• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Стоит ставить перед собой максимально высокую планку»

Иван Королев с отличием окончил бакалавриат факультета экономики ВШЭ и магистратуру Российской экономической школы. В 2012 году получил добро на обучение в аспирантуре от четырех ведущих университетов мира и теперь учится в аспирантуре Стэнфорда.

— Как называется программа, на которой ты сейчас учишься, сколько лет занимает обучение?

— Я учусь на PhD-программе экономического факультета  Университета Стэнфорда. Стандартный срок обучения — пять лет, но многие учатся дольше, около шести, все зависит от человека. Сейчас у меня идет второй год учебы, я переехал сюда в 2012 году и планирую провести здесь еще четыре года.

— Почему выбрал Стэнфорд?

— Когда я только поступал в Высшую школу экономики, то еще не знал о существовании PhD-программ и не предполагал, что выберу академическую карьеру. Первые два с половиной года я просто старался хорошо учиться, но у меня не было конкретных мыслей о том, чем я хочу заниматься дальше. На третьем курсе было два предмета, которые произвели на меня впечатление и помогли определиться с выбором. Первый — курс «Российская экономика», который нам читал Ясин. Евгений Григорьевич старался «заставить» нас анализировать процессы, происходящие не только в России, но и в мире, рассказывал нам о том, как институты и культурные факторы влияют на экономический рост. Второй — курс «Институциональная экономика» у проректора Марии Марковны Юдкевич, который затрагивал примерно те же вопросы. Я заинтересовался и стал изучать различные научные статьи по этой тематике, читать в интернете блог Константина Сонина (включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента) и понял, что, во-первых, хочу серьезно заниматься экономикой, а во-вторых, что логичным этапом на этом пути будет поступление на программу PhD.

— Что надо сделать, чтобы стать аспирантом одного из ведущих университетов США?

— Процедура поступления на большинство PhD-программ в США примерно одинакова. Во-первых, все университеты требуют сдачи стандартизированных тестов: GRE и TOEFL. Помимо этого нужно предоставить свое резюме, и, что гораздо важнее, написать так называемый Statement of Purpose — документ, в котором ты должен объяснить, почему тебе интересна экономика и почему ты хочешь поступить на PhD-программу. Возможно, в каких-то случаях имеет смысл обозначить, почему тебе интересен конкретный университет. Также нужно рассказать о своих научных интересах: над какой исследовательской темой ты уже работал, а какой и под чьим руководством хотел бы заниматься.

Почти на всех ведущих PhD-программах по экономике (первые тридцать-сорок по рейтингу), если тебя принимают, на пять лет дается стипендия, полностью покрывающая расходы на обучение, плюс сверх этого выделяется сумма на проживание.

Есть еще один момент, пожалуй, самый важный — рекомендации от профессоров, с которыми ты раньше работал. Если у человека отличные рекомендации, но ему, скажем, не хватает баллов по какому-то тесту, то на это, скорее всего, закроют глаза. Если же результаты за тесты отличные, а рекомендации — не очень, то поступить будет сложно.

— Насколько дорого учиться и жить в Америке?

— Почти на всех ведущих PhD-программах по экономике (первые тридцать-сорок по рейтингу), если тебя принимают, на пять лет дается стипендия, полностью покрывающая расходы на обучение, плюс сверх этого выделяется сумма на проживание. Стоимость одного года обучения в аспирантуре Стэнфорда составляет около пятидесяти тысяч долларов. Величина же суммы, покрывающей бытовые расходы, может варьироваться в зависимости от университета, но обычно находится в диапазоне от пятнадцати до тридцати пяти тысяч долларов в год. В большинстве штатов этого вполне достаточно для одного человека, но я ехал вместе с женой, и поначалу она не работала, впрочем и на двоих моей стипендии хватало.

— Ты подавал документы в несколько университетов?

