• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Библиотека, Барбикан, Бирюлево

Высшая школа экономики начала цикл лекций в КЦ «Дружба» в Западном Бирюлево. Это совместный с департаментом культуры Москвы проект, который направлен на реновацию городских культурных центров и расширение интеллектуального досуга москвичей. Первая лекция как раз и была посвящена архитектуре культурных центров в разных уголках мира. О библиотеке с иллюминаторами на крыше, лондонском районе Барбикан и честных домах-«обувных коробках» рассказал преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Артем Дежурко.

Эстетика брутализма

«Скоро районные культурные центры будут строить архитекторы с громкими именами, так как именно эти средоточия культурной жизни отдельного района становятся важными для общества в целом», ­­— рассуждает преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Артем Дежурко. Ведь что такое культурный центр? Это не только переименованный советский дом культуры или обустроенное под галерею помещение бывшего завода. Феномен культурного центра вмещает в себя все, что связано с интеллектуальным обменом. В качестве примера Дежурко рассказал о двух таких местах — одном за рубежом и одном в России.

В Лондоне есть легендарный район под названием Барбикан (Barbican). Он строился в 1960-80-е годы и сейчас представляет собой лабиринт из домов, соединенных мостами, галереями, платформами. Гулять по такому району — уже приключение: можно нырнуть «под брюхо» многоэтажного дома и пробежаться по серпантину пандусов. «Это похоже на наш советский микрорайон, только по качеству архитектуры раз в десять лучше», — замечает Дежурко. Но всех живущих в этом районе людей надо было как-то объединить, и архитекторы спроектировали в недрах Барбикана культурный центр, состоящий из целого комплекса зданий: концертного зала, обитого деревом (он предназначен для исполнения живой музыки, без динамиков), театра, художественной галереи, библиотеки и кафе.

Культурный центр Барбикана

Сейчас общественная значимость культурного центра Барбикана настолько велика, что звезды мировой величины стремятся выступить в нем. А жители района недавно добились, что в галерее отменили выставку, где должны были показывать чернокожих людей на привязи (выставка посвящалась истории дискриминации негров). Культурный центр стал особенно популярен у лондонцев в последнее время благодаря умной и аккуратной реконструкции (была проведена перепланировка террас, зато мебель в кафе оставили старую — 60-х годов). Молодежи нравится просто гулять по зданиям культурного центра, сидеть вечерами на лестницах, а не только ходить туда специально на концерты или выставки.

Секрет популярности культурного центра Барбикана — в эстетике старой бруталистско-жесткой архитектуры строений, где вовсю кипит современная жизнь. Это всегда более привлекательно, чем культурные инициативы в новых зданиях, считает Дежурко: «С возрастом нарастает «фактура», старый лак на паркете подчеркивает историю. Но в конце концов, не очень важно, как построено здание, важно то, как сейчас люди живут вокруг него».

Библиотека особого режима

Юный слушатель — блондин Никита Наумов, житель Западного Бирюлева — завсегдатай КЦ «Дружба». Он интересуется искусством и на этой лекции постоянно задает вопросы. «Я увлекаюсь архитектурой в частности и искусством в целом, — говорит он. — А еще я регулярно хожу в свой культурный центр на занятия по танцам. О предстоящей лекции мне сказал мой хореограф, и я сразу решил прийти. Мне стало интересно, что же происходит с разными культурными центрами в мире, как они построены и как там протекает жизнь. Особенно интересным был рассказ о выборгской библиотеке».

Особенность библиотеки города Выборга в том, что формально она не является культурным центром, но по сути  выполняет его функции. Библиотека была построена в 30-е годы XX века гениальным финским архитектором-модернистом Алваром Аалто в городе, на тот момент входившим в состав Финляндии. Аалто лишил стены библиотеки обычных окон, решив, что на их месте должны стоять книжные шкафы, а единственным источником света для читального зала сделал крышу с множеством иллюминаторов в ней. Он рассчитал количество пасмурных дней в году, угол падающего солнечного света в условиях выборгского климата и высчитал необходимое для нормального освещения количество иллюминаторов. В советское время интерьер изменился, появились ненужные светильники московского завода «Электроприбор», потекли потолки. К 2013 году библиотеку отреставрировали финны… на русские деньги.

Крыша Выборгской библиотеки 

Финны, обожающие Аалто, очень аккуратно подошли к вопросу реставрации, сохранили детали, по чертежам восстановили уникальный волнообразный акустический потолок в лекционном зале, и в итоге возродилась библиотека невероятной архитектурной изысканности. Сейчас это излюбленное место встреч местной интеллигенции. Библиотека даже учредила свои премии — «лучшая читающая семья», «лучший читающий студент» и др. Лауреаты получают в подарок маленькую модель библиотеки, сделанную известным итальянским архитектором Гаэтано Пеши.

