• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Книга о книгах

14 октября состоялась презентация книги профессора кафедры экономической методологии и истории ГУ-ВШЭ Андрея Кузьмичева «Лучшие книги для бизнеса — 2».

Андрей Кузьмичев представил свою очередную книгу, в которой собраны 100 новых рецензий, опубликованных в газете «Ведомости» и журнале «Деньги».

На встрече автор, кажется, задался целью полностью разрушить стереотип о том, что такое презентация книги. Действительно, отправляясь на подобное мероприятие, мы ожидаем, что сначала выступит автор — скажет спасибо издателям, коллегам и рецензентам, потом несколько приглашенных экспертов поделятся своим мнением о книге — кто-то обязательно покритикует, кто-то похвалит. Возможно, даже завяжется живое обсуждение. Ну а в завершение, конечно же, всех ожидает бесплатная раздача книг и автографов.

Эта презентация была совсем не такой. Похожа она была на неспешную дискуссию в узком кругу о проблемах издательства деловой литературы в эпоху кризиса, о хороших и плохих книгах и о том, зачем и кому вообще нужны бизнес-книги.

Для затравки А. Кузьмичев высказал суждение, что буквально за последний год качество книг в России резко возросло. «Мировой книжный рынок не просел во время кризиса, — полагает А. Кузьмичев, — книгоиздатели, имея большой запас прочности, чувствуют себя вполне комфортно в непростых экономических условиях».

Преподаватель кафедры общего и стратегического менеджмента ГУ-ВШЭ Павел Карпус позволил себе не согласиться с мнением, что кризис не влияет на книгоиздателей. По его наблюдениям, за последний год новинок в деловой литературе стало гораздо меньше. Но вот о том, хорошие это новинки или плохие, П. Карпус судить не решился. Кроме сокращения наименований книг, заметна тенденция перехода издательств, специализирующихся на деловой литературе, в другие секторы книжного рынка.

Генеральный директор «Аквамариновой книги» Марина Тыщенко рассказала о трудностях своего издательства, которое специализируется на переводе бизнес-литературы. Книги о лидерстве у нас чаще покупают не те, кому это действительно нужно для профессиональной деятельности, а те, кого принято называть «широкие массы населения». Возможно, поэтому популярностью пользуются не серьезные и сложные книги по бизнесу, а простые, с броскими названиями — «Пять шагов к успеху», «Как стать богатым» и прочие.

Правильные же бизнес-книги особым спросом не пользуются, к ходовому товару не относятся. Поэтому в данном направлении магазины предпочитают работать с одним проверенным издательством.

Руководитель группы бизнес-литературы издательства «Эксмо» (это издательство и выпустило книгу А. Кузьмичева) Марина Трушкова разделяет ощущение коллеги, что распространять деловую литературу достаточно сложно. «Региональные дистрибьюторы берут деловую литературу в последнюю очередь, — говорит М. Трушкова, — хорошо, если они приобретают 5–6 экземпляров книги». Ситуация несколько улучшается, если авторы целенаправленно работают с регионами — выезжают с семинарами и презентациями.

Зато продажи книг в интернет-магазинах действительно резко возросли в последнее время.

А. Кузьмичев замечает, что, возможно, такие трудности с распространением деловой литературы связаны еще и с тем, что не работает очень важный канал между подобной книгой и читателем. По мнению А. Кузьмичева, правильный путь книги в руки читателя лежит через университетские библиотеки, через преподавателей.

Доцент кафедры экономики и финансов фирмы ГУ-ВШЭ Елена Чиркова ненадолго вернула разговор собственно к книге А. Кузьмичева. Е. Чиркова высказала предположение, что рецензии на плохие книги могут быть не менее полезными и популярными, чем рецензии на книги хорошие. Конечно, речь идет только о плохих книгах хороших авторов.

На эту идею нашлись очевидные возражения. Во-первых, разгромные рецензии неохотно публикуют. А. Кузьмичев столкнулся с этим, когда пытался опубликовать в «Ведомостях» отрицательную рецензию на книги компании Microsoft. Во-вторых, не совсем честно предлагать занятому человеку из деловой среды читать книгу о тех книгах, которые он читать не будет. И если книга А. Кузьмичева явно призвана экономить время читателей, уберегать их от неверного выбора, то сборник негативных рецензий от неверного выбора убережет, но время никак не сэкономит. Кроме того, весь гонорар автору книги «100 худших книг о бизнесе» пришлось бы потратить на собственную физическую защиту.

Е. Чиркова указала еще на одну проблему деловой литературы. Беда в том, что люди по-настоящему успешные в бизнесе никогда не раскрывают в книгах истинные секреты своего успеха. Они умудряются говорить и писать так, чтобы ничего не сказать.

Декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко
Декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко
Между тем, декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко вновь поднял дискуссию на глобальный уровень. По его мнению, рынок деловой литературы разделен на три сегмента. Первый условно можно назвать «Бизнес для чайников» — несложная литература «о том, как добиться успеха», для широкой публики. Второй сегмент составляют книги для тех, кто учится бизнесу.

И с этими двумя направлениями деловой литературы у нас, считает А. Чепуренко, не все так плохо. Гораздо беднее ассортимент в третьем сегменте — книги для тех, кто изучает бизнес как социальное явление. «Теоретические книги, в которых обобщается многолетний опыт развития предпринимательства, у нас практически не издаются», — посетовал А. Чепуренко. Да, подобные книги о теории политики в отношении предпринимательства, о теории малого бизнеса активно выпускаются на Западе, но на русский язык не переводятся. Да, эти книги доступны студентам ведущих вузов, но ведь число потенциальных предпринимателей в России не может ограничиваться числом выпускников элитных вузов.

В нераспространенности у нас подобного рода литературы А. Чепуренко видит одну из причин плохого развития предпринимательства. По данным Глобального мониторинга предпринимательства, в России самая низкая доля граждан, которые начинают собственный бизнес. Удерживает людей от этого шага низкая оценка своей компетенции, непонимание бизнес-среды.

По окончании этой нетрадиционной презентации книгу автора не раздавали, а нетрадиционно продавали. Что, видимо, еще раз подчеркивает как безусловную полезность книги, так и авторитет автора и издательства.

Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова

Вам также может быть интересно:

Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера

Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».

«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.

Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат

Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.

Регистрация на кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 5 октября

21 августа началась регистрация участников IV Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Инициатор его проведения и генеральный партнер — Минэкономразвития России. К участию приглашаются команды из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. Если в предыдущие годы допуском к кейс-чемпионату служила видеовизитка, то теперь каждому участнику команды нужно будет пройти индивидуальное квалификационное тестирование.

НИУ ВШЭ и «Движение первых» заключили соглашение о сотрудничестве

В конце июня Высшая школа экономики и Российское движение детей и молодежи « Движение первых» подписали соглашение о сотрудничестве. В ближайших совместных планах — работа с абитуриентами, запуск испытаний норматива технологической грамотности «ТехноГТО» и развитие молодежного предпринимательства.

Бизнес-пикник ВШЭ: «Это огромная предпринимательская тусовка»

Высшая школа экономики стала партнером федерального форума Росмолодежи «Большие гонки для молодых предпринимателей», который прошел на площадках «ВТБ Арены Парка». Объединенная команда ВШЭ, состоящая из слушателей и выпускников майнора «Стартап с нуля», приняла участие в спортивных и интеллектуальных состязаниях.

«Будущее уже здесь, но оно неравномерно распределено»

27 мая, в День российского предпринимательства, в Центре культур НИУ ВШЭ прошел ежегодный студенческий предпринимательский Форум HSE Business Club. Три года назад инициативная группа HSE Business Club открыла форум как площадку, на которой предприниматели могли бы обмениваться опытом. Сейчас это крупнейший в СНГ студенческий бизнес-форум. В этом году на мероприятие зарегистрировалось рекордное число гостей — 1900 человек.

«Местечкового технологического суверенитета быть не может»

В основе новой модели предпринимательства в вузе должна быть наука с привлечением к исследованиям студентов. Научные работы должны быть масштабированы, для трансфера их результатов в экономику необходимо активное взаимодействие высокотехнологичных компаний с университетами. В НИУ ВШЭ прошла международная научно-практическая конференция «Инноватика и предпринимательство: теория и практика», организованная кафедрой менеджмента инноваций.

Иран под санкциями: как антимонопольная политика помогает работать экономике в условиях ограничений

Развитие конкуренции и снятие барьеров для предпринимательской деятельности позволяет устранить многие последствия санкций. Опытом Ирана в этой сфере поделился председатель Национального совета по конкуренции Исламской Республики профессор Сейедмохаммадреза Сейеднурани. Он прочел в НИУ ВШЭ лекцию «Экономика Ирана в условиях санкций: роль антимонопольной политики». Лекция была организована в рамках семинара Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ.

«Мой собственный бизнес начался с курсовой работы»

Елизавета Корсакова, студентка магистерской программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, создала свой интернет-магазин и за полгода вывела его на окупаемость. Как собственный бизнес помогает учебе и какая аналитика позволяет увеличивать продажи, она рассказала в интервью.