• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Люди должны эволюционировать вместе с машинами

Человеческая культура в том виде, в каком она существовала в течение столетий, вскоре исчезнет. Какие тенденции ведут к этому? Как в новом мире люди будут взаимодействовать с машинами? Об этом на открытой лекции «Последний век homo sapiens. Технологии и конец человеческой культуры» в парке Горького рассказал доцент Школы философии Кирилл Мартынов.

Идея лекции, рассказал Кирилл Мартынов, возникла у него после прочтения статьи «Может ли этот век быть последним для человечества?» Сета Шостака из Института исследований внеземных цивилизаций Калифорнийского университета. В ней автор рассуждал о том, что же будет с человечеством через сто лет. Обычно, когда мы задаемся этим вопросом, то сразу представляем какой-то катастрофический сценарий – апокалипсис или экологическую катастрофу. Но Сет Шостак говорит о другом — о том, что, возможно, мы сейчас стоим перед какой-то чертой, сделав шаг за которую, мы уже будем не вполне людьми, иными словами, не будем носителями той человеческой культуры, к которой мы привыкли.

Именно тому, почему такая постановка вопроса имеет право на существование, и была посвящена лекция.

Как быстро меняется человеческая культура

Лектор начал с изменений человеческой культуры в нашем недавнем прошлом. Так, сегодня для многих людей интернет – родная цифровая культура. Для людей, которые не знают и не помнят мира, в котором не было интернета, социологи сегодня даже создали специальный термин – «цифровые аборигены». За последние 15 лет интернет стал стандартным посредником для всего. За это время изменилось так много, что мы, привыкнув к этим изменениям, уже даже не сможем сказать, что изменилось. Например, «лайки» были изобретены всего 7 лет назад, то есть вся культура «лайков» возникла за очень короткий период.

Интернет изменил наши представления о собственной идентичности: теперь нам не надо конструировать собственную идентичность, потому что мы и так знаем, кто мы такие, пересматривая свои собственные социальные сети. То есть если вдруг вы забыли, кто вы такой и что другие люди думают о вас, загляните в собственный Фейсбук или Инстаграм, отмотайте ленту и поймите, что вы «приличный человек», вас лайкают.

Точно так же изменились представления о памяти. «Еще несколько лет назад было важно, например, знать дату Куликовской битвы, и это знание имело социальную ценность в обществе. Сейчас же можно быстро «загуглить» любую дату», — подчеркнул Кирилл Мартынов. 

И так происходит с любым институтом: образование, работа, социальная жизнь — все изменилось. Изменилась вся система связей между людьми.

На чем основан прогресс будущего?

Однако несмотря на все эти изменения, тезис Кирилла Мартынова заключается в том, что это только начало. Иными словами, нас интересуют не те изменения, которые уже принес нам интернет, а о то, что, возможно, будет дальше, и что уже возникает на наших глазах. И отсюда следует гипотеза о том, что мы, возможно, последние носители человеческой культуры.

Сегодня много споров посвящено тому, что же будет следующим большим технологическим изменением. Если предыдущее изменение, — это смартфоны и социальные сети, то на что будет сделана ставка дальше?

Появятся новые «луддиты», то есть те, кто отказывается от использования новых технологий. Но история показывает, что таких людей всегда будет меньшинство, быть ими невыгодно

В 2002 году американский автор Фрэнсис Фукуяма написал книгу «Наше постчеловеческое будущее», в которой утверждает, что если раньше технический прогресс касался мира, который нас окружает (источников энергии, транспорта), то сегодня объектом технологических изменений становится сам человек. Он становится тем, чем мы можем с технологической точки зрения манипулировать. Соответственно, по мнению Фрэнсиса Фукуямы, нас ждет 3 сценария:

  1. Связанный с развитием фармакологии и развитием различного рода нейромодуляторов (усилителей когнитивных способностей)
  2. Связанный с продлением жизни (мы превратимся в общество, где мало молодежи и много стариков)
  3. Cвязанный с генной инженерией

Но, по мнению Кирилла Мартынова, эти перспективы пока стоит отложить, так как люди пока не готовы себя генно модифицировать и пока не пользуются фармакологическими препаратами в повседневной жизни.

