• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка приглашает на фестиваль этнокино

Кадр из фильма «Борись во что бы то ни стало», Индонезия/Нидерланды, 2015. Режиссер Нора Вильденауэр 

27 сентября в Музее Москвы начинается VI Международный кинофестиваль аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино». Почему на этот фестиваль стоит идти не только специалистам и на что обратить внимание в программе — рассказываем в нашем гиде.

Зачем исследователям нужны средства кино

Фестиваль этнографического кино проводится с 2009 года, а с 2014 года его основным организатором стала Вышка.

«Кино необходимо науке тогда, когда она имеет дело с «живыми» объектами, которые плохо поддаются словесному и цифровому описанию, а таких объектов очень много», — говорит координатор фестиваля, доцент Школы культурологии ВШЭ Виктория Васильева.

Каждый этнографический фильм — результат длительных экспедиций и отношений героев фильма и его авторов. Съемка фильма, интервью, наблюдение, общение, полевые дневники — это компоненты коммуникации, неизбежной и необходимой при проведении исследований такого типа.

«Современный этнолог, антрополог, социолог, культуролог должен уметь обращаться с камерой, это просто must have в современной науке. Владеть одним пером уже недостаточно», — уверена Виктория Васильева. На фестивале можно будет узнать о механизмах использования аудиовизуальных средств в полевой работе, причем не только в науках о культуре. В частности, 29 сентября пройдет круглый стол «Звуковые ландшафты в антропологии науки и искусстве», на котором результаты своего исследования представит профессор антропологии Массачусетского технологического института Стефан Хелмрайх.

Кого ждут на фестивале

«Конечно, фестиваль будет интересен студентам, и мы очень надеемся, что со временем у нас в Вышке появится магистерская программа, в которой соединятся этнография и кино. В мире таких программ не менее пятнадцати, есть очень сильные, например, в университетах Тромсе и Манчестера. Проекты выпускников таких программах мы как раз увидим на фестивале», — рассказывает Виктория Васильева.

Не менее интересен фестиваль будет и для преподавателей и исследователей. Фильмы, выставляемые здесь, — это источник информации о территориях, поселениях, социальных и этнокультурных группах, до которых не все ученые могут добраться самостоятельно. С другой стороны, академического зрителя может интересовать не столько состояние конкретного объекта, сколько определенная социокультурная проблема или феномен в целом. На нынешнем фестивале большое количество фильмов посвящено теме миграции и городской идентичности. В рамках фестиваля запланирован также специальный семинар «Город и мигранты».

Кроме того, преподаватели и исследователи могут обратиться к фильмотеке фестиваля и запросить фильмы по теме читаемых ими курсов. «У нас собралась значительная коллекция, есть фильмы по самым разным темам — современным религиям, традиционному образу жизни, искусству и ремеслу, антропологии детства, антропологии медицины и многим другим», — отмечает куратор фестиваля.

Фестиваль также открыт для зрителей не из академической среды, которым просто интересно хорошее неигровое кино о реально существующих где-то людях. В этом плане аудитория «Дней этнографического кино» пересекается с аудиторией других фестивалей — «Флаэртианой», «Артдокфестом» и другими. Все фильмы фестиваля в Москве будут показаны впервые.

Какие фильмы точно нельзя пропустить

Программа фестиваля включает более 30 кинопоказов, но, если у вас нет времени посетить большинство из них, вот несколько фильмов, которые точно стоит посмотреть.

«Заговор сумасшедших» (Madman’s Conspiracy)

Россия/Испания, 2016 год. Режиссер Альгис Арлаускас

Интереснейших образец современного документального кино о людях, их идеях и мечтах. Отборочной комиссии этот фильм понравился больше всего. Он не поднимает напрямую ни одной из главных заявленных на фестивале тем, при этом завязывает все их в интересный узел. Очень оригинальный и необычный фильм про одного чудака, который строит театр в маленьком испанском городке. Тут и идентичность места, и вопрос труда, и вопрос искусства и его роли в современном обществе, и вопрос отношений между людьми — соседями и соотечественниками. И снято все это в ненавязчивой манере, отличающей хорошее документальное кино.

«Никогда не задерживайте дыхание» (Never Hold Your Breath)

Норвегия, 2016 год. Режиссер Гил Орр Уртрегер

Отличный образец магистерской диссертации в виде фильма, которую выполнил выпускник программы Visual Cultural Studies Университета Тромсе. На первом плане здесь занятия дайвингом, но в более широком плане фильм повествует о напряженных отношениях между людьми (местными и приезжими) на идиллическом, казалось бы, островке Утила в западной части Карибского моря. А студентам полезно будет посмотреть, как превратить магистерскую работу в хороший фильм.

Борись во что бы то ни стало (Fighting for Nothing to Happen)

Индонезия/Нидерланды, 2015. Режиссер Нора Вильденауэр

Автор этого фильма, Нора Вильденауэр, выпускница магистерской программы «Социальная и культурная антропология» университета в Мюнхене. Еще один хороший пример студенческого фильма, ставшего частью магистерской диссертации. Он уже завоевал призы на европейских фестивалях этнографического фильма.

«Британец китайского происхождения» (British Born Chinese)

Великобритания, 2015 год. Режиссер Елена Барабанцева

Фильм на актуальнейшую сегодня тему миграции, созданный сотрудником Школы социальных наук Манчестерского университета. В этом research documentary film Елена Барабанцева изучает жизнь китайского квартала в Манчестере. Фильм создавался в течение двух лет и рассказывает о жизни двух школьников, детей китайских мигрантов, для которых соединение «британскости» и «китайскости» стало их повседневным опытом. Зрители фестиваля получат возможность задать вопросы автору фильма.

«Парикмахер» (El Barbero)

Испания, 2015 год. Режиссер Франческа Филипс

Фильм на еще одну актуальную на фестивале тему — труда и его влияния на жизнь общества. Главный герой фильма, действие которого разворачивается на Канарах, — 83-летний брадобрей по имени Пепито. Его парикмахерская была когда-то сердцем деревни и всего района, куда стекались новости и сплетни, где общались, делились секретами, где можно было получить помощь и попросить в долг. Но жизнь диктует новые правила, Пепито начинает отходить от дел, и его заведение начинает необратимо меняться. В фильме мы видим, насколько тесно идентичность места связана с характером деятельности населяющих это место людей.

Фильмы из проекта «ЭтноКино»

Единственный в России обучающий проект для студентов, в котором соединены кино и этнография, представит на фестивале четыре короткометражки. Родиной «ЭтноКино» является Екатеринбург, а руководителем проекта — антрополог и режиссер Иван Головнев. В его школе проводятся мастер-классы, индивидуальные занятия по искусству кино и этнографии, ведутся интернет-дневники, совершаются выезды на съемки «в поле». Результаты обучения представлены студентами киношколы в виде самостоятельно снятых ими фильмов.

Где смотреть кино

Фестиваль «Дни этнографического кино» будет проходить с 27 сентября по 1 октября в лектории Музея Москвы по адресу: Зубовский бульвар, дом 2.

Вход на кинопоказы свободный.

Подробное расписание можно найти на сайте фестиваля.

Вам также может быть интересно:

Фильм о науке Вышки стал самым популярным в рамках Дней научного кино ФАНК

Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.

«КиноВышка»: полное погружение в мир кино

Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.

Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом

В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).

Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды

Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.

В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»

21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».

Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»

Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.

«Креативная индустрия учит проходить неудачи»

19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.

«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»

В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.

Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале

«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.