• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интуиция в искусстве и бизнесе

 Видеозапись

Чем схожи занятия бизнесом и искусством? Какие черты личности, склонности и устремления одинаково присущи настоящему предпринимателю и настоящему художнику? В рамках проекта ВШЭ «Университет, открытый городу», декан Высшей школы менеджмента ВШЭ Сергей Филонович рассказал об этом в своей публичной лекции.

Сергей Филонович обладает широким кругом интересов, прекрасно разбирается в живописи и даже свои лекции для студентов читает неординарно, так что слушать его полезно не только менеджерам, но и любителям искусства. С открытой лекцией «Бизнес и искусство: возможности и проблемы взаимодействия» он выступил 17 апреля в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Что есть бизнес? Лектор так сформулировал ответ: деятельность, направленная на создание ценностей для потребителя при условии получения прибыли и ее распределения. А что есть искусство? Одно из принятых определений гласит: особый способ познания и отражения действительности. Что же общего может быть между этими двумя разнонаправленными, казалось бы, движениями?

Оставим в стороне напрашивающийся ответ о том, что искусство тоже приносит деньги своим создателям, значит, оно тоже бизнес, а настоящий бизнес — это всегда немного искусство. Все сложнее и глубже.

Сегодня при возросшей скорости изменения среды уже очень сложно придумать что-то принципиально новое, сформировать потребность в нем и потом эту потребность удовлетворять, зарабатывая деньги

Бизнес удовлетворяет потребности социума, а еще он их формирует. Например, до Стива Джобса у общества не было сформировавшейся потребности в персональных компьютерах. И таких примеров можно привести сотни, причем не только из нашего времени. Скажем, до массового производства автомобилей людей вполне устраивали лошади, а до изобретения промышленного ткацкого станка и домов моды — домотканая самосшитая одежда. То есть открытие нового бизнеса (неважно, в каком веке это происходит) возможно только на основе способности некоторых людей к интуитивному понятию мира, той самой творческой интуиции, которая объединяет настоящего бизнесмена и настоящего художника. Собственно говоря, это называется одним словом: талант.

Но если в прежние века скорость жизни и распространения информации была значительно ниже, легче было креативные идеи «ловить из воздуха», то сегодня при возросшей скорости изменения среды уже очень сложно придумать что-то принципиально новое, сформировать потребность в нем и потом эту потребность удовлетворять, зарабатывая деньги. Для такого надо быть настоящим творцом. Как пример — Марк Цукерберг и его «Фейсбук».

Понятно, что бизнес помогает искусству материально, меценаты были и будут, и без них театрам и музеям жить трудно. Понятно, что еще один способ финансирования — коллекционирование, когда произведения искусства становятся «объектами социально приемлемой алчности». Но есть и более высокотехнологичная помощь, связанная с созданием и развитием новых технологий и материалов, например, для хранения, реставрации и копирования произведений искусства. 3D-принтер скопирует «Мону Лизу» лучше любого человека.

Но и искусству есть чем ответить на щедрые дары своих бизнес-поклонников. В первую очередь многовековым навыком развития той самой творческой интуиции, которую можно воспитать в предпринимателе, как в художнике. Кроме того, искусство обладает бесценным опытом поиска талантов, их выявления и «управления талантами», когда режиссер руководит коллективом не менее успешно, чем предприниматель.

Так что не за горами счастливые времена, когда курс истории искусства украсит расписание занятий студентов-менеджеров. По словам Сергея Филоновича, осталось всего-то каких-нибудь лет двадцать.

Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Художественный стиль – зеркало души»

В HSE ART GALLERY открылась персональная выставка профессора Школы дизайна ВШЭ, руководителя профиля «Дизайн среды» Александра Джикии. Новостная служба портала узнала у художника, как искать свой стиль и почему среду нужно оформлять профессионалам.

Вышка и Эрмитаж закрепляют сотрудничество

24 июля ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский официально подписали соглашение о сотрудничестве. Университет и музей будут работать над совместными проектами в области образования и заниматься научными исследованиями.

ВШЭ организует курсы по предпринимательству для всех желающих старше 50

Вводное занятие из цикла «Бизнес для всех» состоится 31 мая в рамках Московской недели предпринимательства. Занятия запланированы в течение всего лета.

Программа профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство» открывается в Вышке

До 10 апреля включительно в Высшей школе экономики продолжается прием заявок на программу профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство». Обучение начнется 20 апреля.

Искусство на торгах. Как устроен российский арт-рынок

Более 20 аукционных домов, около 100 значимых галерей, 9 крупных частных коллекционеров, свыше 20 тысяч профессиональных художников — все это отечественный арт-рынок, перспективный, но пока не вышедший из тени. Современные механизмы торговли произведениями живописи, графики, фотографии и скульптуры изучил Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ. Наиболее интересные факты из доклада «Российский рынок предметов искусства-2018» — в материале IQ.HSE.

Шапка-невидимка

Наряду с шапкой Мономаха, у русских правителей были другие драгоценные венцы. В их числе — высокая, похожая на папскую тиару золотая корона с самоцветами, сделанная в Англии по заказу Ивана Грозного. В Смутное время она исчезла из Москвы, оказалась в Польше на голове короля Сигизмунда III, затем побывала в Берлине залогом за долги, а потом и вовсе пропала. Доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Александр Лаврентьев восстановил историю этой регалии.

Портрет социального предпринимателя

Социальное предпринимательство в России стало привычной практикой, в которой, впрочем, остаются свои особенности и проблемы. Социологи НИУ ВШЭ совместно с исследовательской группой ЦИРКОН и Social Business Group изучили их и представили в докладе коллективный портрет социальных предпринимателей. Один из авторов работы, Иван Климов, прокомментировал IQ.HSE результаты исследования.

ВШЭ заняла 6 место в новом рейтинге предпринимательских университетов АЦ «Эксперт»

В публикуемом впервые аналитическим центром «Эксперт» рейтинге предпринимательских университетов представлено 38 вузов России, из них 16 – участники Проекта 5-100. ВШЭ занимает 6 место среди российских вузов и 2 место после МФТИ среди участников Проекта 5-100.

Музей стахановцев

Что думают о своей работе сотрудники креативных кластеров.

Нижегородская Вышка поможет ИПФ РАН коммерциализировать разработки

Центр предпринимательства НИУ ВШЭ – Нижний Новгород начал сотрудничество с Институтом прикладной физики РАН в области коммерциализации научных разработок. Центр будет помогать ученым ИПФ РАН  продвигать их проекты на рынке.