— Да, я подавал документы в восемь мест: в Массачусетский технологический институт, Стэнфордскую бизнес-школу, Йель, Стэнфорд, Беркли, Северо-Западный университет, Мичиганский университет и Лондонскую школу экономики. Меня взяли в Стэнфорд, Беркли, Северо-Западный университет и Йель. Результаты превзошли все мои ожидания: я надеялся, что меня зачислят хотя бы на одну из этих программ. Определенным «недостатком» в этой ситуации было то, что все программы, на которые я поступил, входят в первую десятку PhD-программ по экономике, и мне было очень сложно выбрать.

— Почему ты в итоге решил остановить свой выбор именно на Стэнфорде?

— Большинство университетов примерно во второй половине марта — начале апреля проводят так называемые флайауты — приглашают всех студентов, которым сделано предложение о зачислении, приехать к ним на один-два дня. Это хорошая возможность посмотреть на факультет, познакомиться с профессорами, а самое главное — вживую пообщаться со студентами и понять, как проходит жизнь на кампусе. Транспортные расходы на посещение университетов в рамках флайаута частично финансируются вузами.

Я ездил в Стэнфорд и Беркли — эти два университета расположены недалеко друг от друга. Я провел по два дня в каждом из них, после чего, взвесив все хорошенько, принял решение учиться в Стэнфорде. Свою роль сыграли как раз кампус и атмосфера: из двух мест я выбрал то, где, по моим ощущениям, мне было бы более комфортно учиться в течение пяти лет — по силе же программ они находятся примерно на одном уровне.

— Как обычно проходит день аспиранта?

Стэнфорд — богатый университет, даже на фоне вузов США. Здесь огромное количество спортивных площадок, есть футбольные поля, теннисные корты. И все это совершенно бесплатно, причем не только для учащихся, но и для жителей окрестных городков.

— На первом курсе, как правило, с утра до обеда идут занятия. О втором курсе мне пока сложно судить, так как я только на него перешел, но, насколько я знаю, там вместо стандартных домашних заданий (решения определенного количества задач) появляются уже более «творческие». Нужно читать научные статьи, писать то, что называется referee report. Это нечто вроде профессиональной оценки достоинств и недостатков статьи с указанием того, что можно было бы исправить. По многим курсам требуется сдавать project proposal — проект научной статьи. В общем, вместо подготовки большого количества домашних заданий нужно уже переходить к исследованиям, ну и работать у своего профессора в качестве research assistant.

— То есть в первые два года надо посещать довольно большое количество лекций и семинаров?

— Да, но меньше чем в бакалавриате Вышки. На первом курсе обычно с понедельника по четверг у тебя две лекции в день, а в пятницу — два-три семинара. Но учебой, к счастью, дело не ограничивается: как и в большинстве американских университетов, здесь прекрасные возможности для занятий спортом. Моя обычная неделя, помимо учебы, включает одну игру в футбол и один или два матча в теннис. Стэнфорд — богатый университет, даже на фоне вузов США. Здесь огромное количество спортивных площадок, есть футбольные поля, теннисные корты. И все это совершенно бесплатно, причем не только для учащихся, но и для жителей окрестных городков. Кстати, недавно моя команда выиграла Чемпионат Стэнфорда по футболу.

— Каковы твои научные интересы? Чему посвящена диссертация?

— Пока конкретной темы у меня нет, но этим летом я уже начал понемногу работать со своим научным руководителем. Мои научные интересы за год, проведенный в Стэнфорде, поменялись достаточно сильно. Когда я только поступал, меня скорее интересовали такие сферы, как политическая экономика, экономика развития и экономическая история. Сейчас я склонен заниматься теоретической эконометрикой и, возможно, теорией отраслевой организации.

— А кто твой научный руководитель?

— Сейчас я работаю с профессором Фрэнком Волаком. В основном он занимается теорией отраслевых рынков и экономикой энергии, но многие студенты, у которых он был научным руководителем, занимались, в том числе, и теоретической эконометрикой. На первом году обучения он читал нам соответствующий курс. Мне он очень понравился, и когда мы выбирали, с кем бы хотели работать, я решил, что это подходящая кандидатура. Курс по эконометрике я сдал хорошо, поэтому мне было проще договориться о работе с этим профессором. Сейчас я его research assistant — помогаю профессору с его исследованиями.

