• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как защитить в Интернете свое и не взять чужое

Нарушают ли фанфики авторское право? Освобождает ли от ответственности удаление с сайта незаконного контента? Что такое «личные права»? Об этих и других проблемах охраны авторских прав рассказала в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» доцент департамента медиа НИУ ВШЭ Елена Шерстобоева.

Когда произведения «из Интернета» можно использовать бесплатно?

Почти 87% россиян сегодня убеждены в том, что все видео, фото и прочие материалы попали в Интернет абсолютно законно, следовательно, и пользоваться ими тоже можно совершенно легально. Однако очевидно, что это далеко не всегда так.  

По мнению Елены Шерстобоевой, наибольшее количество мифов концентрируется вокруг концепции «общественное достояние» и  главным образом они связаны с определением сроков действия авторского права. Международное соглашение в области авторского права, принятое в Берне (Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений), охраняет права 50 лет после смерти автора. Но в разных странах этот срок может быть разным. Например, в России закон охраняет права «70 лет с 1 января года, следующего за годом смерти автора».

Говоря о свободном использовании произведения, то есть использовании без согласия автора и выплаты вознаграждения, важно учитывать цели использования, объем использования, правомерность обнародования первоисточника (важно, чтобы контент не был выложен пиратами), а также обязательно указывать имя автора и источник.

Сейчас два самых популярных вида свободного использования — это цитирование и иллюстрирование. Чем одно отличается от другого? В одном из постановлений суда по интеллектуальным правам было сказано, что «иллюстрация — это дополнительный материал, усиливающий восприятие читателя, однако его отсутствие не сказывается в целом на информационной составляющей произведения. В то время как цитата является его неотъемлемой частью, то есть не может быть изъята из такого произведения без значительного причинения ему ущерба и искажения смысла».

По поводу цитирования произведений в законе сказано, что «цитировать можно в оригинале и в переводе и использовать строго в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора».

«Главное заблуждение людей связано с тем, что если они используют цитату в коммерческих целях, то необходимо заключать договор с автором. Нет. В законе ничего не говорится про коммерческие или не коммерческие цели. Брать чужой текст можно в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати. Объем определяет человек, который цитирует, сколько ему нужно, столько и берет», — пояснила лектор.

Любые манипуляции с чужим фото при помощи фотошопа и иных графических редакторов будут усугублять ситуацию для нарушителя

Использование фотографий, произведений или отрывков в качестве иллюстраций, разрешается только в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью. Причем учебный процесс предполагает обязательное наличие образовательного учреждения и образовательной программы. «Но если журналист, например, вместе со своей статьей про клонирование коз поместит фотографию козы, взятую без разрешения у стороннего фотографа, фотограф имеет все шансы выиграть иск с денежной компенсацией в размере от 1 до 3 миллионов рублей. Такой случай рассматривался в суде, и фотограф выиграл дело. Кстати, это довольно типичный случай. Поэтому лучше всего пользоваться зарекомендовавшими себя, очищенным от авторских прав фотобанками, лицензионые условия которых надо тщательно изучать. И помните, что помимо прав фотографа есть еще права того, кто изображен на фото (в случае изображения человека), и не всегда официальные фотобанки получают разрешения у моделей, а они могут потом предъявить вам вполне заслуженные претензии», — подчеркнула лектор.

Какие объекты в Интернете охраняются авторским правом?

В 99,9% случаях опубликованная в Интернете фотография охраняется авторским правом. «К примеру, если вы сфотографируете свое пианино и выложите в Интернет, такое фото будет охраняться авторским правом, даже если на нём не написано, кто автор, — рассказала лектор. — Подпись нужна лишь для того, чтобы вы легче смогли его найти. И если вы отрезаете подпись автора, чтобы затем использовать фото в своих целях, то это называется “удаление информации об авторском праве”. Это отдельное самостоятельное нарушение. Также любые манипуляции с чужим фото при помощи фотошопа и иных графических редакторов будут усугублять ситуацию для нарушителя».

