• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Стэнфорде используют больше «картинок»

Профессор кафедры экономического анализа организаций и рынков ВШЭ Борис Кузнецов недавно вернулся из Соединенных Штатов, где читал студентам Стэнфордского университета курс лекций по российской экономике.

— Вы уже читали этот курс в 2011 году. Изменилось ли что-то в организации учебного процесса и вообще в Стэнфорде за два года?

— Существенных изменений в организации работы и в построении учебных курсов я не заметил, разве что формальностей стало больше. В этот раз пришлось заполнять больше бумаг и даже сдать онлайн-тест, направленный на предотвращение сексуальных домогательств со стороны профессоров. Хотя какие-то изменения планируются, среди преподавателей даже проводился опрос на тему того, как можно улучшить организацию работы университета, но я не стал в нем участвовать, так как были вопросы, связанные, скажем, с системой оплаты труда преподавателей — я в этом плане не был достаточно осведомлен.

По сравнению с ВШЭ, в Стэнфорде больше людей с гуманитарным складом ума, их больше интересовало влияние экономики на общество, взаимодействие экономики и политики

— Изменился ли состав студентов, посещавших ваш курс?

— Программа предназначалась, прежде всего, для студентов-экономистов третьего и четвертого курса бакалавриата (их число в этом году увеличилось) и магистров-международников (их стало меньше). Всего в 2011 году курс прослушал 31 студент, в этом — 24.

— Чем, на ваш взгляд, обусловлен интерес американских студентов к этому курсу?

— Курс носит комплексный характер, он не относится ни к макро-, ни к микроэкономике, его целью было на примере нашей страны показать, как работают различные экономические теории, а также — как исторические, географические и прочие факторы влияют на экономику. Кроме того, данный курс достаточно много «весил» в системе образовательных кредитов (в этом плане стэнфодская система близка к системе, установленной в ВШЭ). Наконец, часть студентов всерьез рассматривает возможность карьеры в крупных российских компаниях, таких как «Роснефть» и «Газпром», поскольку конкуренция постоянно растет, хорошую работу становится сложно найти даже выпускникам Стэнфорда.

— Какие темы вызвали наибольший интерес у студентов?

— По сравнению с ВШЭ, в Стэнфорде больше людей с гуманитарным складом ума, их больше интересовало влияние экономики на общество, взаимодействие экономики и политики... Традиционно студенты также активно интересовались сопоставлением российской экономики с экономикой США и стран БРИКС.

— Отличалась ли форма подачи материала от той, что вы используете в ВШЭ?

— Уровень общей подготовки и круг интересов среди слушателей курса разнился больше, чем у групп в ВШЭ, поэтому пришлось, немного адаптировать материал, чтобы он был понятен всем. Плюс в США принято, грубо говоря, использовать больше «картинок». То есть считается, что вы можете долго говорить о проблемах правоприменения и росте преступности, но хорошо подобранная фотография российского преступника гораздо лучше поможет воспринять и запомнить материал. Я, кстати, сразу предупредил, что не буду требовать от студентов запоминания конкретных цифр, но старался с помощью иллюстративного материала обратить особое внимание на тенденции и изменения. Кроме того, я старался проводить обсуждения в игровой форме, делил студентов на состязающиеся команды, это дополнительно стимулировало интерес.

Профессионалов высокого класса в России много, но не каждый готов уехать из страны на три месяца в англоязычную студенческую среду

— Планируете ли вы вновь сотрудничать со Стэнфордом? Может, стоит сделать ваш курс ежегодным?

— Делать его ежегодным бессмысленно, все заинтересованные третьекурсники в этом году его уже прошли, соответственно, четверокурсников в следующем году у меня не будет, а в магистратуру в США, как и в России, идут пока немногие. Через два года — все будет зависеть от взаимной заинтересованности ВШЭ и Стэнфорда, — возможно, найдется еще кто-то, желающий поехать — профессионалов высокого класса в России много, но не каждый готов уехать из страны на три месяца в англоязычную студенческую среду — тем более обучение в США ведется интерактивно, это постоянные презентации, дискуссии, обсуждения…

— Интересовались ли студенты и преподаватели Стэнфорда возможностями сотрудничества с ВШЭ?