— После окончания аспирантуры ты планируешь остаться за рубежом или вернешься в Россию?

— Сложно загадывать наперед. В идеале, конечно, хотелось бы написать хорошую диссертацию и устроиться в какой-либо из ведущих вузов США. Это трудно, но думаю, стоит ставить перед собой максимально высокую планку.

Никита Крыльников, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Очень маленькими деньгами можно решать очень большие проблемы»

Выпускница программы «Экономика и статистика» НИУ ВШЭ, преподаватель Вышки и директор по фандрайзингу фонда «Друзья» Мариам Маргарян говорит, что оказалась в благотворительности случайно. Студентка факультета экономических наук планировала строить карьеру в крупной консалтинговой компании. О своем пути в НКО, любимых социальных проектах и работе в университете она рассказала в интервью Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ.

«Вы берете от университета не знания, а способность быстро думать, анализировать и синтезировать»

Евгений Коновалов — выпускник совместного бакалавриата НИУ ВШЭ и РЭШ 2015 года. Шесть лет он успешно работал в McKinsey, а потом начал записывать музыкальные треки и поступил в школу электронной музыки в Лос-Анджелесе. Куда сложнее попасть — в Вышку, консалтинг или музыкальную индустрию и можно ли всегда заниматься только тем, что интересно, Евгений рассказал в интервью стажерам Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ.

Креатив, Goldman Sachs, Гавайи: кто заменит финансового менеджера

Роберт Давтян, выпускник факультета экономических наук Вышки. Учился в России, Китае, Армении и США, был номинирован на премию «Серебряный птенец», сейчас живет на Гавайях и работает в Goldman Sachs. В интервью Роберт рассказывает, можно ли быть креативным и не носить костюм, работая в инвестбанке, дружить с преподавателями после завершения учебы и искать рецепт счастья в отношениях с людьми.

«Мои научные интересы сформировались еще в магистратуре»

Заруи Акопян окончила бакалавриат в Ереване, магистратуру – в НИУ ВШЭ, а аспирантуру – одновременно в НИУ ВШЭ и Университете Люксембурга. В чем разница подходов к научным исследованиям в разных вузах, она рассказала новостной службе портала.

«Вот сейчас хорошее время, чтобы исполнить свою давнюю мечту»

Варвара Суханова — выпускница бакалавриата и магистратуры факультета экономических наук НИУ ВШЭ, программы двойного диплома с университетом Эразмус (Нидерланды). Сейчас она работает учителем математики в средней школе подмосковного Обнинска по программе «Учитель для России». Варвара рассказала о поступлении в Вышку, учебе в бакалавриате и научной работе, что ее больше всего поразило в Вышке и за рубежом, а также почему она выбрала работу учителя.

Студенты факультета экономических наук встретились с Максимом Орешкиным

Министр экономического развития, закончивший бакалавриат Вышки по направлению «Экономика» в 2002 году, а магистратуру в 2004, прочитал студентам лекцию об экономическом росте и ответил на вопросы.

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

«Не бояться мечтать и ставить новые цели»

Каждый год выпускники ВШЭ поступают в аспирантуры ведущих университетов мира. Владислав Семериков только оканчивает четвертый курс бакалавриата по экономике, но уже принят на программу PhD в Pennsylvania State University. Как этого добился студент, которому поначалу не хватило баллов ЕГЭ для поступления на бюджетное место в Вышке?

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

«Нужно работать семь дней в неделю. Но мне еще никогда не было так интересно учиться, как в этом году»

Год назад выпускница совместной программы ВШЭ и РЭШ Юлия Жесткова сразу после окончания бакалавриата поступила на программу PhD по экономике Чикагского университета. О том, как все устроено, каковы особенности преподавателей – нобелевских лауреатов и в чем нужно честно признаться себе перед поступлением на PhD, она рассказала новостной службе ВШЭ.