• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Умный город: торжество инноваций или тотальный контроль?

Какими средствами достигается эффективное управление городом? И чем приходится жертвовать горожанам ради комфорта? В рамках лекционного проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина рассказала, что такое «умный» город и из каких критериев складывается это понятие.

 

Устоявшееся в России понятие «умный город» — не совсем точный перевод английского термина «smart city». Примерно 60 лет назад известный американский специалист в области управления Питер Друкер в своей работе «Практика менеджмента» впервые ввел термин «smart» применительно к управлению. Тогда «smart» вовсе не значило «умный», а это была аббревиатура из пяти слов — элементов эффективного управления: specific (конкретный), measurable (измеримый), achievable (достижимый), realistic (реалистичный) и time (определенный во времени).

Итак, «умный город» — это, прежде всего, эффективно управляемый город. Но что еще дает людям право считать город «умным»? Во-первых, технологии. В умном городе всю совокупность общественных проблем решают с помощью инновационных технологий и при активном участии всего населения, муниципальных или региональных властей. Пилотные проекты по внедрению инновационных технологий в жизнь города уже давно существуют в городах Юго-Восточной Азии, Европы, Латинской Америки и Североамериканского континента. В России новые технологии также появляются во многих городах. Например, современные счетчики в квартирах. Это умные технологии, которые позволяют контролировать использование ресурсов, причем этот контроль может осуществляться не только непосредственно хозяевами квартиры, но и диспетчерами в центрах сбора данных. Сегодня датчики измеряют потребление воды, энергопотребление, интенсивность транспортного потока и многое другое. Более того, человеческая практика дошла до создания «умных городов» с нуля. Например, город Сонгдо в Южной Корее. В этом городе каждый элемент городской жизни контролируется датчиками, все оценивается с позиции эффективности расходования тех или иных ресурсов. Человек подходит к офису, и автоматически открывается дверь, включается свет, кондиционер с комфортной температурой, на улице к человеку в нужную минуту подъезжает автобус и так далее. Умный город строят и в Татарстане — СМАРТ Сити Казань. Однако стоимость подобных городов весьма ощутима, и создавать «умные города» с нуля решается не каждая страна. Как правило, инновационные технологии стараются внедрить в уже существующие городские системы. Статус «умного города» пытаются себе присвоить многие российские города. Например, Москва занимает в рейтингах мировых умных городов позицию между 20 и 30 местом.

Умный город невозможен без умных людей, способных пользоваться всеми предложенными инновациями

Второй ключевой элемент умного города — его экологичность. Статус «умный» в европейских рейтингах присваивается городам, которые пошли по пути зеленого развития. Например, в Германии большая часть жилых зданий имеет нулевое энергопотребление. Иными словами, они получают необходимую энергию за счет внутренних, а не внешних, процессов — вентиляционные системы позволяют отапливать или охлаждать помещение. В европейских рейтингах «умных» городов первое место занимает Вена. Там строится целый квартал, позиционирующий себя в качестве города будущего. По замыслу архитекторов и инженеров в этом городе можно будет жить как в живой лаборатории, каждый год его жители смогут осваивать все новые и новые экологичные технологии. В России энергопотребление в жилых зданиях на 1 кв. м в десятки раз превышает показатели в развитых европейских странах.

Третий элемент умного города — управление. Все подсистемы города: коммунальная, хозяйственная, транспортная и прочие сложны в управлении. Задача умного управления — с помощью единого информационного центра управления всеми подсистемами города эффективно и оперативно принимать необходимые решения. Это важно, потому что город имеет высокий риск формирования техногенных катастроф. Сегодня приоритетные отрасли умного управления — это медицина, транспорт, безопасность, ЖКХ, торговля и энергопотребление.

Четвертый элемент умного города — мобильность. Общемировой тренд развития городов — решение проблем с транспортом. Умная мобильность, внедрение интеллектуальных технологий, позволяет организовать движение транспортного потока так, чтобы обеспечить жителям города максимальный комфорт и безопасность. В Москве уже давно устоялся термин ИТС (интеллектуальные транспортные системы). Например, табло на остановках общественного транспорта показывает время прибытия автобуса, светофоры переключаются в зависимости от интенсивности транспортного потока и так далее. Преимущество интеллектуальных технологий еще и в их гибкости. Они учитывают специфику города и могут быть эффективно встроены в жизнедеятельность любого города: от мегаполиса до небольшого городка. Умная мобильность повышает и комфортность, и экономичность проживания. Люди в пробках тратят не только много времени, но и денег. Ущерб исчисляется миллиардами рублей.

