• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заменит ли нейронет традиционные медиа

О том, как трансформируются медиа в недалеком будущем, рассказал на лекции в рамках проекта «Университет, открытый городу» профессор департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Илья Кирия.

О чем говорят сегодня?

За последние 5–10 лет в медиаиндустрии наметились устойчивые тренды, о которых сегодня говорят многие исследователи. Первый тренд связан с трансформацией поведения людей — непосредственных потребителей медиа. С одной стороны, человек потребляет предлагаемую ему информацию, с другой — может самостоятельно производить информационный контент, выступив, таким образом, в роли журналиста. Подобные сообщения, опубликованные в блоге или в социальной сети, быстро набирают аудиторию, а автор получает обратную связь в виде комментариев и лайков.  

Еще один тренд — угнетающие прогнозы о смерти печатных медиа. Гибель бумажного носителя информации предрекают многие, но, несмотря на возросшую роль Интернет-изданий, газеты и журналы пока еще не исчезли из нашей жизни.

Мы вполне можем ожидать появление интеллектуальных роботов, которые начнут производить информационный контент с минимальным участием человека или вообще без него

Тренд последних нескольких лет связан с появлением такого явления, как big data (большие данные). Сегодня они могут служить как инструментом для раскрытия определенной журналистской истории, так и ее источником. Развитие журналистики данных связано с появлением новых технологий, позволяющих хранить и обрабатывать большие объемы данных, и движением в сторону большей открытости информации.

«Эти тренды — реальность, в которой мы все живем, а что же ожидает нас завтра? На основе прогнозов корпораций в области разных технологий, в том числе нейротехнологий, форсайта, big data и так далее, коллеги из департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ выделили несколько актуальных направлений развития современной медиаиндустрии», — отметил Илья Кирия.

Что предлагают технологии будущего?

Учитывая, с какой скоростью сегодня развиваются технологии, в частности, роботизация производства, в будущем мы вполне можем ожидать появление интеллектуальных роботов, которые начнут производить информационный контент с минимальным участием человека или вообще без него, — убежден лектор.

Еще одно перспективное направление — семантический перевод текстов. Фейсбук уже сегодня дает возможность переводить сообщения с любого языка мира. Правда, качество такого перевода все еще оставляет желать лучшего, однако, как убежден лектор, подобные системы сильно эволюционировали за последние годы. В долгосрочной перспективе с моделированием отдельных функционалов человеческого мышления семантический перевод перестанет быть фантастикой, и человек сможет перевести любое сообщение автоматически (сейчас перевод осуществляется при помощи определенных алгоритмов). Созданный подобным образом медиаконтент станет по-настоящему глобальным, и не будет требовать каких-либо изменений (дубляж, редактура, адаптация).

И наконец, самые финансируемые на сегодняшний день проекты европейских и американских ученых связаны с моделированием и исследованиями функционала человеческого мозга с целью создания интерфейсов мозг–компьютер. Один из возможных этапов развития всемирной паутины — взаимодействие участников, основанное на принципах нейрокоммуникации. При такой ситуации медиа полностью или частично перестанут ориентироваться на чувства человека, тексты не будут создаваться для того, чтобы побуждать человека осмысливать действительность, вызывая определенную реакцию. Медиа начнут транслировать когнитивный контент, просто «закачивая» в человека необходимую информацию.

Выживут ли традиционные медиа?

Современные технологии предлагают человеку новый функционал, который, однако, может не найти у потребителей должного спроса. Все мировые исследования в области медиаиндустрии сводятся к двум противоположным точкам зрения. Первый подход — детерминистский — основан на идее о том, что новые технологии полностью меняют человеческое мышление и образ жизни, иными словами вначале появляются технологии, которые меняют поведение потребителя. Эта идея получила широкое распространение в последние 5–7 лет в странах с развивающейся экономикой, где все еще сильна вера в возможность социальных медиа влиять на демографическую, политическую и иную ситуацию в стране.

В основе второго подхода лежит идея о том, что любая технология не возникает сама по себе, в вакууме общественного сознания, но появляется как ответ на какие-то социальные запросы, как воплощение потребности в новом функционале. В таком случае, почему какие-то технологии приживаются в обществе, а какие-то нет, и отчего зависит этот процесс? Французские социологи, работавшие в этой области (в том числе Мишель Калон, Бруно Латур, но в первую очередь — Патрис Флиши, Жозиан Жуэт), объясняют это посредством трех категорий. Первая категория — это функции технологического устройства, например, возможность мобильного телефона фотографировать. Кстати, делать фотографии телефоны научились довольно давно, но по-настоящему массовой эта практика стала в последние пять лет.

Вторая величина — usage (использование). Это то, как в каждом конкретном социуме разные люди используют функции устройства. Например, функцией заказа такси пользуются далеко не все обладатели мобильных телефонов.