— Сами преподаватели Стэнфорда мой курс не посещали, хотя иногда приходили иностранные исследователи, которые проходили стажировку в Стэнфорде (в частности, из Китая). Два года назад одна из моих американских студенток стажировалась в ВШЭ, на данный момент профессор Стэнфорда Мартин Карной является научным руководителем Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. Но в целом взаимодействие со Стэнфордом у ВШЭ пока не институционализированно. Хотя, думаю, что, если бы была создана четко регламентированная программа обмена, представители Стэнфорда непременно бы откликнулись на такое предложение. Для Стэнфорда это, безусловно, было бы очень полезно, у них много курсов, ориентированных на страны Азии, а вот о России студенты почти ничего не знают, а без этих знаний у них не будет сформирована полноценная макроэкономическая картина мира.

 

Мария Глазырина, студентка второго курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

Вышка приняла участие в московском Дне экономиста для студентов

Около 300 учащихся экономических специальностей 13 ведущих московских вузов приняли участие в Дне экономиста для студентов. В открытом диалоге об экономике и ее будущем принял участие ректор НИУ ВШЭ, а команда студентов Вышки заняла третье место в интеллектуальной командной викторине «Игры разума».

«Надо комбинировать собственные разработки и импортозамещение»

В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ «Адаптация российской экономики к новым вызовам». Эксперты обсудили задачи, которые стоят перед государством и бизнесом в текущих условиях.

Не хуже, чем у других: зависть как драйвер экономического роста

Классическая экономическая теория предполагает, что все экономические агенты полностью эгоистичны и рациональны в максимизации собственного материального благополучия, на них не влияют внешние факторы. Следовательно, экстерналии никак не учитываются при построении экономических моделей. Однако ряд социологов настаивает на пересмотре современной экономической теории и учете моральных аспектов поведения экономических агентов. Наблюдениями и успехами в создании собственной экономической модели с учетом зависти на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции поделился профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Борисов.

В Вышке обсудили структурную трансформацию и драйверы устойчивого роста российской экономики

Российская экономика продемонстрировала высокую устойчивость к беспрецедентному внешнему давлению и сумела в значительной степени адаптироваться к новым условиям. Уже в этом году она может перейти от спада к росту. О том, где найти для этого драйверы и ресурсы, шла речь на пленарной сессии «Экономика России под санкциями: от адаптации к устойчивому росту» XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, которая проводится в НИУ ВШЭ в рамках Десятилетия науки и технологий. Участие в ее работе принял министр экономического развития РФ Максим Решетников.

От устойчивости к развитию в эпоху перманентных кризисов

Как глобальные кризисы влияют на процессы принятия решений? Какие проблемы приобрели повышенную значимость в прикладной экономической науке в последнее десятилетие? Об актуальных темах современных финансовых исследований в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции рассказал в своем докладе ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Александр Карминский.

Распределение доходов и стоимости жизни по типам поселений оказались схожими в России и США

В Научно-учебной лаборатории измерения благосостояния факультета экономических наук НИУ ВШЭ проанализировали данные о доходах и стоимости жизни на местном уровне в России (муниципалитеты) и США (округа). Исследование показало, что для России характерны более существенные территориальные различия в стоимости жизни, чем в США. При этом распределения общего объёма доходов между поселениями разного размера в обеих странах довольно близки. Статья опубликована в «Экономическом журнале Высшей школы экономики».

«Деньги — это уникальный социально-экономический феномен, сравнимый по значимости с феноменом использования огня, колеса или языка»

Деньги тесно взаимодействуют с материальным и интеллектуальным богатством общества, нарушение этого взаимодействия чревато кризисами. Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Александр Смирнов в интервью HSE Daily рассказал о природе денег, о необходимости инвестиций, в том числе в долговые инструменты, а также о работе с иностранными учеными в советское время, о своем видении научного и образовательного пространства и участии в создании Вышки.

«Образование — это формирование кругозора и экономического мышления»

Каковы современные тренды в экономическом образовании и как они внедряются в Вышке? Зачем экономистам машинное обучение и искусственный интеллект? Нужно ли ходить на лекции и как взять от бакалаврского образования максимум? Насколько радикально меняются экономические законы в последние годы? Это и многое другое с деканом факультета экономических наук (ФЭН) ВШЭ Сергеем Пекарским обсудили стажеры Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики.

Образованная семья и спецшкола могут принести школьнику до 11 дополнительных баллов на ЕГЭ

Хотя равенство возможностей и доступа к высшему образованию было основной целью введения ЕГЭ, эта реформа не решила всех проблем. Российские регионы развиты неравномерно, и многие социально-экономические показатели сильно разнятся, а вместе с ними — и шансы подростков получить качественное образование. Как выяснили сотрудники факультета экономических наук ВШЭ, помимо результатов ЕГЭ, возможность поступить в вуз зависит от образования родителей, специализации школы, достатка семьи и ряда других факторов. Результаты исследования опубликованы в British Journal of Sociology of Education.