• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Книга о книгах

14 октября состоялась презентация книги профессора кафедры экономической методологии и истории ГУ-ВШЭ Андрея Кузьмичева «Лучшие книги для бизнеса — 2».

Андрей Кузьмичев представил свою очередную книгу, в которой собраны 100 новых рецензий, опубликованных в газете «Ведомости» и журнале «Деньги».

На встрече автор, кажется, задался целью полностью разрушить стереотип о том, что такое презентация книги. Действительно, отправляясь на подобное мероприятие, мы ожидаем, что сначала выступит автор — скажет спасибо издателям, коллегам и рецензентам, потом несколько приглашенных экспертов поделятся своим мнением о книге — кто-то обязательно покритикует, кто-то похвалит. Возможно, даже завяжется живое обсуждение. Ну а в завершение, конечно же, всех ожидает бесплатная раздача книг и автографов.

Эта презентация была совсем не такой. Похожа она была на неспешную дискуссию в узком кругу о проблемах издательства деловой литературы в эпоху кризиса, о хороших и плохих книгах и о том, зачем и кому вообще нужны бизнес-книги.

Для затравки А. Кузьмичев высказал суждение, что буквально за последний год качество книг в России резко возросло. «Мировой книжный рынок не просел во время кризиса, — полагает А. Кузьмичев, — книгоиздатели, имея большой запас прочности, чувствуют себя вполне комфортно в непростых экономических условиях».

Преподаватель кафедры общего и стратегического менеджмента ГУ-ВШЭ Павел Карпус позволил себе не согласиться с мнением, что кризис не влияет на книгоиздателей. По его наблюдениям, за последний год новинок в деловой литературе стало гораздо меньше. Но вот о том, хорошие это новинки или плохие, П. Карпус судить не решился. Кроме сокращения наименований книг, заметна тенденция перехода издательств, специализирующихся на деловой литературе, в другие секторы книжного рынка.

Генеральный директор «Аквамариновой книги» Марина Тыщенко рассказала о трудностях своего издательства, которое специализируется на переводе бизнес-литературы. Книги о лидерстве у нас чаще покупают не те, кому это действительно нужно для профессиональной деятельности, а те, кого принято называть «широкие массы населения». Возможно, поэтому популярностью пользуются не серьезные и сложные книги по бизнесу, а простые, с броскими названиями — «Пять шагов к успеху», «Как стать богатым» и прочие.

Правильные же бизнес-книги особым спросом не пользуются, к ходовому товару не относятся. Поэтому в данном направлении магазины предпочитают работать с одним проверенным издательством.

Руководитель группы бизнес-литературы издательства «Эксмо» (это издательство и выпустило книгу А. Кузьмичева) Марина Трушкова разделяет ощущение коллеги, что распространять деловую литературу достаточно сложно. «Региональные дистрибьюторы берут деловую литературу в последнюю очередь, — говорит М. Трушкова, — хорошо, если они приобретают 5–6 экземпляров книги». Ситуация несколько улучшается, если авторы целенаправленно работают с регионами — выезжают с семинарами и презентациями.

Зато продажи книг в интернет-магазинах действительно резко возросли в последнее время.

А. Кузьмичев замечает, что, возможно, такие трудности с распространением деловой литературы связаны еще и с тем, что не работает очень важный канал между подобной книгой и читателем. По мнению А. Кузьмичева, правильный путь книги в руки читателя лежит через университетские библиотеки, через преподавателей.

Доцент кафедры экономики и финансов фирмы ГУ-ВШЭ Елена Чиркова ненадолго вернула разговор собственно к книге А. Кузьмичева. Е. Чиркова высказала предположение, что рецензии на плохие книги могут быть не менее полезными и популярными, чем рецензии на книги хорошие. Конечно, речь идет только о плохих книгах хороших авторов.

На эту идею нашлись очевидные возражения. Во-первых, разгромные рецензии неохотно публикуют. А. Кузьмичев столкнулся с этим, когда пытался опубликовать в «Ведомостях» отрицательную рецензию на книги компании Microsoft. Во-вторых, не совсем честно предлагать занятому человеку из деловой среды читать книгу о тех книгах, которые он читать не будет. И если книга А. Кузьмичева явно призвана экономить время читателей, уберегать их от неверного выбора, то сборник негативных рецензий от неверного выбора убережет, но время никак не сэкономит. Кроме того, весь гонорар автору книги «100 худших книг о бизнесе» пришлось бы потратить на собственную физическую защиту.

Е. Чиркова указала еще на одну проблему деловой литературы. Беда в том, что люди по-настоящему успешные в бизнесе никогда не раскрывают в книгах истинные секреты своего успеха. Они умудряются говорить и писать так, чтобы ничего не сказать.

Декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко
Декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко
Между тем, декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко вновь поднял дискуссию на глобальный уровень. По его мнению, рынок деловой литературы разделен на три сегмента. Первый условно можно назвать «Бизнес для чайников» — несложная литература «о том, как добиться успеха», для широкой публики. Второй сегмент составляют книги для тех, кто учится бизнесу.

И с этими двумя направлениями деловой литературы у нас, считает А. Чепуренко, не все так плохо. Гораздо беднее ассортимент в третьем сегменте — книги для тех, кто изучает бизнес как социальное явление. «Теоретические книги, в которых обобщается многолетний опыт развития предпринимательства, у нас практически не издаются», — посетовал А. Чепуренко. Да, подобные книги о теории политики в отношении предпринимательства, о теории малого бизнеса активно выпускаются на Западе, но на русский язык не переводятся. Да, эти книги доступны студентам ведущих вузов, но ведь число потенциальных предпринимателей в России не может ограничиваться числом выпускников элитных вузов.

В нераспространенности у нас подобного рода литературы А. Чепуренко видит одну из причин плохого развития предпринимательства. По данным Глобального мониторинга предпринимательства, в России самая низкая доля граждан, которые начинают собственный бизнес. Удерживает людей от этого шага низкая оценка своей компетенции, непонимание бизнес-среды.

По окончании этой нетрадиционной презентации книгу автора не раздавали, а нетрадиционно продавали. Что, видимо, еще раз подчеркивает как безусловную полезность книги, так и авторитет автора и издательства.

Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова

Вам также может быть интересно:

ВШЭ организует курсы по предпринимательству для всех желающих старше 50

Вводное занятие из цикла «Бизнес для всех» состоится 31 мая в рамках Московской недели предпринимательства. Занятия запланированы в течение всего лета.

Программа профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство» открывается в Вышке

До 10 апреля включительно в Высшей школе экономики продолжается прием заявок на программу профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство». Обучение начнется 20 апреля.

Портрет социального предпринимателя

Социальное предпринимательство в России стало привычной практикой, в которой, впрочем, остаются свои особенности и проблемы. Социологи НИУ ВШЭ совместно с исследовательской группой ЦИРКОН и Social Business Group изучили их и представили в докладе коллективный портрет социальных предпринимателей. Один из авторов работы, Иван Климов, прокомментировал IQ.HSE результаты исследования.

ВШЭ заняла 6 место в новом рейтинге предпринимательских университетов АЦ «Эксперт»

В публикуемом впервые аналитическим центром «Эксперт» рейтинге предпринимательских университетов представлено 38 вузов России, из них 16 – участники Проекта 5-100. ВШЭ занимает 6 место среди российских вузов и 2 место после МФТИ среди участников Проекта 5-100.

Нижегородская Вышка поможет ИПФ РАН коммерциализировать разработки

Центр предпринимательства НИУ ВШЭ – Нижний Новгород начал сотрудничество с Институтом прикладной физики РАН в области коммерциализации научных разработок. Центр будет помогать ученым ИПФ РАН  продвигать их проекты на рынке.

Каким бизнесом занимаются выпускники Вышки

Центр по работе с выпускниками обнародовал исследование, которое дает возможность проследить предпринимательскую деятельность выпускников. Исследование будет продолжаться, стать его участником может каждый выпускник Вышки, имеющий собственный бизнес.

Как гику стать предпринимателем: советы основателя Uber

Основатель и CEO компании Uber Трэвис Каланик на встрече со студентами Вышки рассказал о том, какими качествами должен обладать успешный предприниматель и почему в бизнесе есть место волшебству.

Магистров ВШЭ научат интернет-предпринимательству

Высшая школа экономики стала одним из 22 вузов — участников проекта по обучению студентов интернет-предпринимательству, который реализует Фонд развития интернет-инициатив при поддержке Минобрнауки России. В новом учебном году курс «Интернет-предпринимательство» включен в общеуниверситетский пул дисциплин по выбору, и его смогут изучать студенты любой образовательной программы магистратуры на первом курсе.

«Не надо стесняться признавать, что мы кое-чего пока не умеем»

Если ты можешь объяснить, почему твой проект будет успешным, инвестиции твоему бизнесу обеспечены в любых условиях. В рубрике «Конструктор успеха» выпускник Вышки, председатель совета директоров группы компаний «Р-Фарм» Алексей Репик рассказывает, как делать бизнес на продлении жизни, что такое правильное импортозамещение и чем государство может помочь предпринимателям.

Выпускник ВШЭ стал предпринимателем года в России

Победителем российского национального этапа международного конкурса «Предприниматель года 2014» стал выпускник бакалавриата ВШЭ (факультет экономики) Алексей Репик — президент «Деловой России», председатель совета директоров группы компаний «Р-Фарм».