• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Высоцкий читал бы рэп, живи он в наше время»

Фото: noizemc.com/ Скут

Одним из хедлайнеров Дня Вышки станет музыкант Noize MC. Его тексты цепляют за живое, потому что он пишет обо всех и каждом в отдельности. В интервью Нойз рассказал о феномене популярности рэпа, о студенческих приключениях и о том, зачем талантливому человеку переезжать в мегаполис.

— Вы считаете себя в первую очередь поэтом или музыкантом? Кто пишет для вас музыку?

— Я скорее сонграйтер: музыку без текста или стихи без музыки я практически не сочиняю, за редчайшим исключением. Но, например, альбом «Hard Reboot» закрывает инструментальная композиция «Safe Mode» — помню, по этому поводу был смешной гневный комментарий в Интернете: «Это ж насколько надо быть тупым, чтобы даже текст не написать!».

Я, конечно же, не хочу выглядеть тупым в глазах взыскательных интеллектуалов из Сети, поэтому всё-таки пишу к своей музыке слова. Сочиняю порой и к чужой музыке — к примеру, в альбоме «Неразбериха» я много читаю на биты нашего командного диджея DJ StuFForD. Бит к песне «Бабки в шапку» написал Алексей «Профессор» Назарчук — барабанщик группы «Anacondaz». Во «Влиятельных покровителях» — музыка Сергея «РасКара» Познякова. И т.п. Всё это классического плана рэп-треки. Песни альтернативно-гитарного плана я сочиняю полностью сам.

— Как вам удается создавать столь злободневные тексты и так глубоко анализировать современное общество? Быть может, высшее бразование помогает?

— Не мне судить о глубине анализа и всё такое. Рад, что вам нравится. Образование точно не мешает, но лично я не люблю, когда автор демонстрирует свою эрудицию, а текст представляет собой нагромождение цитат и отсылок к чужим произведениям. Это всё декорации, спецэффекты — да, они способны выигрышно дополнить хороший сюжет, усилить драматический нерв, но с ними нельзя перегибать. Мне всегда интересно в творчестве увидеть живую эмоцию, личность и её любовь, боль, борьбу — а не список прочитанных книг, просмотренных фильмов, посещённых галерей.

Мне всегда интересно в творчестве увидеть живую эмоцию, личность и её любовь, боль, борьбу — а не список прочитанных книг, просмотренных фильмов, посещённых галерей

— Тем не менее ваши тексты «с двойным дном» —  вас не смущает, что смысл иной раз понятен не всем?

— Если пытаешься написать роман, наверное, стоит время от времени использовать сложносочинённые предложения и литературные приёмы. А то может получиться букварь или плакат. Букварь, конечно, понятней — но его все читали. Плакаты же рисуют по другим поводам, с иными целями.

— Вы человек Москвы или Питера? И есть ли между этими городами противостояние? На мой взгляд, это примерно та же граница, как между толстовцами и достоевцами.

— Москвы, конечно. Здесь моя семья. Я часто бываю в Питере, но там я всё равно в гостях. В противостоянии, о котором вы говорите, лично я никак не участвую. По мне, так это скорее некое шуточное соревнование, как вот сыновья мои дерутся: они это могут делать с очень грозными и серьёзными лицами, но на самом деле суть конфликта — ерунда.

— Какие коллаборации считаете самыми интересными и важными? Например, сотрудничество с современными поэтами, такими как Вера Полозкова.

— На мой взгляд, самая мощная наша коллаборация — это «Иордан», совместная песня как раз с питерской группой «Аtlantida project». О съёмках видео на эту песню недавно вышел мини-фильм на нашем youtube-канале: интересно, что в Ленинградской области мы нашли совершенно ближневосточный пустынный пейзаж. Есть совершенно противоположная по духу совместная работа «Чайлдфри» с Лизой «Монеточкой», тоже очень важный опыт для меня. Мне нравятся необычные «совместки», когда каждый из участников выходит из зоны комфорта и оказывается помещённым в нетипичный контекст. Трек с Верой Полозковой — хороший пример.

В каком-то смысле, рэп — это аналог бардовской песни

Сейчас мы готовим небольшую программу с моим преподавателем по классической гитаре — Евгением Алешниковым. Я учился у него в музыкальной школе, мы с его ребятами из оркестра народных инструментов разучиваем четыре моих песни для выступления в Белгородской филармонии 24 сентября — получается эпично, и я в предвкушении результата.

