• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Высоцкий читал бы рэп, живи он в наше время»

Фото: noizemc.com/ Скут

Одним из хедлайнеров Дня Вышки станет музыкант Noize MC. Его тексты цепляют за живое, потому что он пишет обо всех и каждом в отдельности. В интервью Нойз рассказал о феномене популярности рэпа, о студенческих приключениях и о том, зачем талантливому человеку переезжать в мегаполис.

— Вы считаете себя в первую очередь поэтом или музыкантом? Кто пишет для вас музыку?

— Я скорее сонграйтер: музыку без текста или стихи без музыки я практически не сочиняю, за редчайшим исключением. Но, например, альбом «Hard Reboot» закрывает инструментальная композиция «Safe Mode» — помню, по этому поводу был смешной гневный комментарий в Интернете: «Это ж насколько надо быть тупым, чтобы даже текст не написать!».

Я, конечно же, не хочу выглядеть тупым в глазах взыскательных интеллектуалов из Сети, поэтому всё-таки пишу к своей музыке слова. Сочиняю порой и к чужой музыке — к примеру, в альбоме «Неразбериха» я много читаю на биты нашего командного диджея DJ StuFForD. Бит к песне «Бабки в шапку» написал Алексей «Профессор» Назарчук — барабанщик группы «Anacondaz». Во «Влиятельных покровителях» — музыка Сергея «РасКара» Познякова. И т.п. Всё это классического плана рэп-треки. Песни альтернативно-гитарного плана я сочиняю полностью сам.

— Как вам удается создавать столь злободневные тексты и так глубоко анализировать современное общество? Быть может, высшее бразование помогает?

— Не мне судить о глубине анализа и всё такое. Рад, что вам нравится. Образование точно не мешает, но лично я не люблю, когда автор демонстрирует свою эрудицию, а текст представляет собой нагромождение цитат и отсылок к чужим произведениям. Это всё декорации, спецэффекты — да, они способны выигрышно дополнить хороший сюжет, усилить драматический нерв, но с ними нельзя перегибать. Мне всегда интересно в творчестве увидеть живую эмоцию, личность и её любовь, боль, борьбу — а не список прочитанных книг, просмотренных фильмов, посещённых галерей.

Мне всегда интересно в творчестве увидеть живую эмоцию, личность и её любовь, боль, борьбу — а не список прочитанных книг, просмотренных фильмов, посещённых галерей

— Тем не менее ваши тексты «с двойным дном» —  вас не смущает, что смысл иной раз понятен не всем?

— Если пытаешься написать роман, наверное, стоит время от времени использовать сложносочинённые предложения и литературные приёмы. А то может получиться букварь или плакат. Букварь, конечно, понятней — но его все читали. Плакаты же рисуют по другим поводам, с иными целями.

— Вы человек Москвы или Питера? И есть ли между этими городами противостояние? На мой взгляд, это примерно та же граница, как между толстовцами и достоевцами.

— Москвы, конечно. Здесь моя семья. Я часто бываю в Питере, но там я всё равно в гостях. В противостоянии, о котором вы говорите, лично я никак не участвую. По мне, так это скорее некое шуточное соревнование, как вот сыновья мои дерутся: они это могут делать с очень грозными и серьёзными лицами, но на самом деле суть конфликта — ерунда.

— Какие коллаборации считаете самыми интересными и важными? Например, сотрудничество с современными поэтами, такими как Вера Полозкова.

— На мой взгляд, самая мощная наша коллаборация — это «Иордан», совместная песня как раз с питерской группой «Аtlantida project». О съёмках видео на эту песню недавно вышел мини-фильм на нашем youtube-канале: интересно, что в Ленинградской области мы нашли совершенно ближневосточный пустынный пейзаж. Есть совершенно противоположная по духу совместная работа «Чайлдфри» с Лизой «Монеточкой», тоже очень важный опыт для меня. Мне нравятся необычные «совместки», когда каждый из участников выходит из зоны комфорта и оказывается помещённым в нетипичный контекст. Трек с Верой Полозковой — хороший пример.

В каком-то смысле, рэп — это аналог бардовской песни

Сейчас мы готовим небольшую программу с моим преподавателем по классической гитаре — Евгением Алешниковым. Я учился у него в музыкальной школе, мы с его ребятами из оркестра народных инструментов разучиваем четыре моих песни для выступления в Белгородской филармонии 24 сентября — получается эпично, и я в предвкушении результата.

— Кто ваши поклонники?

