• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Чтобы говорить о сторителлинге, русский человек должен сначала научиться отвечать на вопрос "Как дела?"»

В Москве прошел ежегодный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ при поддержке Агентства инноваций города Москвы. В первой дискуссии на тему «Сторителлинг. Как говорить, чтобы быть услышанным» приняли участие хедлайнеры фестиваля и эксперты медиаиндустрии. Они поделились личными историями успеха и мыслями о будущем сторителлинга.

Начиная дискуссию, генеральный продюсер фестиваля Telling Stories и заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Татьяна Ривчун рассказала, что одна из главных задач факультета состоит в том, чтобы научить студентов «рассказывать» истории. Она предложила спикерам поделиться их собственными жизненными и карьерными историями и ответить на вопрос, откуда вообще берутся истории и как можно научиться (и научить) их создавать.

«Я на самом деле верю, что истории фиксируют нашу жизнь и определяют то, кем мы являемся», — считает Намгей Зам, независимая журналистка, медиа-тренер и исполнительный директор Ассоциации журналистов Бутана. Она уверена, что, рассказывая собственную историю, необходимо быть честным и откровенным с самим собой и внимательным к своей индивидуальности.   

По мнению продюсера и президента фонда «Академия российского телевидения» Александра Акопова, для того, чтобы рассуждать о развитие индустрии, каждому из нас необходимо научиться рассказывать о себе и собственной жизни открыто и без стеснения. «Я постоянно разговариваю об историях, потому что мы занимаемся этим на ежедневной основе. Есть одна серьезная проблема, с которой сталкиваются люди, желающие быть true to yourself. Это проблема культуры — не только русской, а, скорее, европейской. Мы прекрасно знаем, что любой американец, будь то школьник, электрик или Стивен Спилберг, легко рассказывает о себе. Это нормально. Для нашей культуры, к сожалению, нормально сидеть в углу и ждать, пока вам дадут слово. Это одна из главных проблем, которые существуют в нашем обществе, поэтому для того, чтобы начать говорить о сторителлинге, русский человек должен сначала научиться отвечать на вопрос "Как дела?". Если мы сегодня начнем этим заниматься, возможно, через 30-40 лет наши дети и внуки поймут, что рассказывать о себе — не стыдно, потому что это нормальный способ выживания в окружающем мире».

Рассказывание историй — это, наверное, единственный способ хоть как-то ответить на вопросы и хоть что-нибудь понять

Дать людям рассказать о себе — именно так звучала идея проекта lookatme.ru, который возник 12 лет назад. Его, а также издания The Village, Furfur, Wonderzine и Hopes&Fears, придумал Василий Эсманов — ныне медиаэксперт и сооcнователь бюро MAKE SENSE. «Меня всегда интересовала история как самый надежный «транспорт» для передачи веры и убеждений, — сказал он. — Сейчас мы все вынуждены задавать вопросы о том, кто мы такие, кто мы друг другу и что с нами будет. Рассказывание историй — это, наверное, единственный способ на эти вопросы хоть как-то ответить и хоть что-нибудь понять».

Рассказыванием историй активно увлечены не только различные медиа, но и индустрия моды. По словам Анзора Канкулова, журналиста, креативного директора фестиваля Telling Stories и руководителя направления «Мода» Школы дизайна ВШЭ, в мире дизайна слово «сторителлинг» сейчас тоже крайне актуально: «Для меня история — это создание мира, и он может создаваться разными способами. А благодаря современным технологиям стало возможным создание не просто истории, а нового мира, вселенной, в которую ты можешь погрузиться через визуальные образы и объекты».

Историей собственной жизни со слушателями поделился хедлайнер фестиваля Йонас Кьелльберг, сооснователь компании Skype, основатель Player: IO, инвестор, автор нескольких книг и преподаватель программ MBA в Стэнфордском университете и Стокгольмской школе экономики. Он рассказал о множестве проектов, идей и стартапов, в которых он принимал участие в качестве инвестора или создателя. По его словам, из 50 компаний, к созданию которых он был причастен, многие не выжили, а другие процветают, хотя в их успех никто особенно не верил (Например, компании «Lamoda» и «Авито»). Кроме этого, он стал преподавателем, выпустил несколько книг и все время занимался тем, что было ему по-настоящему интересно. «Мы часто слышим вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Я до сих пор не знаю, кем буду, когда вырасту, — признался он. — Моя мама очень разочарована во мне, потому что думает, что у меня нет нормальной настоящей работы. Она говорит: «Ты не можешь просто ездить по миру и разговаривать, это плохой пример для твоих детей. Посмотри на твоего брата, он работает в большом банке». Я правда не знаю, кто я, чем я занимался до этого, но знаю, чем я хочу заняться завтра. Я хочу работать с людьми, которые мне нравятся. И я посоветовал бы каждому пробовать и делать то, что хочется».

