• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке показали Мандельштама

В рамках цикла мероприятий «Мандельштамовские дни в ВШЭ», которые будут идти в университете в течение всего следующего года, в Вышке показали документальный фильм Ромы Либерова «Сохрани мою речь навсегда». Он посвящен Осипу Мандельштаму и приурочен к 125-летию поэта. Показ был организован Школой филологии НИУ ВШЭ и открывшимся при ней в этом году Мандельштамовским центром. После просмотра режиссер рассказал, почему Мандельштам был показан в виде куклы, как выбирались места для съемок и почему кино нужно смотреть только в кинотеатре.

Фильм Ромы Либерова, по выражению самого режиссера, «сочинение для кинотеатра со зрителем». В картине, повествующей о трагической жизни величайшего поэта двадцатого века, сплелись анимация, дизайн, компьютерная графика, художественные инсталляции, кукольные сцены и неигровые съемки от Венеции до Владивостока. Сам поэт оживает в картине в образе куклы-марионетки и становится полноправным героем мультипликационных фрагментов. «Я не филолог, и единственное, что дает мне право что-либо говорить о Мандельштаме, — это большая любовь к нему. Я считаю, что любой поэт или писатель измеряется тем, в какие отношения с языком он смог вступить в своем творчестве. На мой взгляд, Мандельштам заставил русский язык звучать совершенно по-особенному. Для меня его стихи как будто существовали всегда, здесь и сейчас, они словно вырезаны камнем», — поделился Роман Либеров.

После просмотра картины зрители задали вопросы режиссеру. Публикуем наиболее интересные из них.

— По какому принципу вы выбирали города (страны) для пейзажных съемок?

— Анна Ахматова говорила так: «Мне дано понимать Петербург, Пастернаку дано понимать Москву, а Мандельштаму дано понимать и то, и другое», поэтому без съемок Москвы и Петербурга делать фильм о Мандельштаме было бы невозможно. Это два очень важных города для поэта. Вообще пейзажная съемка в картине подразделяется на несколько подсъемок (подглавок). Во-первых, есть Армения — отдельная глава, в которую не вмешивается, если вы обратили внимание, компьютерная графика, почти нет никакой мультипликации. Здесь все очищено. «И двести дней провел в стране субботней, которую Арменией зовут», — писал Мандельштам. Вероятнее всего — эти дни были самыми счастливыми в жизни поэта, а может быть, это были двести дней подряд, единственно счастливых в его жизни. Поэтому здесь важно было показать «мужицкие бычачьи церкви», простор и горы Армении, безоблачное счастье.

Если говорить о съемках во Флоренции, Греции, Венеции, Риме и так далее, то ведь Мандельштам был акмеистом, а акмеизм, как известно, это тоска по мировой культуре. Но ведь для того чтобы об этой культуре затосковать, ее нужно было сначала накопить. И Мандельштам до 1917 года копил в себе эту культуру. А теперь представьте, как взрослого двадцатишестилетнего поэта все обстоятельства, строительство новой жизни, политическая ситуация в стране принуждали быть другим, принуждали забыть обо всем, что было ему дорого. Потому что в одночасье оказалось, что все это не нужно для строительства новой жизни. С этим связана топография европейских съемок, кадры мировых шедевров. Ведь культура, в общем своем значении, не имеет национальности, она наднациональна.

Кроме того, картина задумывалась таким образом, что в ней нет ни одного кадра, который бы не был так или иначе отображен в самом корпусе текста Мандельштама. Там нет ни одного кадра для «самовыражения» режиссера. Это слово, которое я ненавижу больше всего.

— Вы снимали картину для поклонников творчества Мандельштама, или для тех, кто еще, возможно, плохо знает поэзию великого поэта?

— Работа, которая делается, кем бы она ни делалась, столяр ли вы, плотник или каменщик, делается только для себя. Я не знаю, кто мой зритель и я ни к кому не обращался, кроме себя. Когда Стравинского спросили, для кого он пишет музыку, он ответил — для себя и своего гипотетического альтер эго. Я не знаю вас лично, как я могу для вас что-то сочинить? Мне кажется, зритель может все знать о Мандельштаме, а может не знать ничего — это совершенно не важно. Все зависит от более сложных механизмов, которые активировать очень тяжело и это очень редко происходит с людьми, особенно со зрителями кино, поскольку кино себя сильно скомпрометировало за последние годы. Каждый из нас является носителем системы оценок (вкуса), которую довольно сложно в себе отменить. Это раз. А второй момент — человек всегда «прикрыт», не важно чем, снобизмом, интеллектом, усталостью, равнодушием и так далее. Но когда каждый из нас отбрасывает эту систему оценок и свои «доспехи», он превращается в желанного для любого режиссера зрителя, конечно, я надеюсь на такой эффект. Но ведь при таком осмыслении картины совершенно не важно, знаете вы что-то или нет, поскольку, если вы знаете, для вас возникает некоторый объем глубины или подтекстов. А если вы ничего не знаете — это превращается в некоторую историю саму по себе. О неприкрытом зрителе можно только мечтать.

— Почему вы решили сделать кукол главными героями картины?

