• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Архитектура Северной Африки: от европейской колонизации до независимости

Церкви из бетона, самые высокие в мире минареты, современные здания с историческими мотивами — о тенденциях в архитектуре стран Северной Африки рассказал доцент НИУ ВШЭ Лев Масиель Санчес на лекции в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы». Лекция прошла в институте «Стрелка».

Все фотографии, использованные в тексте, сделаны Львом Масиелем Санчесом. 

На протяжении XIX века страны Северной Африки — Алжир, Тунис, Ливия, Египет — постепенно выходят из сферы влияния Османской империи и попадают в зону европейских интересов, а попросту говоря, становятся европейскими колониями или протекторатами. Протекторат — это более легкая форма «ига» по сравнению с колонией, в нем сохраняется власть местной правящей династии, хотя и под контролем колонизаторов. Алжир стал французской колонией, Ливия — итальянской, Тунис — французским протекторатом. Египет формально протекторатом не был, но в реальности сильно зависел от Великобритании. Наконец, Марокко, бывшее до этого самостоятельной державой, было в 1912 году разделено на французский и испанский протектораты.

Вместе с европейской политикой европейские черты появляются и в архитектуре этих стран.

 

«Колониальный ориентализм» Алжира

Алжир стал первой крупной колонией Франции и территориально самой близкой к ней. Туда отправилось много французов, для которых в 1850-х годах начали строить католические храмы — но на исламской территории. Так появилась смесь неороманики, византийских мотивов с чем-то «неопределенно восточным». При этом неважно, насколько это на самом деле было похоже на Восток: «колониальный ориентализм» был рассчитан не на местных жителей, а на приезжих из метрополии. Пример здания в этом стиле — церковь Нотр-Дам-д’Африк в городе Алжир (1858-1872, местный архитектор и церковный деятель Фромажо).

Египет: стремление к Европе

Другая ситуация была в Египте — политически самой независимой стране региона, которую (неудачно) пытался модернизировать хедив Исмаил. Это в результате его деятельности пирамиды остались без облицовки, так как она была использована для отстраивания роскошных кварталов Каира, который не зря назывался «Парижем на Ниле». Хедив Исмаил утверждал, что Египет — это больше не Африка, а часть Европы. Каирская опера, построенная в 1869 году в европейском стиле итальянским архитектором Пьетро Авоскани, стала одним из первых образцов европейской архитектуры на континенте.

Зарождение североафриканского модернизма в Марокко

Первым генеральным резидентом французского протектората в Марокко был маршал Юбер Лиотэ, который пропагандировал идею разделения приезжих европейцев с местными жителями во избежание столкновений и конфликтов. Именно для этого при нем был установлен запрет на вход в мечети для иноверцев, который сейчас существует в Марокко.

И в градостроительстве главной идеей Лиоте было разделение старого исламского города и нового европейского. В Марокко старые города (медины) окружались мощными стенами, к началу XX века эти стены и застройка внутри них неплохо сохранились. Подход Лиотэ позволял убить сразу двух зайцев: отделить местных жителей от неместных, построив красивый новый город для европейцев и прогрессивной местной буржуазии за пределами старых стен, а в старом городе оставить людей жить так, как им было привычно. Кроме того, живописные медины были важны для туризма, который начал развиваться уже в то время.

Проводниками этой политики стали выдающийся планировщик и урбанист Анри Прост и его сотрудник Альберт Лапрад, который затем построил здание Колониального музея в Париже: в Марокко вообще работали первоклассные архитекторы.

Касабланка (Марокко). Квартал Хубус (Новая Медина)

Примером воплощения их идей стал новый квартал Касабланки Хубус, предназначенный для богатой буржуазии, мигрировавшей из старомодного Феса. Квартал строили в течение 30 лет, начиная с 1918 года, архитекторы Эдмон Брион и Огюст Каде, которые создали «средневековый восточный город», но с современными технологиями — водопроводом, электричеством и т.д. «В целом результат очень неплох с художественной точки зрения, пусть он немножко театральный, но это живое пространство, сделанное как живой растущий город», — считает Лев Масиель Санчес. По его словам, Хубус — последний большой пример «историзма» в местной архитектуре, он уже и тогда был несколько старомоден, но его строили для местных жителей, и предполагалось, что им такое должно понравиться.