— Кто ваши поклонники?

— Самые разные люди. Разброс по возрасту — от 5 до 65. Я не шучу и не преувеличиваю. На моих концертах контингент от 15 до 30, но мы точно объединяем поколения. На рэп- и рок-концертах часто можно наблюдать типичную историю, когда несовершеннолетние фэны вынуждены тащить своих мам и пап в некий непонятный громыхающий ад — но на наших шоу последние пару лет ситуация обратная: родители сами приводят своих детей. Пишу я по-прежнему для своего круга. Такие песни, чтобы можно было на кухне под гитару спеть друзьям. Или зачитать под минус парням из группы в гастрольном автобусе. Моя музыка — мой способ общения с людьми.

— Вы поднимаете в песнях социальные и политические темы, в частности тему войны, критикуете Запад и власть вообще, и при этом участвуете в политике только косвенно. Можно ли вообще смешивать музыку и политику?

— С помощью музыки я всего лишь озвучиваю собственные взгляды на происходящее. Но самыми сильными, остающимися на многие годы в памяти людей, всё равно получаются песни глубоко личные, никак не связанные с актуальной повесткой. Мне не нужен чужой рупор, чтобы сказать то, что я думаю, — у меня и свой неплохой. У меня есть своё дело, которому я уделяю очень много времени и сил — и это далеко от политики.

Фото: noizemc.com/ Скут

— Почему жанр рэпа так сейчас популярен?

Рэп открывает огромные возможности для работы со словом. Позволяет в рамках трехминутного трека выдать полноценную литературную историю. В плане популярности, жанру на пользу, конечно, демократичные технические требования к автору/исполнителю: купил микрофон, скачал софт на компьютер — и вперёд. На то, чтобы собрать рок-группу и нормально отрепетировать песню живьём, может уйти больше времени, чем на сочинение и запись дебютного рэп-альбома. В каком-то смысле, рэп — это аналог бардовской песни.Высоцкий читал бы рэп, живи он в наше время.

— Как влияют технологии на продвижение современных музыкантов, как они зарабатывают помимо концертов?

— Когда я был подростком, основным источником музыкальной информации было MTV — уже тогда было понятно, что будущее за клипами. Сегодня правят бал YouTube и социальные сети. В России по-прежнему основным источником дохода остаются гастроли, так что с заработком технологии связаны лишь косвенно. Но зато теперь ты сам себе пиар-агент — это правильнее, честнее и интереснее.

— Вы считаете себя независимым музыкантом? В чем это выражается?

— Да, считаю. Мне никто не говорит, какую музыку я должен делать и как она должна звучать. Вам может нравиться или не нравиться результат, но мы с группой сделали это сами и сделали так, как хотели.

— Что сами слушаете и чем вдохновляетесь? Плейлист от Нойза.

Из новой музыки мне понравился альбом XXXTentacion «17» — неожиданно было услышать акустический инди-саунд и трип-хоповые баллады на дебютном большом релизе молодого рэпера. Из русскоязычного слушаю в основном хип-хоп: Anacondaz, Хаски, ATL, ЛСП. Слежу за сайд-проектами Басты, понравились три последних клипа Макса Коржа. Без видео я эти треки не прочувствовал, но вот как аудиовизуальная история — это очень круто. Ещё нравится Die Antwoord, иногда могу Bones послушать. Обожаю британский электронный дуэт Chase & Status — они для меня изобретатели жанра драм'н'бейс-баллады — песня «Кислотный дождь» с прошлогоднего альбома проекта «Царь горы» вдохновлена их творчеством. Из классики рэпа, рока и электроники я по-прежнему обожаю «Нирвану», Эминема, Prodigy и Beastie Boys. Ну, и Cypress Hill, Rage Against The Machine, Limp Bizkit, Linkin Park. Если брать рок 60-70-х, то, однозначно, Beatles и Led Zeppelin. Панк — Sex Pistols до Green Day. Люблю интересные мелодии, необычные гармонии, драйвовые риффы и качающие биты.

Собственно, в Сети есть клип на нашу песню «Общага» с альбома «Protivo Gunz» — там моя студенческая пора запечатлена в должном виде

— Расскажите о студенческих годах и о том, почему не захотели продолжить карьеру академического музыканта.

