• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первый выпуск магистров-историков ВШЭ

В этом году состоялся первый выпуск магистратуры факультета истории  ВШЭ. О выпускниках программы «История знания в сравнительной перспективе» и планах развития магистратуры рассказывают декан факультета Александр Каменский и руководитель этой магистерской программы Ирина Савельева.

— Ирина Максимовна, Александр Борисович, как вы оцениваете первый выпуск магистратуры факультета истории?

Александр Каменский
Александр Каменский
А. Каменский: — На мой взгляд, первый выпуск оказался удачным, а в какой-то мере и уникальным, так как  ребята показали результаты, на которые мы даже не рассчитывали. Прошедшие в июне защиты магистерских диссертаций продемонстрировали, что все дошедшие до финишной прямой студенты — это люди, которые в процессе обучения всерьез увлеклись научной работой. Они написали диссертации, про каждую из которых можно без преувеличений сказать, что она имеет самостоятельную научную ценность, и я уверен, что все эти работы, целиком или частично, будут опубликованы. Наши первые выпускники — это исследователи, которые, я надеюсь, останутся в профессии и продолжат заниматься наукой. И мне представляется, что это именно тот результат, на который должна ориентироваться магистратура в исследовательском университете.

И. Савельева: — В этом выпуске мы действительно подготовили исследователей, и соглашусь с Александром Борисовичем, что для нас их количество стало неожиданностью. Плотность академически ориентированных молодых исследователей в этом выпуске была удивительной, и возможно, такого сочетания энтузиазма студентов и преподавателей, их обоюдной настроенности и увлеченности научными изысканиями мы больше не увидим. Но мы настроены на хорошее продолжение, значительная часть ребят, выпускников этого года, собираются поступать в аспирантуру ВШЭ. Большие надежды мы возлагаем и на нынешний второй курс магистратуры, а также на появление новых заинтересованных студентов в этом году.

— Кроме исследовательской деятельности, каковы возможные карьерные перспективы у выпускников магистратуры факультета истории ВШЭ?

Ирина Савельева
Ирина Савельева

И. Савельева: — Подготовка исследователей — это сверхзадача. Если выпускник нашей магистерской программы захочет заниматься чем-то иным, безусловно, он сможет это сделать, будь то работа в СМИ, в органах управления или аналитических и экспертных центрах.

— Какова ситуация с набором в магистратуру на исторические специальности? Насколько востребована историческая магистратура у выпускников бакалавриата?

А. Каменский: — О вышкинских бакалаврах пока сложно говорить, так как на факультете истории ВШЭ еще не было своего выпуска бакалавров историков. В целом ситуация с набором на магистерские программы по истории неоднозначная. С одной стороны, в сравнении с другими специальностями, такими как менеджмент или экономика, наплыв абитуриентов не носит столь массового характера. А с другой стороны, если мы хотим в рамках магистерской программы по истории подготовить исследователей, которые будут продолжать заниматься научной деятельностью, то, вероятно, нам и не нужно ставить задачу массового набора.

— На какую аудиторию вы ориентируетесь? Могут ли к вам прийти слушатели без базового исторического образования?

И. Савельева: — Наш первый набор в основном состоял из историков, но были и ребята с других факультетов. И хотя учебный план предусматривает адаптационные курсы для людей с неисторическим базовым образованием, поначалу было очевидно, что им сложнее учиться. В рамках научно-исследовательского семинара мы постарались помочь ребятам без исторического образования «стать историками», освоить ремесло историка как особый вид исследовательской практики, научить их задавать правильные вопросы источнику. В итоге они написали блестящие междисциплинарные научные работы, демонстрирующие и владение историческими методами, и широкий научный кругозор.

К нам могут поступать не только историки, но и выпускники других направлений и специальностей, но для этого они должны сдать вступительные экзамены и проявить знания и компетенции, которые позволят им продолжать учебу на исторической магистерской программе. Для студентов с базовым гуманитарным образованием программа открывает дополнительные возможности, связанные с междисциплинарными исследованиями.