Американский кинорежиссер и оператор (сериалы «Игра престолов», «Клан Сопрано», «Секс в большом городе», «Черные паруса» и многие другие) Алик Сахаров стал хедлайнером фестивального направления «Кино», а еще встретил в Москве свой день рождения. Отвечая на вопрос, он рассказал: «Прежде всего, нужно понимать, что именно вы хотите сказать. Это цель должна быть четко выражена если не для всех, то для вас. Вы должны знать, к чему вы бежите. Режиссер — это человек, который несет факел, это лидер, за которым будет следовать команда. Если вам есть, что сказать, следуйте этому и старайтесь быть честны с собой».

Вам также может быть интересно:

На фестивале Telling Stories расскажут об актуальных мировых медиа-трендах

17 и 18 мая в Москве пройдет ежегодный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ. Гости фестиваля посетят паблик-ток с голливудским режиссером, узнают, как создать собственное успешное микромедиа, увидят театральный перформанс студентов Вышки и многое другое. Вход на все мероприятия бесплатный.

Вышка во второй раз проведет фестиваль Telling Stories

17 и 18 мая в «Цифровом деловом пространстве» пройдет второй ежегодный фестиваль факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ — Telling Stories. Его участниками станут известные режиссеры, продюсеры, фотографы, кураторы международных проектов и авангардные дизайнеры.

В НИУ ВШЭ открывается англоязычная программа, посвященная производству новостей

Магистерская программа «Производство новостей в международной среде», первый набор на которую пройдет летом 2019 года, расскажет о нестандартных подходах освещения мировых событий и обучит новым медиа-технологиям. О партнерах и возможностях новой программы рассказывают академический руководитель Олег Дмитриев и творческий руководитель, генеральный директор телеканал RT Алексей Николов.

В Вышке появился Центр цифровых культур и медиаграмотности

Центр займется разработкой, исследованием и продвижением тем, связанных с медиа-информационной грамотностью, и станет онлайн- и офлайн-площадкой для обсуждения новых трансмедийных и иммерсивных практик в цифровой среде. Также он продолжит работу по созданию различных культурных и образовательных проектов, которая уже успешно ведется на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ.

Вышка стала официальной площадкой презентации доклада ЮНЕСКО о свободе СМИ в мире

В Высшей школе экономики прошла презентация доклада ЮНЕСКО «Глобальные тенденции в области свободы выражения мнений и развития СМИ». Она стала поводом обсудить ситуацию с журналистикой, а также увеличивающийся разрыв между традиционными регуляторами и современными потребителями медиаресурсов.

7 причин прийти на Telling Stories Fest

С 23 по 25 апреля легенды и восходящие звезды мировой креативной индустрии соберутся в Москве на Telling Stories Fest — фестивале факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. Рассказываем, почему это событие нельзя пропустить.

Микролидеры Instagram

Личная привлекательность, качественные фотографии, интересные тексты, вовлеченность в коммуникации с аудиторией и компетентность — главные составляющие успеха микролидеров Instagram. Это подтвердилось в ходе исследования, посвященного влиянию популярных пользователей социальной сети на решения потребителей о покупке товаров и услуг.

Информационная перегрузка

Варвара Чумакова о том, как выжить в современной медиасреде.

Студенты ВШЭ превращают книги и музеи в трансмедийные истории

Два года подряд студенты магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» в тесном сотрудничестве с экспертами издательского и музейного дела, а также преподавателями департамента медиа НИУ ВШЭ переосмысливают роль печатной книги и традиционные задачи российских музеев. Некоторые из их книжных проектов были представлены на ярмарке Non-fiction в этом году, а музейные проекты будут реализованы в публичной сфере.

Вселенский ажиотаж

Как мы снова поверили в космос.