И наконец, пятый элемент умного города — человек. Умный город невозможен без умных людей, способных пользоваться всеми предложенными инновациями. Внедрение интеллектуальных технологий наиболее эффективно происходит в тех городах, в которых высок интеллектуальный уровень жителей.

Однако смартизация заключает в себе и опасности. Ведь любая технология уязвима — отключение электричества, сбой в банковской системе, взлом хакерами могут привести к большому ущербу. К тому же внедрение в человеческую жизнь новых технологий меняет уровень свободы человека. К примеру, мобильная связь позволяет сегодня отслеживать местоположение человека. Современные гаджеты раскрывают личную информацию о владельце — что любит, что не любит, куда ездит отдыхать, кто его друзья и так далее. «Жизнь в умном городе может быть комфортной, безопасной и удобной, но представьте себе жизнь в аквариуме, когда каждое ваше движение всем видно и вы уже не можете принимать решения самостоятельно. Именно поэтому надо ставить вопрос так: умный город — это еще и умный человек. Задача современного человека — не допустить того, чтобы инновационные технологии превратились в средства тотального контроля», — отметила Ирина Ильина.

Вам также может быть интересно:

«Наши студенты участвуют в реальных городских исследованиях и проектах»

В новом учебном году магистерская программа «Управление пространственным развитием городов» предлагает студентам новые форматы обучения, дисциплины и проекты. Подробнее о них рассказывает академический руководитель программы Руслан Гончаров.

Партнерами магистерской программы «Транспортное планирование» стали организации транспортного комплекса Москвы

Как воплощались в жизнь знаковые транспортные проекты столицы, студенты узнают от сотрудников ЦОДД и «МосТрансПроект», где и пройдут практику и даже смогут воспользоваться закрытыми данными для проведения исследований.

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.

«Роль технологий в современной жизни трудно переоценить. Сфера градостроительства не исключение»

Магистерская программа «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики ВШЭ стартовала в 2017 году и уже стала довольно популярной среди студентов со всего мира. Программа учит использовать технологии для управления городским развитием в условиях глобальных вызовов современности. Студенты первого курса программы рассказали об обучении на программе и проектах, над которыми они работают.

В магистратуре НИУ ВШЭ научат планировать городские транспортные системы

В новом учебном году в Высшей школе экономики открывается магистерская программа «Транспортное планирование» (направление подготовки «Градостроительство»). Ее выпускники будут планировать, эксплуатировать и развивать транспортные системы городов и агломераций.

Диалоги с памятниками

Роль памятника в современной городской среде меняется. На смену помпезности приходит демократичность. А могучие исторические монументы вписываются в городскую культуру через фамильярность. Фольклорные образы современной скульптуры и способы коммуникации с ней исследовал профессор НИУ ВШЭ Андрей Мороз. 

Зарядьелогия

Парк «Зарядье» дал начало целой серии исследований и семинаров, в которых участвовали урбанисты, культурологи, дизайнеры, антропологи, географы. Исследователи Михал Муравски, Маргарита Чубукова и Дарья Волкова, проанализировали мифы о новом парке в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики». IQ.HSE излагает их основные выводы.

Постгородское развитие

Современный город расширяется, он насквозь прошит коммуникациями, но при этом лишен цельности. Районы, городские сообщества и практики настолько разнородны, что часто не пересекаются друг с другом. Единое пространство раскалывается на фрагменты. Общение сменяется отчуждением людей. Географ и культуролог, главный научный сотрудник Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Дмитрий Замятин назвал это явление постгородом. О нем исследователь рассказал IQ.HSE.

Звуковой ландшафт

Исследования звука — sound studies — позволяют изучить многоголосье и ритм жизни города. Это междисциплинарная область, в которой сотрудничают урбанисты, архитекторы, исследователи современной музыки, социологи, инженеры и лингвисты. Урбанисты благодаря исследованиям звука получили новый мощный научный инструментарий в дополнение к визуальному. С помощью статей, опубликованных в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики», IQ.HSE разбирался в том, как sound studies воссоздают объемную картину городской жизни. 

Коллективные сады

Немало россиян постоянно живут в коттеджах, построенных в коллективных садах в городской черте. Плюсы существенны: жизнь на природе, приватное пространство, архитектура дома на свой вкус. Но комфорта в таких аграрных жилых массивах недостаточно. Школы и поликлиники от них далеко. Не хватает тротуаров, освещения, транспорта — всего, что есть в обычных городских районах. Как с этим быть и что за феномен — жизнь в коллективном саду, размышляет архитектор Сергей Трухачев.