— Самые разные люди. Разброс по возрасту — от 5 до 65. Я не шучу и не преувеличиваю. На моих концертах контингент от 15 до 30, но мы точно объединяем поколения. На рэп- и рок-концертах часто можно наблюдать типичную историю, когда несовершеннолетние фэны вынуждены тащить своих мам и пап в некий непонятный громыхающий ад — но на наших шоу последние пару лет ситуация обратная: родители сами приводят своих детей. Пишу я по-прежнему для своего круга. Такие песни, чтобы можно было на кухне под гитару спеть друзьям. Или зачитать под минус парням из группы в гастрольном автобусе. Моя музыка — мой способ общения с людьми.

— Вы поднимаете в песнях социальные и политические темы, в частности тему войны, критикуете Запад и власть вообще, и при этом участвуете в политике только косвенно. Можно ли вообще смешивать музыку и политику?

— С помощью музыки я всего лишь озвучиваю собственные взгляды на происходящее. Но самыми сильными, остающимися на многие годы в памяти людей, всё равно получаются песни глубоко личные, никак не связанные с актуальной повесткой. Мне не нужен чужой рупор, чтобы сказать то, что я думаю, — у меня и свой неплохой. У меня есть своё дело, которому я уделяю очень много времени и сил — и это далеко от политики.

Фото: noizemc.com/ Скут

— Почему жанр рэпа так сейчас популярен?

Рэп открывает огромные возможности для работы со словом. Позволяет в рамках трехминутного трека выдать полноценную литературную историю. В плане популярности, жанру на пользу, конечно, демократичные технические требования к автору/исполнителю: купил микрофон, скачал софт на компьютер — и вперёд. На то, чтобы собрать рок-группу и нормально отрепетировать песню живьём, может уйти больше времени, чем на сочинение и запись дебютного рэп-альбома. В каком-то смысле, рэп — это аналог бардовской песни.Высоцкий читал бы рэп, живи он в наше время.

— Как влияют технологии на продвижение современных музыкантов, как они зарабатывают помимо концертов?

— Когда я был подростком, основным источником музыкальной информации было MTV — уже тогда было понятно, что будущее за клипами. Сегодня правят бал YouTube и социальные сети. В России по-прежнему основным источником дохода остаются гастроли, так что с заработком технологии связаны лишь косвенно. Но зато теперь ты сам себе пиар-агент — это правильнее, честнее и интереснее.

— Вы считаете себя независимым музыкантом? В чем это выражается?

— Да, считаю. Мне никто не говорит, какую музыку я должен делать и как она должна звучать. Вам может нравиться или не нравиться результат, но мы с группой сделали это сами и сделали так, как хотели.

— Что сами слушаете и чем вдохновляетесь? Плейлист от Нойза.

Из новой музыки мне понравился альбом XXXTentacion «17» — неожиданно было услышать акустический инди-саунд и трип-хоповые баллады на дебютном большом релизе молодого рэпера. Из русскоязычного слушаю в основном хип-хоп: Anacondaz, Хаски, ATL, ЛСП. Слежу за сайд-проектами Басты, понравились три последних клипа Макса Коржа. Без видео я эти треки не прочувствовал, но вот как аудиовизуальная история — это очень круто. Ещё нравится Die Antwoord, иногда могу Bones послушать. Обожаю британский электронный дуэт Chase & Status — они для меня изобретатели жанра драм'н'бейс-баллады — песня «Кислотный дождь» с прошлогоднего альбома проекта «Царь горы» вдохновлена их творчеством. Из классики рэпа, рока и электроники я по-прежнему обожаю «Нирвану», Эминема, Prodigy и Beastie Boys. Ну, и Cypress Hill, Rage Against The Machine, Limp Bizkit, Linkin Park. Если брать рок 60-70-х, то, однозначно, Beatles и Led Zeppelin. Панк — Sex Pistols до Green Day. Люблю интересные мелодии, необычные гармонии, драйвовые риффы и качающие биты.

Собственно, в Сети есть клип на нашу песню «Общага» с альбома «Protivo Gunz» — там моя студенческая пора запечатлена в должном виде

— Расскажите о студенческих годах и о том, почему не захотели продолжить карьеру академического музыканта.

Я в какой-то момент понял: для того, чтобы добиться настоящего успеха в той музыке, которая меня искренне трогает, гораздо важнее переехать в мегаполис и стать независимым человеком, чем прожить ещё несколько лет с мамой в Белгороде, изучая классическую музыку. Вообще, положа руку на сердце, могу сказать, что теоретической базы, которую даёт музыкальная школа, более чем достаточно для написания музыки в любом современном жанре.