Оригинальность, новизна и уникальность авторского произведения не являются критериями охраноспособности произведений. Елена Шерстобоева пояснила, что право охраняет произведение автора вне зависимости от его художественного достоинства, но не охраняет результаты, которые могут быть достигнуты параллельно, то есть людьми, работающими независимо друг от друга. Каждый раз, думая о защите своих прав, автор должен оценить, может ли быть достигнут такой же результат другим человеком.

Если нарушитель вывесил произведение автора на разных ресурсах, это будет считаться за одно нарушение, а вот если использовал 6 песен или фотографий – это уже шесть нарушений

Кроме этого, авторским правом охраняются отдельные части произведения (объекта). Например, помимо непосредственно видео, может охраняться звук, анимационный персонаж и так далее, но только в том случае, если он является самостоятельным результатом творческого труда, иными словами, если персонаж сам по себе является творческим произведением. «Однако идеи, сообщения о фактах, характеры литературных персонажей — не охраняются авторским правом, в противном случае мы пришли бы к полной монополии и убийству творчества. Создать в параллельном творчестве похожих литературных героинь возможно, но вот одинаково нарисовать анимационных персонажей — уже проблематично, именно поэтому они почти всегда охраняются авторским правом», — подчеркнула лектор.

Авторское право подразумевает под собой право, в частности, на контроль. Поэтому в случае переводов и иных переработок произведений разрешение автора —  условие обязательное. Такие модные в наше время фанфики — любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, кинофильмов, телесериалов, аниме, комиксов, компьютерных игр и так далее — прямое нарушение авторских прав, если, конечно, они созданы без письменного разрешения автора. «Переводы и переработки — охраняемые объекты, — отметила лектор. — Фанфик, в случае разрешения от правообладателя или автора, также охраняемый объект. То же самое верно и для различных экранизаций, ремейков, ремиксов, сиквелов и другое. Однако заимствование сюжетов и идей авторским правом никак не ограничивается».

Что такое смежные права?

Смежные права возникают в момент, когда некий объект авторского права кто-то намеревается использовать. Например, существуют права исполнителей авторского произведения — права музыканта, певца, актера. При использовании без разрешения автора и исполнителя конкретной песни человек нарушает авторское право и смежные права (права исполнителя).

Также к смежным правам относятся права режиссеров-постановщиков спектаклей, производителей фонограмм, права вещателей на передачи, созданные по их заказу, права составителей баз данных, публикаторов произведений (тот, кто первый опубликовал произведение уже после смерти автора) и так далее. Как правило, все смежные права аккумулируются у одной юридической компании или физического лица (например, индивидуального предпринимателя), который является правообладателем и выдает разрешения в письменной форме.

Когда в действие вступают личные, а когда исключительные права?

Личные права всегда очень тесно связаны с личностью автора. Личные права не имеют срока давности и действуют даже после смерти автора. К личным правам относится, во-первых, право на имя. Указывать имя автора при использовании чужого произведения нужно всегда. Во-вторых — право на неприкосновенность произведения. Нельзя без разрешения автора вносить в произведение какие-либо изменения. В-третьих — право на обнародование произведения (и право на отзыв). Право первый раз обнародовать свое произведение принадлежит автору. «К примеру, распространение пиратского фильма в Интернете до выхода официального релиза на территории, безусловно, гораздо большее нарушение, чем распространение того же пиратского фильма после даты официального релиза на территории страны», — подчеркнула лектор.

К исключительным правам относятся воспроизведение (копирование), распространение (продажа экземпляров), публичный показ, импорт оригинала или экземпляра, прокат оригинала или экземпляра, публичное исполнение (на сцене, в медиа, кино), доведение произведения до всеобщего сведения, право на перевод и другую переработку.

Как защитить свое произведение и получить компенсацию?

