• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка приглашает на фестиваль этнокино

Кадр из фильма «Борись во что бы то ни стало», Индонезия/Нидерланды, 2015. Режиссер Нора Вильденауэр 

27 сентября в Музее Москвы начинается VI Международный кинофестиваль аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино». Почему на этот фестиваль стоит идти не только специалистам и на что обратить внимание в программе — рассказываем в нашем гиде.

Зачем исследователям нужны средства кино

Фестиваль этнографического кино проводится с 2009 года, а с 2014 года его основным организатором стала Вышка.

«Кино необходимо науке тогда, когда она имеет дело с «живыми» объектами, которые плохо поддаются словесному и цифровому описанию, а таких объектов очень много», — говорит координатор фестиваля, доцент Школы культурологии ВШЭ Виктория Васильева.

Каждый этнографический фильм — результат длительных экспедиций и отношений героев фильма и его авторов. Съемка фильма, интервью, наблюдение, общение, полевые дневники — это компоненты коммуникации, неизбежной и необходимой при проведении исследований такого типа.

«Современный этнолог, антрополог, социолог, культуролог должен уметь обращаться с камерой, это просто must have в современной науке. Владеть одним пером уже недостаточно», — уверена Виктория Васильева. На фестивале можно будет узнать о механизмах использования аудиовизуальных средств в полевой работе, причем не только в науках о культуре. В частности, 29 сентября пройдет круглый стол «Звуковые ландшафты в антропологии науки и искусстве», на котором результаты своего исследования представит профессор антропологии Массачусетского технологического института Стефан Хелмрайх.

Кого ждут на фестивале

«Конечно, фестиваль будет интересен студентам, и мы очень надеемся, что со временем у нас в Вышке появится магистерская программа, в которой соединятся этнография и кино. В мире таких программ не менее пятнадцати, есть очень сильные, например, в университетах Тромсе и Манчестера. Проекты выпускников таких программах мы как раз увидим на фестивале», — рассказывает Виктория Васильева.

Не менее интересен фестиваль будет и для преподавателей и исследователей. Фильмы, выставляемые здесь, — это источник информации о территориях, поселениях, социальных и этнокультурных группах, до которых не все ученые могут добраться самостоятельно. С другой стороны, академического зрителя может интересовать не столько состояние конкретного объекта, сколько определенная социокультурная проблема или феномен в целом. На нынешнем фестивале большое количество фильмов посвящено теме миграции и городской идентичности. В рамках фестиваля запланирован также специальный семинар «Город и мигранты».

Кроме того, преподаватели и исследователи могут обратиться к фильмотеке фестиваля и запросить фильмы по теме читаемых ими курсов. «У нас собралась значительная коллекция, есть фильмы по самым разным темам — современным религиям, традиционному образу жизни, искусству и ремеслу, антропологии детства, антропологии медицины и многим другим», — отмечает куратор фестиваля.

Фестиваль также открыт для зрителей не из академической среды, которым просто интересно хорошее неигровое кино о реально существующих где-то людях. В этом плане аудитория «Дней этнографического кино» пересекается с аудиторией других фестивалей — «Флаэртианой», «Артдокфестом» и другими. Все фильмы фестиваля в Москве будут показаны впервые.

Какие фильмы точно нельзя пропустить

Программа фестиваля включает более 30 кинопоказов, но, если у вас нет времени посетить большинство из них, вот несколько фильмов, которые точно стоит посмотреть.

«Заговор сумасшедших» (Madman’s Conspiracy)

Россия/Испания, 2016 год. Режиссер Альгис Арлаускас

Интереснейших образец современного документального кино о людях, их идеях и мечтах. Отборочной комиссии этот фильм понравился больше всего. Он не поднимает напрямую ни одной из главных заявленных на фестивале тем, при этом завязывает все их в интересный узел. Очень оригинальный и необычный фильм про одного чудака, который строит театр в маленьком испанском городке. Тут и идентичность места, и вопрос труда, и вопрос искусства и его роли в современном обществе, и вопрос отношений между людьми — соседями и соотечественниками. И снято все это в ненавязчивой манере, отличающей хорошее документальное кино.