А. Каменский: — Конечно, к нам могут поступать не только историки, но и выпускники других направлений и специальностей, но для этого они должны сдать вступительные экзамены и проявить знания и компетенции, которые позволят им продолжать учебу на исторической магистерской программе. Для студентов с базовым гуманитарным образованием программа открывает дополнительные возможности, связанные с междисциплинарными исследованиями. Знакомство с тематикой выпускных работ наших магистров этого года позволяет оценить спектр возможных междисциплинарных пересечений, здесь и этнология, и история медицины, и современные исследования музыки, и многие другие сферы гуманитарной науки.

Что касается той специфики, о которой упомянула Ирина Максимовна, — ремесла историка — то, на мой взгляд, оно, прежде всего, подразумевает способность к аналитическому мышлению и умение работать с источниками. Так как в центре любого исторического исследования стоит источник.

— Есть ли какие-то изменения в приеме в магистратуру факультета истории ВШЭ в этом году?

А. Каменский: — В этом году на факультете истории осуществляется набор на магистерскую программу «История знания и социальная история» (20 бюджетных мест), в рамках которой обучение будет идти по двум специализациям: «История знания в сравнительной перспективе» и «Социальная история Запада и России». Ядром, объединяющим эти специализации, является понятие источника. Часть базовых курсов, таких как «История исторического знания», «Текстология», останутся обязательными для всех магистрантов, а часть курсов они будут выбирать исходя из конкретной специализации.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.

Запретное знание

Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.

Идеал женщины Третьего рейха

С 1934 года в национал-социалистической Германии выходил главный женский журнал NS-Frauen-Warte. Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, проанализировала визуальные образы в 10 номерах журнала за июль-декабрь 1941 года. В своей работе она исследовала пропаганду национал-социалистов в отношении семейной политики и феминности.

Утверждена стоимость платного обучения в Вышке

Ученый совет ВШЭ утвердил стоимость обучения на программах бакалавриата и магистратуры для поступающих в университет в 2019 году.

Фронтовые письма XX века

Профессиональное отношение к войне тех, кто шел на нее добровольно или вынужденно, за минувший век изменилось: от «честь имею» до выживания в бою без патриотических лозунгов. О том, как это происходило, можно узнать из личных писем солдат и офицеров. Коллектив историков, антропологов и социологов проанализировал корреспонденцию с нескольких войн XX столетия: англо-бурской (1899–1902), русско-японской (1904–1905), Первой (1914–1918) и Второй (1939–1945) мировых, афганской (1979–1989) и чеченских (1994–1995 и 1999–2000). 

Боль, ребра и немного науки

24 октября прошла защита докторской диссертации ординарного профессора ВШЭ Олега Воскобойникова «Scientia naturalis и стили мышления в Западной Европе XII–XIII веков: тексты, образы, идеи». Мы попросили его порефлексировать о том, для чего сегодня вообще защищать докторскую, нужна ли она академическому сообществу и какова роль научного любопытства в осмыслении «большой темы». 

Тезисы: референтное время

В истории любого народа есть свой Золотой век, прекрасное утраченное время, с которым, как с началом координат, сверяются события настоящего. Люди мысленно возвращаются к этой «эталонной» эпохе, чтобы понять, как улучшить настоящее и будущее. Михаил Бойцов на международной научной конференции в НИУ ВШЭ предложил концепцию референтного времени. IQ.HSE приводит основные тезисы его доклада.

Утверждены правила приема в Вышку в 2019 году и новые программы

Ученый совет ВШЭ утвердил перечень образовательных программ и контрольные цифры приема в бакалавриат и магистратуру в 2019 году. Рассказываем о главном, что ждет абитуриентов, в том числе о новых программах — их будет много.

4 совместных программы дополнительного образования, на которые можно записаться прямо сейчас

Статус «совместных» у этих программ означает, что представители индустрии и бизнеса принимали участие не просто в разработке отдельных курсов, но всей концепции обучения. Таким образом знания и навыки, которые получат выпускники, будут актуальны и максимально приближены к требованиям потенциальных работодателей.

Опубликованы «зеленая волна» и лист ожидания для абитуриентов бакалавриата

Список «зеленой волны» опубликован на сайте бакалавриата. В нее попали абитуриенты с высокими баллами, которым университет гарантирует поступление, если они вовремя принесут (или уже принесли) в приемную комиссию оригиналы своих документов. Дедлайн для предоставления оригиналов для зачисления на первом этапе — 1 августа (18:00 по московскому времени), на втором этапе — 6 августа (также 18:00 по московскому времени).