам Вышки не хватает?

— Мне сложно судить. Единственное, что я могу точно сказать: я сейчас работаю по специальности и вижу, что образование Вышки очень хорошее, на уровне. Вышка очень неоднородная… Но что касается социологов, то им, бывает, не хватает увлеченности. У нас на факультете были люди, которые поступали, чтобы иметь диплом хорошего вуза. Таких, конечно, было немного, но все-таки они были. Но Вышка дает очень важный навык — это стремление к новаторству, к прогрессивному стилю мышления. Это то, что больше всего пригодится в жизни. Я вообще больше симпатизирую новаторским вузам, а Вышка — это, безусловно, новаторский вуз.

— Есть ли у выпускников других вузов, того же МГУ, какие-то преимущества в глазах работодателей, и чем отличается их стиль работы от стиля работы выпускников Вышки?

— Да, у нас работают и выпускники МГУ. Мне кажется, что, поскольку их факультет социологии старше, за их дипломами стоит уже некая солидная традиция. Раньше везде работали исключительно выпускники социологического факультета МГУ, это даже по нашему отделу очень заметно: старшее поколение сотрудников — это почти исключительно они, а среди молодых сотрудников уже есть выпускники Вышки, РУДН. Что касается стиля работы, то это больше зависит от компании, от коллектива, от принципа подбора сотрудников. Стиль работы формируется больше на рабочем месте, чем в институте.

— При приеме на работу у тебя наверняка были какие-то ожидания. Оправдались ли они?

— У меня ожиданий не было. Я решила устроиться работать для обретения опыта, чтобы посмотреть, куда меня возьмут, оценить реальную ситуацию лично, на себе. В принципе я своим рабочим местом очень довольна. У нас солидное предприятие и коллектив очень приятный, сработавшийся.

— Ты с самого начала ориентировалась на то, чтобы работать по специальности?

— Да, конечно. Работать по специальности мне интереснее. Может быть, реклама — не совсем то, чем мне хотелось бы заниматься всю жизнь, но пока мне здесь очень нравится. Думаю, в будущем я немного сменю профиль, но обязательно останусь в рамках социологии.

— Какие курсы из тех, что были в институте, оказались наиболее полезными?

— Пригодилась вся математика, весь анализ данных, потому что эти курсы прекрасно учат думать. Я считаю, они очень нужны, хотя я не слишком их любила и хорошие оценки были получены в нелегкой борьбе. Еще мне очень нравились все курсы, которые читала наша кафедра анализа социальных институтов. Считаю, что это были самые хорошие специальные курсы. Очень запомнился курс "Модели и логика социологического исследования" Девятко. Он завершался диспутом, к которому мы долго готовились. Наша команда тогда заняла в этом диспуте первое место. Я, кстати, считаю, что это замечательно стимулирует студентов. Помню все наши практикумы, где мы занимались самостоятельно. Очень интересные были специальные курсы вроде "социологии религии".

— Ты пошла работать на четвертом курсе. Многие студенты Вышки рано идут работать. Если бы сейчас ты выбирала между учебой и работой, чему бы ты уделила больше внимания?

— Учебе, конечно. Рабочие навыки можно приобрести в процессе работы, а научиться так, как тебя научат в институте, ты уже никогда, скорее всего, не сможешь. Рабочие навыки, как правило, проще, они ведь на базе учебных строятся. К тому же всему свое время, свой возраст, и пока у тебя мозги еще достаточно гибкие, лучше уделить внимание учебе.

— Если бы сейчас ты составляла программу для социологов, какие курсы добавила бы, а какие, возможно, "убавила"?

— Я бы добавила больше психологических предметов и вообще часов по смежным дисциплинам вроде философии, антропологии, культурологии. Потому что знания по ним чрезвычайно нужны. Я бы добавила и то, что интересно лично мне, — в виде факультативов: социологию искусства, социологию литературы, социологию музыки. У нас не было акцента на таких вещах, а это тоже очень важно.

— Кого ты считаешь профессиональным авторитетом?

— Профессиональные авторитеты для меня — это мои старшие коллеги, у нас работает хорошая, крепкая команда профессионалов.

— На каком курсе сложнее всего было учиться?

— На третьем. Это пограничный курс, когда человек уже достаточно устал от однообразной учебы на первых двух курсах, но еще не заинтересовался так, как случается на четвертом курсе, поэтому учиться тяжело. Третий курс, на мой взгляд, тяжелый, как все переломные моменты.