5 технологических тенденций будущего

По словам Мартынова, для понимания того, что происходит в современном мире, важно выделять 5 технологий.

1. В этом году компьютер победил человека в игру в ГО (древнекитайская игра), где ценятся интуиция, стратегическое видение — то есть качества, которые традиционно были только у человека. В связи с этим тенденция, которая предсказывается после этого шага — это то, что компьютеры должны выйти в реальный мир. Выйдет вперед та программа, которая научится обыгрывать человека в игры, где есть неизвестные переменные, например, как при блефе в покере. Это будет означать, что в современном мире компьютер сможет принимать некоторые типы решений самостоятельно.

Иными словами, мы сейчас находимся на рубеже того, что компьютер сможет принимать решения за нас, не только в играх, но и в других сферах, например, в бизнесе. И несмотря на то, что компьютеры могут ошибаться, они в целом будут принимать более точные и быстрые решения, чем люди.

2. Вторая тенденция связана с технологией «big data» — накоплением огромных массивов информации, которые сегодня наши компьютеры совершенно спокойно обрабатывают. Уже сейчас технологию активно применяют в банковской сфере — если вы подаете заявку на кредит, то первичную информацию обрабатывает компьютер. В самом ближайшем будущем при приеме на работу компьютер будет принимать решение, вписываетесь ли вы в проект. И ключевым культурным переходом будет возможность компьютера отказать человеку, что будет означать невозможность оспорить это решение.

3. Роботизация интеллектуальных рабочих мест — это третья тенденция. Например, недавно на работу в крупнейшую юридическую компанию был нанят первый робот-адвокат. По сути, это программа, которая в состоянии работать с базой данных законов, опираясь на нейронную сеть.

По разным оценкам, в течение ближайших 10 лет до половины рабочих мест в США будут заменены программами, рабочие места будут автоматизированы.

При этом ученые предсказывают, что в отличие от автоматизации ручной работы, типа работы уборщиц, замещать программами, наоборот, будут экономически рентабельные профессии, потому что это выгодней.

4. Еще одна технология — это «уберизация» экономики. Если раньше у нас были работодатели, то сейчас человек может найти себе любой подходящий проект, как в примере с Uber, который почти уничтожил отрасль традиционного такси. То есть мы прощаемся с социальной реальностью, где доминируют долгосрочные контракты.

5. Наконец, пятая тенденция — это огромный прогресс в медицине. Если раньше медицина лечила симптомы, то теперь можно прочитать геном человека и лечить его в зависимости от особенностей конкретного организма.

Как люди будут реагировать на эти тенденции

Какая же реакция последует за этими изменениями, спрашивает Кирилл Мартынов? И здесь возможны 3 сценария:

  1. Сценарий отказа. Во время промышленной революции существовали люди, которые разрушали машины, — «луддиты». Поскольку мы сейчас переживаем, по-видимому, вторую наиболее значительную в истории человечества технологическую революцию после той, которая была в конце XVIII века, то, безусловно, появятся новые «луддиты». То есть те, кто отказывается от использования новых технологий, те кто говорит, что нужно жить своим умом. Но история показывает, что таких людей всегда будет меньшинство, быть ими невыгодно, они неконкурентоспособны.
  2. Сценарий войны. В современном кинематографе много картин на тему войны людей и машин. Но, по мнению лектора, у машин нет причины воевать с людьми, даже если они окажутся умнее и эффективней нас.
  3. Сценарий замещения. Идею можно передать цитатой «ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение», иными словами, на планете останутся одни роботы.

Однако по мнению лектора, вместо этих трех сценариев будет иметь место сосуществование людей и компьютеров. «Огромная часть нашего культурного успеха в таком будущем зависит от того, насколько эффективно мы сможем эволюционировать вместе с этими разумными машинами (машинами, принимающими решения)», — отмечает Кирилл Мартынов.