Религиозная архитектура для европейцев

Для французского населения использовался другой архитектурный язык.

В Марокко очень теплый климат и удачное для ведения бизнеса расположение, именно поэтому туда устремился массовый поток переселенцев из Франции и других страны Европы. Зачастую они были религиозными людьми, поэтому для них нужно было строить новые церкви.

С 1919 по 1921 год французский архитектор Адриан Лафорг строит собор Сен-Пьер в Рабате, в котором сохранилось напоминание о классической архитектуре. Форма его башен отсылает к некоторым готическим произведениям архитектуры, при этом были введены и современные элементы — здание выполнено в кубистической манере и выкрашено в белый цвет, что подчеркивало его графичность.

Рабат (Марокко). Собор Сен-Пьер (1919-1921, Адриен Лафорг)

Еще одним произведением марокканской религиозной архитектуры того времени был собор Сакре-Кёр в Касабланке архитектора Поля Турнона. Он строился в 1930-31 годах и снова (после большого перерыва) в 1951-1952 годах. Турнон при возведении этого собора ориентировался на средневековые церкви Барселоны с их большими светлыми пространствами. Собор имеет пять нефов — это редко встречается в Европе, но часто — в раннехристианских африканских церквях. «Колонизаторам очень важно было подчеркнуть, что они не пришли, а вернулись, потому что еще до ислама здесь была процветающая христианская культура», — отметил лектор. 

В 1950-е годы церковная архитектуразаметно меняется, потому что ее авторы вырастают уже на произведениях Ле Корбюзье и архитекторов его школы — модернистов, противостоявших историзму и использовавших традиционные мотивы лишь в намеках. Хорошим образцом подобной архитектуры является церковь Нотр-Дам-де-Лурд в Касабланке (1954-1956), построенная малоизвестным архитектором Ашилемь Дангльтером, Это храм с очень высоким средним нефом, где грубый бетон прекрасно сочетается с витражами.

Алжир. Собор Сакре-Кёр (1958-1962, Поль Эрбе, Жан Лекутёр)

Еще одним примером архитектуры послевоенного модернизма является собор Сакре-Кёр в Алжире, возведенный с 1958 по 1962 год по обету и на деньги епископа Алжира Лейно архитекторами Полем Эрбе и Жаном Лекутёром. В плане церковь напоминает рыбу (символ христианской церкви), а общая его идея — шатер, напоминающий, с одной стороны, об образах Ветхого завета, а с другой — о местной специфике, о кочевом образе жизни. Внутри блестяще разработана тема бетона и действительно создается впечатление, что это какой-то легкий соломенный шатер. Важно, что именно в это время проходил Второй Ватиканский собор, который принял ряд радикально важных решений для приближения церкви к повседневным нуждам верующих. И этот собор очень отвечает духу послереформенного католицизма, обращенного к Христу и к человеку, а не к традиции и истории церкви.

Современность: поздний модернизм

Модернизм задержался на африканской земле долго. Примером его позднего варианта является памятник советско-египетской дружбе в Асуане (Египет), построенный в 1970-1975 годах. Это цветок лотоса высотой 75 метров. Его архитекторами были советские инженеры Юрий Амельченко и Петр Павлов, а автором барельефов был Николай Вичканов.

Алжир. Памятник мученикам (Маккам эш-Шахид)

Развитие той же идеи можно усмотреть в Памятнике мученикам (т.е. героям освободительного движения от французов) в г. Алжир, построенном в 1981-1982 годах алжирским художником Баширом Йелле и польским скульптором Марианом Конечны. Он представляет собой сложенные вместе листья пальмы, которые возносятся на 20 м выше памятника в Египте — это важно, потому что, по словам лектора, «любой политик, прежде чем утверждать заказ на строительство чего-нибудь грандиозного, обязательно убедится, чтобы его строение будет выше всего в мире, уж по крайней мере выше того, что в соседней стране». Обойти Египет, который тогда был флагманом арабского мира, было особенно принципиально.

Деятельность одного архитектора

Архитектура Алжира многим обязана одному человеку — архитектору Фернану Пуйону, родившемуся в Марселе. Он был противником классического модернизма и особенно бетона из-за его дороговизны. Пуйон разработал систему быстрого дешевого строительства и в 1950-х годах получил много заказов на строительство дешевых жилых кварталов вокруг Парижа. Бизнес там, видимо, велся неидеально, поэтому в конце концов он был арестован за растраты, провел 4 года в тюрьме, а потом был освобожден по состоянию здоровья.

