• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему западные ценности противопоставлены «нашим»?

Связаны ли публично выражаемые ценности и реальное поведение людей? Влияет ли ценностный выбор на качество жизни граждан? 28 мая в рамках проекта «Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» преподаватель факультета прикладной политологии ВШЭ Ирина Соболева выступила с открытой лекцией «Западные ценности vs "Духовные скрепы"».

Каждый человек индивидуален, каждый народ особенный, каждая страна уникальна. Или наоборот: люди все по сути своей одинаковы, да и все народы, в общем-то, похожи, а все страны проходят одинаковый путь развития, просто с разной скоростью и в разных условиях. Выбирайте, какое утверждение вам ближе.

«Западные ценности» и «духовные скрепы» — это про нашу страну, про всех нас. Ученые, социологи и политологи провели исследование ценностных предпочтений, духовных ориентиров. Граждане разных стран отвечали на пять вопросов о своих ценностях. Ценности такие: власть и богатство, достижения, самостоятельность, комфортность и традиции. И наши соотечественники чаще всего на первое место ставили власть и богатство! Здесь мы на первом месте, именно это мы считаем главной ценностью в жизни. А по пониманию ценности каких-либо иных личных достижений мы на пятом месте. Самостоятельность и независимость ценят только треть россиян, а комфортность и традиции вообще плетутся в хвосте. Вот и весь наш особый путь. Власть и богатство — вот наши «духовные скрепы». Кстати, «западные ценности» оказались совсем иными.

Ценности не бывают западными или восточными. Они бывают просто человеческими: любовь, семья, образование, наука, искусство, спорт или даже любование природой — все это ценно для личности

Почему же так? Почему мы на первое место ставим выживание, а не самовыражение? Пора осознать наконец, что пресловутые «западные ценности» — фантазия, прямо по Киплингу («Запад есть запад, восток есть восток, им не сойтись никогда»). И эта вымышленная противоположность травмирует умы граждан многих стран, россияне здесь вовсе не исключение.

Оказывается, все человеческие патриотические эмоции делятся на конкретные и абстрактные. Мы любим или не любим свою страну по-разному. Чем человек образованнее, чем выше его интеллектуальный уровень, тем более конкретные формы принимает его любовь. И гражданин, который не одобряет те или иные действия властей, — необязательно не патриот, он просто любит свою страну иначе, у него другие точки отсчета.

Абстрактная любовь к Родине, связанная с осознанием выживания как основной человеческой ценности, несколько противостоит любви конкретной, которая основной ценностью считает возможность самовыражения. И этот выбор любви к Родине не связан с материальным положением человека, он связан с его образовательным уровнем, с интеллектом и ценностной ориентацией. А ценности не бывают западными или восточными. Они бывают просто человеческими: любовь, семья, образование, наука, искусство, спорт или даже любование природой — все это ценно для личности. И с развитием этой самой личности самовыражение становится для нее ценнее простого выживания. Такова логика развития человека. Таковы общечеловеческие «духовные скрепы». И мы непременно к этому придем, иначе просто не бывает.

Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В центре науки: как прошла стажировка в НЦМУ победителя всероссийского конкурса молодых ученых

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» помогает молодым ученым развивать свои научные проекты и дает им возможности для профессионального роста через многопрофильные научные программы. О том, как проходила стажировка в НЦМУ, рассказала  победительница Всероссийского конкурса научных проектов #ВЦЕНТРЕНАУКИ Регина Якунина.

Живое общение и научная дискуссия: как прошла Школа молодых ученых Вышки

Умение донести свои идеи до других ученых — один из важных навыков современного исследователя. Для налаживания сотрудничества и создания междисциплинарных исследовательских проектов студентам разных научных направлений также необходимо умение выстроить коммуникацию. Эта тема стала одной из главных в ходе зимней школы инициативных молодых ученых, прошедшей в Огниково 9–11 декабря.

Молодые ученые ВШЭ расскажут о визуальном искусстве и будущем современной культуры

Проект «Университет, открытый городу» начинает цикл лекций «Новая зрелищность в визуальном искусстве» в культурном центре ЗИЛ. Как трансформируется кинематограф, какое место занимают видеоигры в современной культуре и почему культурные институции меняются под влиянием медиа — ответы на эти и другие вопросы прозвучат на лекциях. Кроме того, зрители смогут посмотреть и обсудить документальный фильм, режиссером которого стала доцент ВШЭ.

Факты о студентах в науке

Учебный процесс в ведущих вузах страны все более тесно связан с исследовательским. Ко Дню студентов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ подготовил подборку фактов о том, как сочетаются учеба и наука в российских вузах и конкретно в Вышке. Источниками данных послужили аналитический доклад «Российская молодежь: образование и наука», Мониторинг экономики образования, Мониторинг инновационного поведения населения, другие материалы ИСИЭЗ, а также результаты опросов Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ.

Сотрудники Вышки получили премии правительства Москвы для молодых ученых

Руководитель департамента больших данных и информационного поиска Владимир Подольский и доцент департамента прикладной экономики Елена Вакуленко отмечены за свои математические труды и исследования рынка труда соответственно.

Вышка учредила гранты имени Дмитрия Семенова для молодых зарубежных исследователей

Гранты будут присуждаться на конкурсной основе для прохождения стажировки в лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ и реализации совместных исследований.

Молодые ученые ВШЭ расскажут о средневековых табу и обсудят вопросы жизни и смерти

10 октября начинается новый сезон проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ». Слушателей ждут два мини-цикла лекций, в которых речь пойдет о сложных, дискуссионных и даже табуированных темах, причем не только современности, но и Средних веков.

Слушатели открытых лекций ВШЭ узнают о настоящем и будущем игровой индустрии

В Культурном центре ЗИЛ стартует новый цикл лекций «Игровая индустрия от А до Z», в рамках которого молодые ученые Вышки расскажут обо всех аспектах современной индустрии игр начиная с разработки и заканчивая продвижением на рынке. Первая лекция состоится 28 февраля.

Новый цикл лекций в КЦ ЗИЛ будет посвящен технологическим трендам

В апреле в Культурном центре ЗИЛ стартует новый цикл лекций молодых исследователей Высшей школы экономики. Тема — «Глобальные технологические тренды». Ей будут посвящены четыре лекции, их прочтут эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Слушатели, посетившие все лекции курса, получат сертификат.

Что делают СМИ с нашим сознанием

О том, как медиа играют на особенностях человеческого мышления, влияя на мнение и поведение людей, рассказал в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» старший преподаватель департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Никита Савин. Это была первая лекция из цикла«Медиа: вчера, сегодня, завтра».