— Многие годы я работаю над развитием киноязыка, так, как мне это видится. Фильм о Мандельштаме — моя шестая работа, и мой язык как режиссера с годами претерпел некоторое развитие. Мультипликация была во всех моих картинах, потому что это мое любимое, а точнее, возлюбленное мной выразительное средство. Однако помимо этого я стараюсь находить дополнительные средства выражения. О кукольном театре я мечтал давно, но Иосифа Бродского, к примеру, выражать куклой, на мой взгляд, было бы неверно. Просто из-за природы этого поэта. Но вот случился Мандельштам, который, на мой субъективный взгляд, сам по себе марионетка, по своим движениям, по тому, как с ним обошлась эпоха, по своей подвижности, поэтичности. В случае с Мандельштамом мне казалось, что кукла — естественное выразительное средство.

— Как вы выбирали голоса для озвучивания фильма?

— Мандельштама озвучивал Виктор Сухоруков и для меня непостижимо, мог ли быть вместо него кто-нибудь еще. На мой взгляд, умение читать стихи для артиста навык почти исключительный. Я не знаю артистов, которые сами могут хорошо читать стихи. Поэтому у каждого артиста, с которым приходится работать, возникает масса негодования. Виктор Иванович чрезвычайно импульсивен. В процессе репетиции, мне кажется, он был готов разорвать меня, но в какой-то момент что-то произошло, и когда он впервые сам себя послушал со стороны, то просто заплакал. Он не понял, что это он. Заставить артиста абстрагироваться и отпустить поэзию туда, где ей нужно быть — задача колоссальная. Но я часто звоню Сухорукову просто напомнить о том, что иногда я просыпаюсь ночью с ужасом от осознания того, что он мог не согласиться на этот проект.

— Почему вы являетесь большим противником просмотра кино не в кинотеатрах?

— Вы же не станете на Площади трех вокзалов слушать Люка Дебарга, который сейчас играет в Доме музыки. У нас на всех афишах было написано «сочинение для кинотеатра со зрителем», я лишний раз пытался акцентировать на этом внимание. Я очень люблю кино, поэтому им занимаюсь. Кино предназначено для просмотра в кинотеатрах, когда есть пространство, хороший звук (от 6 до 13 каналов), у себя дома или еще в каком-либо помещении нет возможности обеспечить такой звук. Звукорежиссер целый месяц раскладывает звук по каналам для того, чтобы зрителя в кинотеатре этот звук окружал, обволакивал, чтобы звук имел объем, низкие и высокие частоты и так далее. Это просто элементарные требования к кино. Не говоря уже о том, что кино нужно смотреть без прерываний на рекламу каждые двадцать минут, чтобы не нарушить хрупкую ткань кинокартины, которую и так-то тяжело в себя впитать.

Вам также может быть интересно:

«Плоть ли я дрожащая…»: доцент школы лингвистики научил компьютер писать векторные романы

Автоматически порожденные «альтернативные версии» русской классики позволяют по-новому взглянуть на лингвистику художественного текста и переосмыслить сам процесс литературного творчества.

Подросток и книга в XXI веке

Есть ли место для миров Достоевского и Толстого в мультимедийном сознании современной молодежи, или все заняла Поттериана? Об этом спецпроект IQ.hse.ru.

От «Властелина колец» до «Песни льда и пламени»: как фэнтези отражает реальность

Персонажи Джорджа Мартина стали свидетелями появления ценностей гуманизма, а герои Джона Толкиена переживают прощание с этими ценностями.

Топ-15 настольных книг для молодых родителей

Ученые НИУ ВШЭ выяснили, какую литературу по уходу и воспитанию малышей читают современные родители.

Как увлечь детей литературой

Внимание к деталям и глубокое погружение в текст помогут детям полюбить русскую литературу, отметила в новой книге известный педагог, филолог Евгения Абелюк.

Мандельштамовский центр: итоги 2016 года

Завершившийся 2016 год был юбилейным годом Осипа Мандельштама — 125 лет со дня рождения поэта. Итоги работы Мандельштамовского центра ВШЭ за год подводит его директор Павел Полян (Нерлер).

На рождественском киносеминаре попытались понять советское общество

Советский Союз распался 25 лет назад. Возможно, одной из причин его разрушения было само советское общество, которое мы до сих пор не смогли понять до конца. Разобраться в нем на материалах картины Вадима Абдрашитова «Остановился поезд» (1982 год) пытались на ежегодном рождественском киносеминаре Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.

В Вышке пройдут Дни научного кино ФАНК

11 ноября в Вышке в рамках фестиваля ФАНК начнутся Дни научного кино. Вместе с гостями фестиваля самые актуальные научные фильмы посмотрят ученые ВШЭ, которые затем примут участие в обсуждении увиденного.

Вышка примет участие в Международном фестивале кино о науке и технологиях 360°

20–30 октября в Москве пройдет VI Международный фестиваль о науке и технологиях 360°. Фестивальную программу составляет исключительно  документальное кино, связанное с наукой, технологиями и новыми идеями о мире и обществе. Вышка уже неоднократно становилась партнером фестиваля, проводя серии лекций и дискуссий в рамках кинопоказов. И шестой по счету фестиваль не станет исключением.

Вышка приглашает на фестиваль этнокино

27 сентября в Музее Москвы начинается VI Международный кинофестиваль аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино». Почему на этот фестиваль стоит идти не только специалистам и на что обратить внимание в программе — рассказываем в нашем гиде.