«Никогда не задерживайте дыхание» (Never Hold Your Breath)

Норвегия, 2016 год. Режиссер Гил Орр Уртрегер

Отличный образец магистерской диссертации в виде фильма, которую выполнил выпускник программы Visual Cultural Studies Университета Тромсе. На первом плане здесь занятия дайвингом, но в более широком плане фильм повествует о напряженных отношениях между людьми (местными и приезжими) на идиллическом, казалось бы, островке Утила в западной части Карибского моря. А студентам полезно будет посмотреть, как превратить магистерскую работу в хороший фильм.

Борись во что бы то ни стало (Fighting for Nothing to Happen)

Индонезия/Нидерланды, 2015. Режиссер Нора Вильденауэр

Автор этого фильма, Нора Вильденауэр, выпускница магистерской программы «Социальная и культурная антропология» университета в Мюнхене. Еще один хороший пример студенческого фильма, ставшего частью магистерской диссертации. Он уже завоевал призы на европейских фестивалях этнографического фильма.

«Британец китайского происхождения» (British Born Chinese)

Великобритания, 2015 год. Режиссер Елена Барабанцева

Фильм на актуальнейшую сегодня тему миграции, созданный сотрудником Школы социальных наук Манчестерского университета. В этом research documentary film Елена Барабанцева изучает жизнь китайского квартала в Манчестере. Фильм создавался в течение двух лет и рассказывает о жизни двух школьников, детей китайских мигрантов, для которых соединение «британскости» и «китайскости» стало их повседневным опытом. Зрители фестиваля получат возможность задать вопросы автору фильма.

«Парикмахер» (El Barbero)

Испания, 2015 год. Режиссер Франческа Филипс

Фильм на еще одну актуальную на фестивале тему — труда и его влияния на жизнь общества. Главный герой фильма, действие которого разворачивается на Канарах, — 83-летний брадобрей по имени Пепито. Его парикмахерская была когда-то сердцем деревни и всего района, куда стекались новости и сплетни, где общались, делились секретами, где можно было получить помощь и попросить в долг. Но жизнь диктует новые правила, Пепито начинает отходить от дел, и его заведение начинает необратимо меняться. В фильме мы видим, насколько тесно идентичность места связана с характером деятельности населяющих это место людей.

Фильмы из проекта «ЭтноКино»

Единственный в России обучающий проект для студентов, в котором соединены кино и этнография, представит на фестивале четыре короткометражки. Родиной «ЭтноКино» является Екатеринбург, а руководителем проекта — антрополог и режиссер Иван Головнев. В его школе проводятся мастер-классы, индивидуальные занятия по искусству кино и этнографии, ведутся интернет-дневники, совершаются выезды на съемки «в поле». Результаты обучения представлены студентами киношколы в виде самостоятельно снятых ими фильмов.

Где смотреть кино

Фестиваль «Дни этнографического кино» будет проходить с 27 сентября по 1 октября в лектории Музея Москвы по адресу: Зубовский бульвар, дом 2.

Вход на кинопоказы свободный.

Подробное расписание можно найти на сайте фестиваля.

Вам также может быть интересно:

На рождественском киносеминаре попытались понять советское общество

Советский Союз распался 25 лет назад. Возможно, одной из причин его разрушения было само советское общество, которое мы до сих пор не смогли понять до конца. Разобраться в нем на материалах картины Вадима Абдрашитова «Остановился поезд» (1982 год) пытались на ежегодном рождественском киносеминаре Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.

В Вышке пройдут Дни научного кино ФАНК

11 ноября в Вышке в рамках фестиваля ФАНК начнутся Дни научного кино. Вместе с гостями фестиваля самые актуальные научные фильмы посмотрят ученые ВШЭ, которые затем примут участие в обсуждении увиденного.