В заключении лектор подчеркнул, что даже если человек не изменит свою природу (не будет носить импланты), то все равно человеческая культура сильно изменится. Новая культура, которая появляется сейчас, будет радикально противоположна всему, что было до этого момента, и приведет к тому, что какой-то год будет последним годом культуры homo sapience. А пока мы имеем редкий шанс насладиться последними десятилетиями старого, «аналогового» и «лампового» мира.

Текст подготовила Алена Чуракова, стажер пресс-службы НИУ ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Ирина Мартусевич: «Мы наблюдаем новые тенденции в сфере взаимодействия бизнеса и вузов»

В МИА «Россия сегодня» состоялась презентация проекта «Открытые уроки о технологиях и профессиях будущего», в которой приняла участие проректор, руководитель аппарата НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич. В ходе дискуссии обсуждались не только особенности этого проекта и перспективы его реализации, но и более широкая проблематика, связанная с профориентацией школьников, трудоустройством студентов, взаимоотношениями вузов с работодателями.

«Насколько человек останется человеком, а машина машиной — большой вопрос»

Будут ли новые технологии разобщать или, напротив, соединять людей и общество? Какие механизмы следует использовать, чтобы балансировать интересы общества и прогресс, чтобы он не дегуманизировал человека? Как должно выстраиваться взаимодействие человека с искусственным интеллектом? Все ли технологии идут на благо людям? Эти и другие вопросы эксперты обсудили в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Государство финансирует поиск новых технологий

Основным заказчиком исследований и разработок в России с 2009 года является государство. Лишь треть затрат инновационных научных организаций на эти цели финансируется реальным сектором экономики, отметили эксперты ИСИЭЗ ВШЭ в мониторинге инновационной активности субъектов инновационного процесса.

Рынок экспертных услуг вредит их качеству

Отсутствие регулирования и регламентирования экспертной деятельности порождает монополизм, волюнтаризм и мифотворчество. Доклад Анатолия Нестерова «Еще раз об экспертократии».

Помощь регионам: технологическое прогнозирование

8 декабря в Высшей школе экономики прошел международный семинар «Долгосрочный прогноз науки и технологий», посвященный широкому обсуждению одноименного исследовательского проекта НИУ ВШЭ, проводимого по заказу Министерства образования и науки РФ.

«Российская статистика усложняется вслед за объектами своего наблюдения»

18 октября в Высшей школе экономики состоялся научно-практический семинар «Мониторинг экономики науки», организованный Институтом статистических исследований и экономики знаний ВШЭ совместно с Министерством образования и науки РФ.

Германия и Россия: развитие инноваций

11 июля в Высшей школе экономики начался трехдневный российско-германский научный семинар «S&T and Innovation Development», организованный Институтом статистических исследований и экономики знаний ВШЭ и Fraunhofer Institute for Systems and Innovation Research.

Индикаторы науки как инструмент инновационной политики

23-24 мая прошел международный семинар-тренинг «Статистика науки, технологий и инноваций», организованный Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ВШЭ совместно Центром социальных инноваций (Австрия) в рамках проекта IncoNet EECA.

Российская бизнес-сказка

Самый длинный отрезок жизненного пути компании «Русские Навигационные Технологии» (РНТ) пришелся на период от рождения идеи до обретения первого инвестора и первых клиентов. На всех этапах становления ключевым для бизнеса остается привлечение людей, способных расти вместе с бизнесом компании, отмечает исполнительный директор РНТ Иван Нечаев.

Сколково – глазами потенциальных резидентов

Что думают о концепции инновационного поселения и условиях работы в нем потенциальные резиденты? Базу для ответа на этот вопрос заложило исследование группы ЦИРКОН. Доклад «Новый российский технополис «Сколково»: отношение целевых аудиторий и их мотивация к проживанию и работе» представил главный специалист ЦИРКОНа Виктор Мойсов.