— Для чего, по-твоему, вообще нужно учиться?

— Чтобы стать культурным человеком. Чтобы мозг развивался и работал, проще говоря. Вот я сейчас работаю два года и заметила, что очень сильно "глупею". Постоянная тренировка мозгов позволяет держать их в тонусе. Это наиболее важное в учебе.

— Сложно ли тебе было перестраиваться с ритма студента на ритм работающего человека?

— Не сложно, мне было тяжело подстраиваться и под то, и под другое как "сове" и вообще достаточно ленивому человеку. Особой разницы я не заметила.

— Про работу и учебу мы поговорили, а как ты отдыхаешь?

— Люблю путешествовать. Последнее время часто езжу на разные исторические экскурсии, последний раз это была Беларусь. У меня голубая мечта — поехать в Узбекистан, вообще в Азию. Еще, конечно, читаю книжки.

— Представь свою жизнь через пять лет. Чем ты занимаешься, где живешь?

— Я, конечно, могу помечтать о том, что живу в отдельной квартире, но с учетом московских цен на недвижимость… Скорее всего, по-прежнему буду жить в родительском доме или, если повезет, уже с любимым человеком. Думаю, что к тому времени я поступлю в аспирантуру и закончу ее. Узнаю много нового, возможно, буду работать в какой-то другой области, ближе к науке.

— В аспирантуру поступать собираешься?

— Я очень хочу. Размышляю, смогу ли. Насколько смогу потянуть и учебу, и работу, не будет ли это слишком сложно.

— Как ты думаешь, зачем нужно поступать в аспирантуру? Что это тебе даст?

— В моем случае — возможность не "глупеть". Развиваться. Не думаю, что в карьерном отношении это многое дает. По крайней мере, в той области, где работаю я, больше всего важны навыки, которые нарабатываешь на конкретном месте. Вряд ли таким вещам вообще где-либо специально учат, но это и не надо, в вузах учатся не для этого. Так что для меня аспирантура — это скорее ради самореализации и саморазвития.

— Хотела бы ты вернуться в Вышку? В аспирантуру ты собираешься, но, может быть, ты бы посетила конференцию, семинар?

— Я бы с удовольствием пошла преподавать, если бы меня взяли, потому что это тоже очень интересно.

— Что бы ты посоветовала будущим выпускникам?

— Не знаю, на этот вопрос я не могу ответить. По-моему, все наши студенты сами прекрасно находят свой жизненный путь, а тем, кто не находит, никакие советы уже не помогут. Меня лично подобные вопросы ставят в тупик, я в них не вижу "прикладного" смысла, потому что сама я привыкла думать и принимать решения самостоятельно.

Екатерина Рылько, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Аспирантам важна поддержка не только научного руководителя, но и других сотрудников подразделения

Для успешной защиты кандидатских диссертаций важна не только индивидуальная поддержка научного руководителя и близких, но и системная помощь со стороны структуры в университете, где аспирант пишет диссертацию. Однако существуют разные варианты такой поддержки, и каждый из них по-разному сказывается на уверенности аспиранта в успешной защите диссертации. К такому выводу пришли ученые НИУ ВШЭ. Результаты исследования опубликованы в журнале Higher Education Quarterly.

На семинаре в Институте образования Вышки обсудили проблемы российской аспирантуры

28 января на традиционном «вторничном» семинаре Института образования ВШЭ обсуждались перспективы российской аспирантуры. Тема особенно актуальна в связи с внесенным в Госдуму законопроектом, согласно которому обязательным результатом обучения должна быть не выпускная квалификационная работа, как сейчас, а полноценная диссертация.

Выпускники 13 аспирантских школ Вышки получили дипломы

Из 300 аспирантов только 126 подошли к финальному этапу — защите научной диссертации. Поздравить выпускников пришел проректор ВШЭ Вячеслав Башев. По его словам, такой отсев говорит о серьезности намерений получивших дипломы: «Многие из вас работают, но продолжают интеллектуально вкладываться в себя».

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

«Тема тебя не отпускает, если ты чувствуешь себя новатором»

До 14 сентября продолжается прием в аспирантские школы НИУ ВШЭ. О том, как устроено обучение в аспирантуре, своих полевых исследованиях и практическом применении научных результатов рассказывают действующие аспиранты Вышки. Их темы исследований — трудные подростки, профессиональная идентичность врачей и передача убеждений между людьми.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»

28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.