Что касается московского студенческого опыта, тут я вряд ли могу служить примером: занятия прогуливал, постоянно сочинял и записывал песни в общаге вместо того, чтобы корпеть над учебниками, тусовался на вписках и нередко упарывался в дрова. Собственно, в Сети есть клип на нашу песню «Общага» с альбома «Protivo Gunz» — там моя студенческая пора запечатлена в должном виде. В свою защиту могу сказать, что каждый раз перед сессией я брал себя в руки, выучивал весь объём материала и сдавал все «хвосты».

— Обязательно ли музыканту быть эпатажным?

— Нет! Обязательно быть талантливым и трудолюбивым. Ну, хотя бы талантливым. 

Вам также может быть интересно:

Наука, спорт, музыка: университет отметил День Вышки-2019

Отгремело событие, которое ждали всей Вышкой. И пока ещё свежи воспоминания о концерте Тимы Белорусских и Feduk, танцах, мастер-классах, лекциях и научных экспериментах, новостная служба портала фиксирует, как это было.

День Вышки в Парке Горького: лучшие развлекательные площадки

Университетская жизнь не ограничивается парами и научными конференциями. Музыка, творчество, спорт, волонтерство — День Вышки даст возможность познакомиться с внеучебными активностями и найти в университете единомышленников. Рассказываем, на каких площадках это можно сделать.

Лекции, мастер-классы, музыка, спорт: День Вышки в Парке Горького!

5 сентября Парк культуры превратится в большой университетский кампус, открытый для всех желающих. Отмечать здесь День Вышки – уже традиция: первый праздник прошёл в 2012-м. В прошлом году мероприятие посетили больше 70 тысяч человек, и среди них абитуриенты, студенты, преподаватели, москвичи и гости столицы. Этот год не станет исключением!

70–75 тыс.

человек посетило 13 сентября парк Горького, в котором проходил День Вышки. Это сравнимо с населением подмосковного города Егорьевск (около 74 тыс. человек) или чуть меньше, чем население московского района «Тверской» (около 77 тыс. человек).

Как прошел День Вышки–2018. Фоторепортаж (а также видео)

13 сентября мы в очередной раз отпраздновали День Вышки — праздник начала учебного года, после которого начинаются суровые учебные будни. Пересматриваем фотографии с праздника и переживаем заново лучшие моменты.

791,45

вышкоина пожертвовали вышкинцы студенческим проектам за первые дни работы краудфандинговой платформы.

День Вышки–2018.Live

Каждый год на один день Высшая школа экономики превращает парк Горького в университет в миниатюре. Лекции, мастер-классы, знакомство с работодателями, спорт, музыка, модный показ — в День Вышки все это доступно не только для студентов университета, но и вообще для всех желающих. До вечера мы ведем трансляцию из парка для тех, кто пока не присоединился к нашему празднику лично.

Дискуссионная программа Музея «Гараж» на Дне Вышки

Не так давно Высшая школа экономики и Музей современного искусства «Гараж» создали совместную базовую кафедру, запустили курс для студентов бакалавриата и не думают на этом останавливаться. Совместные программы и большие проекты встречаются у университетов и самых различных организаций все чаще, растет и число заказов на научные работы в интересах бизнеса, власти, НКО и культурных центров. Музей «Гараж» и ВШЭ решили использовать площадку Дня Вышки для того, чтобы обсудить вопросы таких взаимодействий: зачем компаниям приходить в университеты, как глубоко в образовательный процесс можно допускать неуниверситетских партнеров, зачем заказывать целые научные исследования перед запуском нового продукта  и многое другое.

Территория «Сбербанка» на Дне Вышки

Уже не первый год День Вышки проходит в партнерстве с ПАО «Сбербанк». Университет и банк сотрудничают давно и плодотворно: в подготовке кадров, в исследовании технологических трендов, в апробации инноваций, потому совершенно логично, что и главный праздник вышкинцев мы организуем вместе.

«Мы были очень хорошими, вежливыми, прилежными студентами. Нас отчисляли всего лишь по одному разу»

В этом году одним из хэдлайнеров на большом вечернем концерте в День Вышки станет группа «Хлеб». Солист группы Кирилл Трифонов ответил на вопросы новостной службы ВШЭ, вспомнил студенческие годы и дал нынешним студентам несколько советов, основанных на личном опыте.