• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Многоуважаемый шкаф

 Видеозапись

30 января цикл открытых лекций ВШЭ в музеях Москвы продолжила доцент кафедры наук о культуре Ольга Рогинская, выступившая с лекцией «"Настоящая вещь" в современном театре: музей — барахолка — вещевой рынок» в Доме-музее М.Н. Ермоловой.

Как давно существуют вещи? Ровно столько же, сколько существует человечество, которое привыкло создавать их, чтобы делать удобной свою жизнь. Вещи окружают нас с рождения до самой смерти, становясь участниками нашей жизни и ее фоном, приметами и атрибутами времени.

Как давно вещи из реальной жизни существуют в театральной реальности? Ровно столько же, сколько существует и сам театр: вещи живут в нем, обозначая на подмостках время и место действия, характеры персонажей и их взаимоотношения, а нередко принимая активное участие в постановке. Ведь если на стене висит ружье, оно в третьем акте непременно должно выстрелить.

Так что театр людей и театр вещей связаны неразрывно с древнейших времен.

Лекция, прочитанная Ольгой Рогинской в Музее Ермоловой, была посвящена старым вещам как атрибутам современного театра.

Сегодня настоящая, подлинная вещь из реальной жизни зачастую смотрится на сцене куда менее правдоподобно, чем любые чудеса света и звука, созданные при помощи современной техники. Потому что реальные вещи из театра постепенно ушли, их заменили бутафорские предметы, сами по себе являющиеся подчас произведениями искусства, но… несколько другого. Тем не менее свет, звук, пальто, шкаф, книги и кукурузные хлопья по-прежнему решают все те же старые как мир задачи создания театральной реальности и театральной условности.

Рогинская анализировала работы трех режиссеров, создающих с помощью старых вещей образы реальности, образы ушедшего времени, образы человеческих взаимоотношений.

Чтобы понять, как это происходит, надо, конечно, идти в театр. Надо смотреть постановки Алвиса Херманиса, Николая Коляды и Дмитрия Крымова на сцене. Потому что пространство спектакля можно по-настоящему оценить только там. Но сначала стоит все-таки послушать лекцию Ольги Рогинской, в которой собраны и обозначены научными терминами и затхлый запах старости, создающий образ советской коммуналки, и шелест пожелтевших книг, и хруст кукурузных хлопьев под ногами актеров, и пальто, и многоуважаемый шкаф — все эти вещи, любимые и нелюбимые.

Посмотреть видеозапись лекции, а потом уже ехать к Херманису в Ригу, к Коляде в Екатеринбург или смотреть Крымова в Москве.

Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Что может театр рассказать о прошлом

Каким мы помним советский театр, что могут рассказать о нем документальные свидетельства и как советские сюжеты влияют на современную жизнь в театре и за его пределами? Эти вопросы обсуждались на прошедшей в ВШЭ международной конференции «Театр и время».

Сотрудники ВШЭ подготовили образовательную программу выставки, посвященной Юрию Любимову

До 26 октября в Музее Москвы идет выставка «Любимов и время. 1917–2017. 100 лет истории страны и человека», приуроченная к столетию режиссера. Образовательную программу выставки, включающую экскурсии, лекции и кинопоказы, подготовили сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Куратором образовательной программы выступила заведующая лабораторией Евгения Абелюк.

В Вышке начала работу новая лаборатория факультета гуманитарных наук

Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. займется собиранием и систематизацией архивных материалов о творчестве режиссера и исследованием его постановок в России и за рубежом.

Театр переживает переломный момент

Чем измерить современность сегодняшнего театра? Почему он вообще стремится быть современным — или, напротив, принципиально настаивает на своей старомодности? Об этом в своей лекции в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы» рассказала доцент Школы культурологии НИУ ВШЭ Ольга Рогинская.

Преподаватель Школы дизайна разработала новый имидж фестиваля «Золотая маска»

В 2015 году театральный фестиваль «Золотая маска» обновил имидж, автором которого стала Наташа Шендрик, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Студенты ВШЭ признаны лучшими актерами на фестивале в Неаполе

Спектакль «Позитивное безумие» (La folie positive) студенческого театра Высшей школы экономики «Le Defi» признан лучшим на театральном франкоязычном фестивале «Красный занавес» (Rideau rouge), прошедшем в Италии.

Кирилл Серебренников: «Не жду чудес, но верю в их возможность»

19 февраля в Культурном центре ВШЭ прошла первая в этом году встреча из цикла «Важнее, чем политика», организованная фондом «Либеральная миссия» и НИУ ВШЭ. В этот раз ее гостем стал известный режиссер театра и кино Кирилл Серебренников. Модератором вечера выступил филолог и журналист Дмитрий Бак.

«Культуре необходим менеджмент, а не руководство»

19 июня гостем очередной встречи из цикла семинаров научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина «Важнее, чем политика» стал театральный режиссер и актер Виктор Рыжаков.

«Не дорого ценю я громкие права...»

17 апреля в Культурном центре Высшей школы экономики состоялась очередная встреча из цикла «Важнее, чем политика», организованная НИУ ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия». На этот раз гостем стал художественный руководитель театра «Сатирикон», народный артист России Константин Райкин.

«Где вы взяли такого вдумчивого Гамлета?»

30 ноября на факультете филологии ВШЭ состоится театральная постановка пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет». Недавно этот спектакль стал участником британского фестиваля школьных шекспировских театров. О работе над ним и о своих впечатлениях от поездки рассказывает художественный руководитель постановки, доцент факультета филологии ВШЭ Ольга Виноградова.