Но он был вычеркнут из всех списков архитекторов Франции, его диплом был аннулирован и он был вынужден уехать в Алжир, где его судьба сложился неплохо (впрочем, во Франции его потом тоже амнистировали, он даже получил орден Почетного Легиона и умер в своей родной деревне). В Алжире же в начале 1966 года его назначили строителем всех местных курортов.

Сиди-Фредж (Алжир). Западный пляж

Один из его лучших проектов — курорт Сиди-Фредж, который строился по единому проекту с 1968 года. В это время историзм снова становится популярным и у политиков, и у туристов, которые хотят «восточного рая». Сиди-Фредж выглядит как исторический город, состоящий из разностилевых зданий. При этом последовательно проводятся две темы — некоего обобщенного Востока и Венеции; впрочем, венецианская готика и сама кажется очень восточной. В Сиди-Фредже устроен канал с романтическим мостиком, а ресторан напоминает Дворец дожей.

Конец XX века: постмодернизм и госзаказ

В 80-е годы разочарование в социальной политике приводит к росту религиозных настроений, и чтобы перехватить инициативу у радикальных кругов, местные политики начали интенсивное строительство мечетей.

Касабланка. Мечеть Хасана II

В 1986-1993 году в Касабланке марокканский король Хасан II строит самую высокую мечеть мира — мечеть Хасана II с минаретом высотой 210 метров. Мечеть проектировал французский архитектор Мишель Пенсо, место для нее выбрал сам Хасан — на берегу моря; раньше так никогда не делали. Мечеть выдержана в формах, типичных для Марокко, но с разными модернизациями. Минарет необычно поставлен в середине всего строения, да еще и под углом, что сразу делает постройку, в которой много аллюзий к традиционности, очень современной. Это единственная мечеть, в которую король разрешил входить иноверцам. Вход стоит 12 долларов, это помогает окупить затраты на ее строительство. Посетителям здесь рассказывают про килограммы золота, мрамор, кубометры воды, которые проходят через фонтаны, и в этом специфика политического заказа — все должно быть роскошно.

Константина. Мечеть Абдель Кадера

Второй похожий «по смыслу» проект был реализован в Алжире, в Константине. Мечеть (1970-1994), посвященная борцу против французов эмиру Абдель Кадеру, очень яркому персонажу XIX века, построена местным архитектором Мустафой Мансуром в египетском стиле, и это неожиданный возврат историзма. Это вещь, достойная 1890-х, подчеркнуто старомодная, отсылающая к историзму, ориентализму. Оказалось, что людям хочется уже не советского монументализма, а чего-то принципиально иного. В постмодернизме возврат к истории встречается часто именно как протест против модернизма, но мечеть все равно все получилась немного неестественной, со смешением стилей: например, у нее готические окна, невозможные в исламской традиции.

XXI век: современность с намеками на историю

В XXI веке историзм не уходит, но опять начинаются попытки его смягчить. «Для этих стран историзм важен, потому что власть, которая в улучшении жизни людей не достигает никаких реальных результатов и не может предложить проект модернизации, начинает цепляться за прошлое», — говорит Масиель Санчес.

Здание из Северной Африки, которое, по словам лектора, известно всем, кто занимается архитектурой XXI века, — это Александрийская библиотека в Египте (1995-2002), построенная известной норвежской командой Снёхетта. Это современное пространство с аккуратными намеками на местный колорит. Здание круглое, оно символизирует солнце и сияние знаний, часть его эффектно залита водой, в которой отражаются пальмы. Облицовка камнем напоминает о стенах египетских храмов, на них выбиты знаки на 120 языках и во дворе даже установлена большая подлинная египетская статуя. По словам лектора, Александрийская библиотека — это архитектура мирового уровня.

Марракеш. Аэропорт Менара, терминал 1

Другой пример — аэропорт в Марракеше (Марокко). «В этой стране сейчас идет большое строительство современных зданий, стараются привлечь хороших архитекторов. Но в то же время здесь всегда есть намек на что-то исламское, без этого нельзя, — говорит Масиель Санчес. — Первый терминал аэропорта, построенный в 2005-2008 годах, это, мне кажется, успешный вариант решения вопроса, как соединить историческое с современным. Постройка легкая, исламские черты в ней вполне есть, но она технологичная».