В случае если нейронет станет реальностью, потребность в информационных медиа исчезнет, так как человек будет получать информацию напрямую через интерфейс мозг–компьютер

Последняя и наиболее сложная для анализа величина — практика. В отличие от usage (способов использования) и функций, которые изобретатель зашивает в технологическое устройство, практика может складываться десятилетиями. Например, первое селфи можно было сделать еще лет 20 назад, с появлением у фотоаппаратов функции автоспуска. Однако функционал оказался не очень востребованным, прежде всего, потому что такое селфи было не очень удобно. С появлением мобильного телефона снимать что-то по пути, на ходу, то, что человек, возможно, никогда бы не снял на обычный фотоаппарат, стало легче и проще. Ведь главное достоинство мобильного телефона как фотоаппарата в том, что он всегда под рукой. «Таким образом, любая техническая инновация наслаивается на долгосрочные существующие практики, которые зависят от того общества, в котором они бытуют, от социальной среды, географии, климата и так далее. В результате мы наблюдаем некий процесс совместного конструирования технологии изобретателем и пользователем этой технологии», — подчеркнул Илья Кирия.

Так выживут ли традиционные медиа? Один из крупнейших социологов и исследователей медиа Элиху Кац считал, что у человека есть некий набор категорий потребностей, которые он удовлетворяет при помощи медиа. Первая категория — когнитивные потребности, это потребности в некотором знании для того чтобы принять решение. Например, информация о погоде позволяет человеку принять решение, брать ли с собой зонтик. В случае если нейронет станет реальностью, потребность в информационных медиа исчезнет, так как человек будет получать информацию напрямую через интерфейс мозг–компьютер. Вторая группа потребностей — аффективные потребности, связанные с получением эмоций. В этой категории сегодня работают все развлекательные медиа. Однако в случае быстрого развития технологий виртуальной реальности, которые повлекут за собой создание целого набора новых рынков, их доля может заметно уменьшиться.

Третья категория — потребность в общении, или, наоборот, потребность в эскапизме (уход в мир иллюзий, фантазий), например, сегодня использование Фейсбука можно интерпретировать как способ социального взаимодействия с другими людьми, или, наоборот, как уход от личной связи с человеком, проще написать сообщение, чем поговорить вживую. «И в этом смысле виртуальная реальность также может стать доминантным способом удовлетворения этих потребностей», — подытожил Илья Кирия.

Вам также может быть интересно:

Учебник «История и теория медиа» занял первое место на Международном конкурсе «НАММИ-2017»

Учебник профессоров факультета коммуникаций, медиа и дизайна Анны Новиковой и Ильи Кирии «История и теория медиа» (ИД ВШЭ, 2017) стал лауреатом Международного конкурса медиаисследований «НАММИ-2017», заняв первое место в номинации «Учебник».

Что делают СМИ с нашим сознанием

О том, как медиа играют на особенностях человеческого мышления, влияя на мнение и поведение людей, рассказал в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» старший преподаватель департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Никита Савин. Это была первая лекция из цикла«Медиа: вчера, сегодня, завтра».

Магистерские программы, посвященные медиа, используют экспериментальные форматы

В этом учебном году магистерские программы факультета коммуникаций, медиа и дизайна пробуют новую форму привлечения к работе со студентами практиков из индустрии медиа — это недельные и двухнедельные серии мастер-классов по актуальным темам. На следующий год эти блоки предполагается включить в обязательную программу. Расскажем о нескольких текущих проектах.

«Выживают те, кто производит контент»

Какие профессионалы нужны современной медиаиндустрии? Почему выпускников журфаков приходится переучивать? Может ли университет в сотрудничестве с редакциями подготовить специалистов, которые сразу были бы востребованы на рынке? Об этом говорили представители ведущих СМИ на экспертной дискуссии, организованной в НИУ ВШЭ и приуроченной к открытию новой образовательной программы «Медиакоммуникации».

Команда студенческого медиацентра Всероса: «Наш проект — о свободе выбора»

С 27 марта по 24 апреля заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников в Высшей школе экономики освещал медиацентр, созданный студентами образовательной программы «Журналистика». Второй год подряд созданный ими сайт — главный источник информации о ходе Всероса на площадке университета. О работе команды медиацентра на олимпиаде по обществознанию — в материале корреспондента новостной службы ВШЭ.

На программе «Медиакоммуникации» будут готовить творческих менеджеров

В 2015 году на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ отрывается новая бакалаврская программа «Медиакоммуникации». На программе будут готовить специалистов, умеющих работать в новой медиасреде и обладающих как творческими и техническими, так и управленческими навыками. Потребность в таких специалистах на рынке очень высока.

Информационный поток затопит людей

В медиасфере происходят процессы, последствия которых опасны для человечества. Среди них — угроза экспоненциального увеличения количества информации, которое делает бессмысленными попытки управлять ею. Об этом говорится в докладе заведующего научно-учебной лабораторией исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ Иосифа Дзялошинского.

Чем PR отличается от пропаганды?

26 июня в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» в летнем кинотеатре «Пионер» с лекцией «PR и пропаганда» выступил спикер Школы новых медиа, созданной с участием НИУ ВШЭ, главный редактор интернет-портала Slon.ru Андрей Горянов.

Медиа будущего: все мы становимся журналистами?

23 января цикл лекций ВШЭ в музеях Москвы продолжила декан факультета медиакоммуникаций Анна Качкаева, выступившая в Музее экранной культуры «МедиаАртЛаб» по теме «Образ медиа будущего: о цифровом разрыве, интерактивной публике, мультимедийном содержании и медиаграмотности».

Рабочие и крестьянские села различаются медиапотреблением

Хотя советские ценности и схемы потребления долго сохраняются в сельском сознании, новые медиа в некоторых селах могут повышать интерес к политической и социальной жизни. Лаборатория медиаисследований ВШЭ провела вторую исследовательскую экспедицию в российской провинции.