Авторские права возникают с момента создания автором произведения и не требуют обязательной регистрации своего интеллектуального труда. Однако депонирование произведений — процедура размещения копии произведения в специальном хранилище с выдачей документа о дате регистрации в Российском авторском обществе — производят на суды и другие проверяющие органы, по словам лектора, «волшебное впечатление». «Правоохранительные органы склоны этим бумажкам доверять, но с точки зрения юридической силы они подтверждают только то, что данное произведение существовало на определенную дату, и на эту дату был известен его автор», — подчеркнула лектор.

Факт удаления чужого контента (фото) с сайта не снимает ответственности за нарушение, но суд, безусловно, примет это во внимание

Для того чтобы бороться с нарушителями, в частности, выдвинуть требование Интернет-ресурсу заблокировать контент, автор или любой другой правообладатель контента должен иметь подтверждающие документы. В авторском праве существует три вида договоров. Это лицензия, договор отчуждения права и договор заказа. Если произведение создано в печатной форме, необходима подпись автора. В случае с аудиовизуальным произведением, у которого, как правило, есть три автора — автор сценария, режиссер-постановщик фильма и автор музыки — договоры должны быть подписаны со всеми тремя. Если с документами все в порядке, автор имеет право требовать заблокировать контент непосредственно у Интернет-ресурса, либо написать заявление в Мосгорсуд.

По словам лектора, компенсация за нарушение авторских прав зависит от того, какие права были нарушены. В сфере личных прав суммы будут небольшими, от 10 до 150 тысяч рублей, редко больше, так как в этом случае речь идет о возмещении морального вреда, а его доказать не так-то просто. А вот в случае исключительных прав суммы могут достигать 5 миллионов рублей за каждое нарушение — так полагается по закону. Нарушение обычно считается по произведениям, как отмечает Елена Шерстобоева. Если нарушитель вывесил произведение автора на разных ресурсах, это будет считаться за одно нарушение, а вот если использовал 6 песен или фотографий — это уже шесть нарушений. «Компенсацию за размещение на сайте чужой фотографии можно получить от 50 до 200 тысяч рублей. Сумма будет зависеть от многих факторов, например, производилось ли нарушение в личных или коммерческих целях, как долго длилось нарушение (один день или фото висело годами) и так далее. Факт удаления чужого контента (фото) с сайта не снимает ответственности за нарушение, но суд, безусловно, примет это во внимание», — подытожила лектор.

Вам также может быть интересно:

Возвращение к нормальности: к чему приведет легализация параллельного импорта

Прежние меры охраны интеллектуальной собственности и авторского права в нашей стране были чрезмерными и во многом были порождены успешным лоббизмом крупных компаний. Нынешние чрезвычайные экономические и политические обстоятельства облегчат переход к нормальному объему защиты интеллектуальной собственности (ИС). Параллельный импорт, разрешенный правительством в отдельных секторах, позволит промышленности и потребителям получать товары и продукты, официальные поставки которых ограничены санкциями. Эти темы обсудили эксперты в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции.

Всемирный разум: вначале будет слово, и это слово будет «Google»

Герберт Уэллс мечтал о создании всемирного разума — гигантской библиотеки, содержащий все знания человечества. Фильм Бена Льюиса «Google и всемирный разум», 17 октября завершивший III Фестиваль актуального научного кино «360˚» в ВШЭ, рассказал о проекте Google Books.

Авторское право versus современное сообщество

2 декабря в рамках Фестиваля мировых идей на факультете медиакоммуникаций Высшей школы экономики состоялась лекция основателя и пропагандиста всемирного движения за свободное обращение интеллектуальных достижений человечества Ричарда Мэттью Столлмана (Richard Matthew Stallman). Публикуем видео.

«Труды молодых исследователей по сравнительному праву» №1, 2011 г.

Опубликован новый номер журнала «Труды молодых исследователей по сравнительному праву» №1(10), 2011 г.

Веб-пространство: германские законы с «летучей компетенцией»

26 апреля на факультете права ВШЭ выступил начальник отдела информатизации управления финансов земли Бавария (Германия) Андреас Росс с докладом «Защита неприкосновенности частной жизни в Интернете: опыт Германии и Европейского Союза».