• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Песнь о Нибелунгах» прочитали так, как восемь веков назад

В Российско-немецком доме в Москве в рамках фестиваля литературы и драмы «В начале было слово…» прошел премьерный показ постановки «История о Нибелунгах». Он был организован Международным союзом немецкой культуры, проектом «Эхо небес. Голоса русских актеров» и Клубом любителей немецкого языка ВШЭ gut geD-A-CHt.

Гости вечера услышали несколько авентюр (глав) из германской средневековой поэмы «Песнь о Нибелунгах» — одного из самых важных для становления европейской цивилизации литературных произведений, создавшегося в течение семи веков. В тексте переплетены мифологические сюжеты и реальные события, происходившие в Европе с V по XIII века, его историческим ядром являются варварские нашествия, гибель Бургундского царства, разрушенного в 437 году гуннами и смерть гуннского короля Аттилы в 453 году. Художественный руководитель проекта, доцент кафедры управления человеческими ресурсами ВШЭ Валерия Устинова определила жанр прошедшего мероприятия как «вдумчивое чтение».

Актеры Виктор Вержбицкий, Лика Нифонтова и Анастасия Васильева прочитали 3 из 39 авентюр эпоса, повествующих о женитьбе нидерландского принца, драконоборца Зигфрида на бургундской принцессе Кримхильде, его смерти из-за конфликта последней с Брунгильдой, женой Гунтера — брата Кримхильды. По словам гостя вечера, историка, ординарного профессора ВШЭ Олега Воскобойникова, чтобы прочувствовать этот текст, по-настоящему вжиться в него, как нельзя лучше подходит выбранный формат — отрывками, почти нараспев, с ненавязчивым музыкальным сопровождением. Именно так «Песнь о Нибелунгах» слушали на Рейне и Дунае восемь веков назад.

Воссоздать атмосферу Средневековья помогали студентки Академии хорового искусства имени В.С. Попова Ксения Белолипецкая и Валерия Чибисова и студентка Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке Юлию Орлову, а также реконструкторы Денис Дирдовский и Сергей Юдаев, которые разыграли сцену рыцарского боя на мечах.

«В этом проекте есть две большие составляющие: творческая и организационная, — заметила Валерия Устинова. — В его подготовке участвовали волонтеры —  выпускники Высшей школы менеджмента, магистранты, аспиранты, преподаватели ВШЭ. Для них здесь была возможность пройти все стадии проектного цикла — от замысла до реализации».

После самих чтений организаторы предложили всем собравшимся поразмышлять о культурных архетипах, заложенных в «Песни о Нибелунгах» и об этическом конфликте, лежащем в основе гибели бургундского королевства — совместим ли обман с понятием рыцарской чести? В дискуссии приняли участие историки, филологи, социологи, философы и люди неакадемических профессий, интересующиеся немецкой культурой. По мнению координатора проекта, руководителя клуба любителей немецкого языка ВШЭ gut geD-A-CHt Юлии Пасько, междисциплинарность такого обсуждения позволила увидеть текст с разных точек зрения.

Медиевист Олег Воскобойников обратил внимание на то, что представленный текст в течение столетий передавался в устной традиции и был записан только на рубеже XII-XIII веков. Интерес к нему возрос в эпоху формирования единого немецкого государства. После Гете, при Вагнере и вплоть до Третьего Рейха, «Нибелунги» были и источником вдохновения, и камнем преткновения.

О сложной контекстуальной и временной структуре этого произведения говорила и филолог, старший преподаватель кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИК Екатерина Москвина. Семь веков создания текста привели к тому, что в нем одновременно находят отражения и события XIII века, и Этцель (его прототип Аттила — предводитель гуннов, разрушивших в 437 году Бургундской королевство), и непомерная сила Зигфрида и Брунгильды, что возможно только в архаическом эпосе, на этапе формования мифологии.

Социолог, профессор ВШЭ Ольга Савельева напомнила собравшимся о, пожалуй, самой известной интерпретации этого текста — тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга».

После выступления экспертов мог высказаться каждый желающий. Многие из гостей отмечали, что такие встречи близки по духу «семейным чтениям» — традиции, которая сейчас практически утеряна, но которую было бы полезно возродить.