И последний пример — здание, которого еще нет, новая мечеть города Алжир, заложенная в 2012 году, она еще строится. Это будет третья в мире мечеть по количеству людей, которых она может вместить (120 тыс. чел.), и у нее будет самый высокий в мире минарет — 265 метров, выше, чем в Марокко. Проект был сделан немецкой фирмой КУК, а строят его китайцы — вокруг стройки уже образовался целый чайна-таун. Проект, по мнению Масиеля, для мечети неплох, он современно геометричен и не слишком историчен. Но из-за падения цен на нефть у Алжира начались экономические проблемы, так что пока непонятно, когда строительство будет закончено.

Текст подготовила Арина Фартух, студентка 2 курса образовательной программы «Культурология»

Вам также может быть интересно:

Исследовательница из ВШЭ обнаружила в Подмосковье неизвестное сооружение немецкого архитектора

Рациональная архитектура, акцент на функциональности, сокращение декоративных элементов исторических стилей — все это сделало электростанцию «Электропередача» важным достижением начала ХХ века в развитии архитектуры, градостроительства и энергетики. Архитектором сооружения оказался Герман Мутезиус, ведущий немецкий деятель первой трети ХХ века, один из основателей Веркбунда. Авторство постройки установила исследовательница из Высшей школы экономики по оригинальным чертежам из архивов Мосэнерго. Результаты исследования опубликованы в журнале «Артикульт».

Реконструкция, реновация, реставрация: Ре-Школа набирает слушателей на программу повышения квалификации

Ре-Школа – международный образовательный проект, созданный Высшей школой урбанистики им. А.А.Высоковского НИУ ВШЭ, французской реставрационной школой L'ecole de Chaillot и архитектурным бюро «Рождественка». Рассказываем, какие актуальные знания и навыки можно получить в Ре-Школе.

«Я верю, что мы живем в мире городов, а не стран»

Последние четыре года архитектор и сооснователь IAAC (Каталонского института передовой архитектуры) Висенте Гуайарт проработал главным архитектором Барселоны. Этим летом Гуайарт с ознакомительным визитом посетил Москву и Казань, а с нового учебного года планирует открыть в Высшей школе урбанистики собственную лабораторию.

В кампусе ВШЭ на Васильевском острове отреставрирована композиция «Всевидящее око»

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга утвердил реконструкцию композиции «Всевидящее око», обнаруженной на фронтонах помещения, служившего до 1917 года домовой церковью в Патриотическом институте. Сейчас здание входит в состав петербургского кампуса ВШЭ.

Российским школам не хватает финского акцента

Школьная архитектура и школьная дидактика взаимосвязаны: особенности организации учебного процесса во многом определяются планировкой здания школы. Возможности использования финского опыта школьного дизайна в России обсуждали 12 ноября участники традиционного семинара Института образования ВШЭ.

Русский авангард в арьергарде

7 февраля гостем клуба «Креативный класс» на отделении культурологии ВШЭ стал историк архитектуры, публицист Владимир Паперный.

Студентки МАРХИ спроектировали будущее Вышки

8 февраля в Высшей школе экономики прошел финальный тур конкурса на лучшую архитектурно-градостроительную концепцию Университетского кампуса НИУ ВШЭ в Троицке (Московская область).

Какие стены станут родными?

Завершился первый этап проводимого Высшей школой экономики закрытого публичного конкурса на лучшую архитектурно-градостроительную концепцию Университетского кампуса ГУ-ВШЭ в подмосковном Троицке. О конкурсе и представленных на него проектах рассказывают члены конкурсного жюри: первый проректор Московского архитектурного института Михаил Шубенков и руководитель Мастерской №3 Моспроекта-2 имени М.В.Посохина Марк Фельдман.

О конструктивизме — с любовью

6 февраля в здании Высшей школы экономики на Мясницкой и вокруг него состоялась лекция-прогулка с московским историком, создателем проекта «Яндекс-панорамы» Николаем Калашниковым, рассказавшим о советской архитектуре первой половины XX века.