Потолок Выборгской библиотеки

Выборгская библиотека разрушает стереотипное представление о российской библиотеке как о неком режимном учреждении, куда невозможно попасть без читательского билета, где нужно обязательно выключать звук телефона и пребывать в постоянном страхе получить за что-нибудь выговор. Библиотека в Выборге стала важным общественным и объединяющим культурным центром, куда может свободно прийти любой желающий.

Главное — внутри

Директор культурного центра из соседнего Северного Чертаново Станислав Бирюков приехал в КЦ «Дружба» по делам и увидел афишу предстоящего мероприятия: «Мне очень интересно посмотреть, как здесь проходят лекции, потому что нам скоро тоже предстоит организовать у себя лекционный цикл. Сегодняшняя тема очень кстати пересеклась с моей работой. Приятно, что лектор рассказал об архитектуре и работе выборгской библиотеки, построенной финским архитектором. Библиотечная культура наиболее высоко развита сейчас именно в Финляндии, там люди приходят в библиотеки приятно провести досуг и даже предпочитают заниматься учебой и делами там, нежели дома».

Артем Дежурко сделал краткий обзор других «архитектурных изысков» — буфета культурного центра на Майорке, подземной парковки культурного центра в Японии. Но заметил, что, по его мнению, лучшие здания — это здания в виде «обувных коробок»: похожие на модернистские, простые и честные, они не стремятся никому понравиться. Они предполагают внимание к внутреннему удобству и функциональности, ведь если архитектор не заботился о внешнем эффекте, то самое важное сосредоточил внутри здания.

Подготовила Мария Кулькова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Шухов Лаб открылась выставка «Москва-2050»

В декабре Международной лаборатории экспериментального проектирования городов исполняется три года. К этой дате было приурочено открытие галереи, где представлены коллажи, посвященные будущему облику столицы. До конца этого года проект «Москва-2050» отправится в китайский Шэньчжэнь на биеннале архитектуры и урбанизма.

«Наши студенты участвуют в реальных городских исследованиях и проектах»

В новом учебном году магистерская программа «Управление пространственным развитием городов» предлагает студентам новые форматы обучения, дисциплины и проекты. Подробнее о них рассказывает академический руководитель программы Руслан Гончаров.

Партнерами магистерской программы «Транспортное планирование» стали организации транспортного комплекса Москвы

Как воплощались в жизнь знаковые транспортные проекты столицы, студенты узнают от сотрудников ЦОДД и «МосТрансПроект», где и пройдут практику и даже смогут воспользоваться закрытыми данными для проведения исследований.

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.

«Роль технологий в современной жизни трудно переоценить. Сфера градостроительства не исключение»

Магистерская программа «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики ВШЭ стартовала в 2017 году и уже стала довольно популярной среди студентов со всего мира. Программа учит использовать технологии для управления городским развитием в условиях глобальных вызовов современности. Студенты первого курса программы рассказали об обучении на программе и проектах, над которыми они работают.

В магистратуре НИУ ВШЭ научат планировать городские транспортные системы

В новом учебном году в Высшей школе экономики открывается магистерская программа «Транспортное планирование» (направление подготовки «Градостроительство»). Ее выпускники будут планировать, эксплуатировать и развивать транспортные системы городов и агломераций.

Диалоги с памятниками

Роль памятника в современной городской среде меняется. На смену помпезности приходит демократичность. А могучие исторические монументы вписываются в городскую культуру через фамильярность. Фольклорные образы современной скульптуры и способы коммуникации с ней исследовал профессор НИУ ВШЭ Андрей Мороз. 

Зарядьелогия

Парк «Зарядье» дал начало целой серии исследований и семинаров, в которых участвовали урбанисты, культурологи, дизайнеры, антропологи, географы. Исследователи Михал Муравски, Маргарита Чубукова и Дарья Волкова, проанализировали мифы о новом парке в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики». IQ.HSE излагает их основные выводы.

Постгородское развитие

Современный город расширяется, он насквозь прошит коммуникациями, но при этом лишен цельности. Районы, городские сообщества и практики настолько разнородны, что часто не пересекаются друг с другом. Единое пространство раскалывается на фрагменты. Общение сменяется отчуждением людей. Географ и культуролог, главный научный сотрудник Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Дмитрий Замятин назвал это явление постгородом. О нем исследователь рассказал IQ.HSE.

Звуковой ландшафт

Исследования звука — sound studies — позволяют изучить многоголосье и ритм жизни города. Это междисциплинарная область, в которой сотрудничают урбанисты, архитекторы, исследователи современной музыки, социологи, инженеры и лингвисты. Урбанисты благодаря исследованиям звука получили новый мощный научный инструментарий в дополнение к визуальному. С помощью статей, опубликованных в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики», IQ.HSE разбирался в том, как sound studies воссоздают объемную картину городской жизни.