Я в какой-то момент понял: для того, чтобы добиться настоящего успеха в той музыке, которая меня искренне трогает, гораздо важнее переехать в мегаполис и стать независимым человеком, чем прожить ещё несколько лет с мамой в Белгороде, изучая классическую музыку. Вообще, положа руку на сердце, могу сказать, что теоретической базы, которую даёт музыкальная школа, более чем достаточно для написания музыки в любом современном жанре.

Что касается московского студенческого опыта, тут я вряд ли могу служить примером: занятия прогуливал, постоянно сочинял и записывал песни в общаге вместо того, чтобы корпеть над учебниками, тусовался на вписках и нередко упарывался в дрова. Собственно, в Сети есть клип на нашу песню «Общага» с альбома «Protivo Gunz» — там моя студенческая пора запечатлена в должном виде. В свою защиту могу сказать, что каждый раз перед сессией я брал себя в руки, выучивал весь объём материала и сдавал все «хвосты».

— Обязательно ли музыканту быть эпатажным?

— Нет! Обязательно быть талантливым и трудолюбивым. Ну, хотя бы талантливым. 

Вам также может быть интересно:

Как прошел День Вышки–2017. Фоторепортаж

14 сентября Высшая школа экономики в шестой раз провела свой главный праздник – День Вышки. Принять участие в нем могли не только студенты и сотрудники университета, но и все жители Москвы. Лекции, музыка, танцы, спорт, посвящение в студенты и лицеисты, дождь, солнце и радуга — вспоминаем, как это было.

День Вышки-2017.Live

Сегодня в парке Горького проходит День Вышки — главный праздник университета. В этом году он антиюбилейный – не потому, что проходит в «некруглый» шестой раз, а потому, что сама Вышка отмечает антиюбилей – 25 лет. Весь день мы будем вести на сайте трансляцию из парка, чтобы вы не пропустили даже те мероприятия,  где не смогли побывать лично.

5 новинок Дня Вышки–2017

Каждый год Вышка придумывает для своего главного праздника новые форматы и усовершенствует старые. Площадка специально для детей, научная битва, размышления о Вышке как о человеке и прямая трансляция самого важного на сайте ВШЭ — рассказываем о главных новшествах этого года.

«Радость ваша не только в учении, но и в общении»

8 сентября в пятый раз в парке Горького прошел День Вышки — праздник, благодаря которому все желающие могут окунуться в атмосферу нескучной университетской жизни. Рассказываем, как это было.

День Вышки-2016. Live

Сегодня в парке Горького в пятый раз проходит День Вышки — университетский и в тоже время общегородской праздник. Лектории, научная площадка, спортивные мастер-классы, интеллектуальные конкурсы и множество других мероприятий открыты для всех. Если вы пока не в парке Горького, следите за ними в нашей онлайн-трансляции. А присоединиться к празднику «вживую» можно в любой момент.

Герман Греф, Ольга Голодец и Исаак Калина выступят с лекциями в парке Горького

В этом году на Дне Вышки будет много лекториев. Помимо профессорского и англоязычного, посетителей праздника 8 сентября ждут Лекторий гостей Вышки и Лекторий Сбербанка.

День Вышки для спортивных

Занятия новым видом спорта благотворно влияют на мозг и развивают его не хуже традиционных интеллектуальных игр. А кому, как не студенту нужен светлый ум? Поэтому в Вышке действует множество спортивных клубов, которые будут представлены на площадке «Спорт и активный отдых».

День Вышки для первокурсников и абитуриентов

Начало учебы в вузе — совершенно новая жизнь, а чтобы стартовать удачно, студенту нужно разобраться в том, как работает университет и какие возможности предлагает ему Вышка. День Вышки породнит первокурсников с вузом в рамках специальной программы. Их родителей также ждут познавательно-развлекательные мероприятия.

День Вышки для людей со всего мира

В Вышке учатся студенты из более чем 20 стран и работают почти 200 научных сотрудников-иностранцев. В День Вышки в парке Горького будет открыта целая площадка для межкультурного общения на самые разные темы — от музыкальных особенностей до разрушения стереотипов о той или иной стране. Главными героями здесь, конечно, выступят иностранные студенты, и информацию о культуре разных стран можно будет получить из первых рук.

«В своих песнях я просто рассказываю истории»

Рома Зверь и группа «Звери» 8-го сентября выступят в Зеленом театре в рамках Дня Вышки и покажут свежий материал с нового альбома «Страха нет». В интервью Рома рассказал о том, как благодаря штукатурщице Свете стал музыкантом, как семейный рок-музыкант может контролировать градус безбашенности и чем он занимался в период ухода со сцены.