• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке проходят «Беседы о традиционной культуре»

В преддверии IX Международного Общественно-культурного форума «Живая традиция» отделение культурологии ВШЭ совместно с Российским фольклорным союзом, Государственным центром русского фольклора и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом проводит цикл открытых встреч, посвященных разным аспектам традиционной культуры.

На творческих встречах ведущие этномузыкологи, специалисты по народному театру кукол и фолк-музыканты делятся своим мнением о роли традиционной культуры в современном мире. «Сейчас связь с традиционной культурой практически потеряна даже на уровне воспоминаний. Многие студенты совершенно свободны от этого «традиционного» багажа, — рассказывает Дарья Пенская, преподаватель отделения культурологии ВШЭ. — Некоторым студентам поначалу кажется странной даже сама мысль о том, что традиционная культура может быть столь увлекательным предметом исследования, и встречи, которые мы задумали, я надеюсь, станут поводом для развития этого интереса».

В октябре отделение культурологи ВШЭ провело очередную встречу. Александр Греф, руководитель театра «Бродячий вертеп», и Елена Слонимская, главная актриса театра, одна из лучших Петрушек России, рассказывали о традиции народных кукольных представлений.

В России вертепное действо — мистерия, посвященная Рождеству Христову. Кукольное представление играют в специальном ящике — «вертепе» — символическом изображении той пещеры, где родился Спаситель (одна из этимологий возводит слово к старославянскому «вертепъ», что и означает, «пещера»). Ящик этот нередко имеет два яруса, в полу каждого из которых проделаны щели для вождения кукол. На верхнем ярусе разворачиваются сцены из жизни Святого семейства: благовестие ангела, сцены поклонения волхвов и пастухов, бегство в Египет. Нижний ярус изображает дворец царя Ирода. Там происходят события, связанные с одним из первых земных антагонистов Иисуса: диалоги Ирода и воинов, Ирода и волхов. Там молит мать Рахиль не отбирать свое дитя. Там убивают «всех младенцев, сущих первенцев, от двух лет и ниже». И там, наконец, Смерть отсекает главу самого Ирода. «Вертеп — театр любительский по своей сути, — говорит Александр Греф. — Он строится и исполняется от полноты любви, от огромного желания приобщиться к Рождественскому празднику, и в этом смысле играется не для «публики», не для нейтральных зрителей, а для сопричастников. Вертепы играют и вертепы смотрят лишь те, кто театр этот любит, вертеп плохо сыграть нельзя. Вертепное действо — символическое, оно играется в «простом» ящике «простейшими» куклами и с легкостью прощает огрехи постановки: нечеткое кукловождение, неаккуратную работу со светом, нарушение пластического ритма, невнятно произнесенный текст, то есть все, что погубило бы любой другой спектакль театра кукол. Но не прощает одного — неискренности, не позволяет подменить истинное волнение артистической техникой».

В отличие от вертепа, театр Петрушки — театр в высшей степени профессиональный. Петрушка — один из самых сложных видов кукол, перчаточная кукла, которая требует ювелирно выверенной техники, отточенной годами сноровки. Голос Петрушки создается особым инструментом, «пищиком», а диалоги между персонажами строятся на мгновенной смене голоса с использованием «пищика» и естественного голоса актера.

Елена Слонимская продемонстрировала слушателям эту сложнейшую технику, и в стенах бывшего дворца Куракиных на Старой Басманной 21/4, наверное, впервые прозвучал таинственный и задорный голос Петрушки. «Комедия с Петрушкой, когда-то самый распространенный вид кукольного театра в России, сегодня практически исчезла со сцены, — говорит Александр Греф. — Петрушек, исполняемых в канонах народной традиции, то есть перчаточных кукол, играющих в специальной ширме канонический сюжет и оживляемых специальным «пищиковым» голосом, нынче меньше, чем пальцев руки, держащей куклу Петрушки».

6 ноября в 16.40 на отделении культурологии пройдет встреча из цикла «Беседы о традиционной культуре» с Сергеем Старостиным, фолк-музыкантом, вокалистом и мультиинструменталистом.

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