Вышка примет участие в Международном фестивале кино о науке и технологиях 360°

20–30 октября в Москве пройдет VI Международный фестиваль о науке и технологиях 360°. Фестивальную программу составляет исключительно  документальное кино, связанное с наукой, технологиями и новыми идеями о мире и обществе. Вышка уже неоднократно становилась партнером фестиваля, проводя серии лекций и дискуссий в рамках кинопоказов. И шестой по счету фестиваль не станет исключением.

День Вышки в парке Горького: чем заняться любителям кино

В современном мире кино — это развлечение, по крайней мере мы привыкли воспринимать его таковым. Но 8 сентября на празднике «День Вышки» на кино можно будет посмотреть научным взглядом. В «Профессорском лектории» выступят философы и культурологи из Высшей школы экономики, которые будут говорить о кино, и тезисы их лекций помогут слушателям выстоять в любых столкновениях с понятием «современная массовая культура».

Вышка приглашает посмотреть «Игру на понижение» вместе с экономистами

В преддверии объявления лауреатов премии «Оскар» Высшая школа экономики проводит спецпоказ одного из номинантов этого года — фильма «Игра на понижение». Он посвящен мировому экономическому кризису 2008 года, поэтому перед показом пройдет дискуссия с учеными-экономистами из ВШЭ, которые представят свой взгляд на те события.

Кинематограф разрушает Москву, чтобы она развивалась

В Музее Москвы в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы» профессор факультета гуманитарных наук Школы культорологии НИУ ВШЭ Ян Левченко рассказал, как кинематограф на протяжении XX столетия менял облик столицы, навязывая (вменяя) городу различные, порой неожиданные роли.

«Весь ужас жизни в том, что мечты сбываются»

Герой фильма «Шоу Трумана», снятого в конце 90-х годов, пытался сбежать из выдуманного телевидением мира. Почему же сейчас многие люди стремятся попасть в этот мир и выставить свою непримечательную жизнь напоказ? Ответ на этот вопрос пытались найти Вадим Радаев, Сергей Медведев и Виталий Куренной на очередном Рождественском киносеминаре Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ.

В Вышке показали Мандельштама

В рамках цикла мероприятий «Мандельштамовские дни в ВШЭ», которые будут идти в университете в течение всего следующего года, в Вышке показали документальный фильм Ромы Либерова «Сохрани мою речь навсегда». Он посвящен Осипу Мандельштаму и приурочен к 125-летию поэта. Показ был организован Школой филологии НИУ ВШЭ и открывшимся при ней в этом году Мандельштамовским центром. После просмотра режиссер рассказал, почему Мандельштам был показан в виде куклы, как выбирались места для съемок и почему кино нужно смотреть только в кинотеатре.

В НИУ ВШЭ покажут фильм о Мандельштаме «Сохрани мою речь навсегда»

22 декабря 2015 года в Высшей школе экономики состоится показ документального фильма Ромы Либерова «Сохрани мою речь навсегда». Кинолента посвящена Осипу Мандельштаму и приурочена к 125-летию поэта. Показ пройдет в рамках цикла мероприятий «Мандельштамовские дни в ВШЭ». Организаторы — Школа филологии НИУ ВШЭ и Мандельштамовский центр при Школе филологии НИУ ВШЭ.

БАК, роботы и любовь: что посмотреть и обсудить на Днях научного кино в Вышке

9 ноября в Вышке в рамках фестиваля «ФАНК» начнутся Дни научного кино. Вместе с гостями фестиваля фильмы посмотрят приглашенные ученые, которые затем примут участие в обсуждении увиденного. Это будут как специалисты, работа которых напрямую связана с темами фильмов, так и те, от чьей сферы научных интересов они, на первый взгляд, далеки. Новостная служба ВШЭ спросила участников будущих обсуждений, что их заинтересовало и о чем они хотели бы поговорить со зрителями.