Фотографии Саши Гор

Вам также может быть интересно:

Куртуазная революционерка

Литературная Жанна д’Арк, Сафо Средневековья, первая писательница нашей эры. Произведения Марии Французской — это сплав кельтских преданий и латиноязычной словесности, они совершили настоящую революцию в культуре. Новая статья на IQ.HSE о том, почему это действительно был прорыв и как он произошел.

В Вышке открывается новая магистерская программа «Медиевистика»

О том, почему историю латинского Запада и греко-византийского Востока надо изучать в рамках одной магистратуры, почему она будет интересна не только историкам, рассказывает научный руководитель программы Олег Воскобойников.

Почему нам снова интересно Средневековье

В парижском издательстве Vendémiaire вышла книга профессора Школы исторических наук, ординарного профессора НИУ ВШЭ Олега Воскобойникова «Во веки веков. Христианская цивилизация средневекового Запада». Накануне презентации в Париже исследователь рассказал IQ.HSE о том, почему Средневековье стало мейнстримом и может ли вера быть разумной.

«Мы живем в начале длинной эпохи возвращения гуманитарного знания»

Недавно в Библиотеке искусств им. Боголюбова в Москве прошла научно-популярная конференция, посвященная вселенной «Игры престолов», в которой приняли участие в том числе исследователи из Вышки. Чем мир Джорджа Мартина так увлекает современного человека, почему реактуализировалось Средневековье, новостной службе рассказал один из докладчиков конференции, доцент доцент Школы философии ВШЭ Александр Марей.

Как изучать историю, не закрывая ленту ВКонтакте

Юрий Сапрыкин — выпускник ВШЭ, один из создателей пабликов «Страдающее Средневековье» и «Личка императора». В 2016 году он стал лауреатом премии HSE Alumni Awards, получив награду в номинации «Четвертая власть» за популяризацию исторического знания в России. Сейчас он работает в проекте «1917. Свободная история», где отвечает за развитие соцсетей и разработку новых форматов. О том, как с помощью мемов можно заинтересоваться Средними веками, чем хороши образовательные паблики и почему преподавать историю как раньше уже не получится, он рассказал новостной службе ВШЭ.

Завершающий вечер фестиваля любителей немецкого языка

В рамках Года немецкого языка и литературы в России с осени прошлого года Клуб любителей немецкого языка gut geD-A-CHt при кафедре немецкого языка ВШЭ и проект «Эхо небес. Голоса русских актеров» проводили Фестиваль литературы и драмы «В начале было слово…». 20 мая состоится завершающее мероприятие фестиваля — видеопоказ и обсуждение постановки Роберта Стуруа «Кавказский меловой круг» по одноименной пьесе Бертольда Брехта.

В Вышке воспоминали советских «неофициальных» медиевистов

В Высшей школе экономики прошел круглый стол «Неофициальная советская медиевистика и советский “культурный поворот”», организованный Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований, Научно-учебной лабораторией медиевистических исследований и Школой исторических наук ВШЭ. Участники говорили о восприятии творчества «неофициальных» советских медиевистов в советском и современном гуманитарном знании.

«Пока мы будем думать о Средневековье как о темном времени, мы сами останемся темными»

Каждая эпоха выстраивает для себя свое Средневековье, и современность — не исключение.  В чем причина популярности метафор, отсылающих к тому времени, почему паблик «Страдающее Средневековье» не медиевистика и как желание быть непохожим на всех может привести школьника к изучению Средних веков, рассказывает Олег Воскобойников, самый молодой ординарный профессор Высшей школы экономики.

Ординарный профессор ВШЭ Олег Воскобойников стал лауреатом премии Мориса Ваксмахера

Премия в номинации «Гуманитарные науки» присуждена доценту кафедры социальной истории Олегу Воскобойникову за перевод книги Ролана Рехта «Верить и видеть. Искусство соборов XII-XV веков», выпущенной Издательским домом ВШЭ в 2014 году. Премию вручал посол Франции в России Жан-Морис Рипер, подписавший прямо на церемонии вручения именной сертификат на поездку победителя во Францию.

XX век в России был гораздо страшнее, чем какой-нибудь XII

Насколько страшным было ли Средневековье и насколько архаично современное российское общество, в программе «Гамбургский счет» на ОТР рассказал ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории медиевистических исследований Высшей школы экономики Федор Успенский.