• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

GR-таланты, или педагогика бессильна

Мастер-класс под названием "Как сделать успешную карьеру в Government Relations", организованный при поддержке журнала о лоббизме и GR "Lobbying.ru", провел 26 февраля в ГУ-ВШЭ Кирилл Бабаев.

Бизнес-коммуникации бывают двух видов: как бы наружу и как бы вовнутрь. То, что как бы наружу, называется PR (public relations) — это для народа, для публики. То, что как бы вовнутрь, называется GR (government relations) — это для правительства и других государственных административных структур, чиновников, клерков и служащих.

Мастер-класс под названием "Как сделать успешную карьеру в Government Relations", организованный при поддержке журнала о лоббизме и GR "Lobbying.ru", провел 26 февраля в ГУ-ВШЭ Кирилл Бабаев.

Во вступительном слове модератор мероприятия, доцент кафедры политического консалтинга и избирательных технологий ГУ-ВШЭ Павел Толстых сообщил присутствующим, что данный мастер-класс — первый из серии, посвященной практике GR-деятельности в России и за рубежом, и что занятия будут проводиться ведущими российскими специалистами в этой области. Кроме того, уже в ближайшее время у проекта появится собственная телеверсия, подтверждением чему служила видеосъемка мероприятия.

Для справки

Кирилл Бабаев в 2000 г. окончил МГИМО. С 1999 по 2001 г. работал в группе "Сибирский алюминий". В 2001 г. стал вице-президентом группы "Еврохим". С 2003 по 2004 г. — руководитель департамента по информационной политике и связям с общественностью правительства Мурманской области. В настоящее время в качестве старшего вице-президента ALTIMO курирует стратегию и реализацию внешних связей компании. Владеет английским, немецким, французским, японским, корейским и литовским языками.

Автор (под псевдонимом Алексей Санаев) книг о пиаре и избирательных технологиях в России.

Компания ALTIMO создана в 2005 г. для управления международными инвестициями консорциума "Альфа Групп" в области телекоммуникаций. Рыночная капитализация активов ALTIMO составляет в настоящее время свыше 30 млрд. долларов США.

Основными задачами GR Кирилл Бабаев назвал создание благоприятного имиджа компании в среде политической элиты, взаимодействие с государственными компаниями, выстраивание отношения с регулирующими органами, решение судебных вопросов, выход на новые рынки.

Раскрывая указанные тезисы, докладчик подробно остановился на специфике российских взаимоотношений между бизнесом и властью. Особенность ситуации, по мнению Бабаева, состоит в том, что любую бизнес-проблему можно решить двумя способами:

  • напрямую договариваясь с потребителями, поставщиками и другими участниками процесса;
  • договариваясь с госорганами, имеющими рычаги влияния на рыночные отношения.

Второй путь докладчик назвал более эффективным, поскольку вес и влияние госорганов, регулирующих ту или иную отрасль в России, больше, чем вес и влияние всей регулируемой отрасли в целом.

Кирилл Бабаев
кирилл Бабаев
Как правило, для достижения своих целей компании используют ресурс чиновников из профильных министерств и ведомств. Например, банки обращаются к министерству финансов, агрофирмы — к министерству сельского хозяйства, связисты — к министерству связи и т.д. Иными словами, наиболее активная лоббистская деятельность ведется там, где принимаются конкретные решения.

Рассуждая о правоотношениях, Бабаев отметил, что любая уважающая себя компания почти всегда находится в состоянии разного рода судебных тяжб и разбирательств — то затухающих, то разгорающихся. Причем в России судебные решения часто принимаются не в судах, а в других инстанциях — "где-то в пределах Бульварного кольца", как выразился докладчик. Соответственно, GR помогают наладить контакт с людьми, которые принимают решения, касающиеся судов, и повлиять нужным образом на исход юридических разбирательств.

Что касается выхода на новые рынки, то без грамотной GR-кампании сложно рассчитывать на успех. Ни один крупный коммерческий проект не обходится без участия государства, хотя и реализуется частными компаниями.

Дихотомия Запад-Восток

Очертив основные задачи джиара, Кирилл Бабаев перешел к обсуждению базовых принципов и особенностей GR-работы на Западе и на Востоке.

На Западе суть деятельности джиарщика заключается в проведении множества встреч с людьми, влияющими на формирование мнения (общества и правительства) о том или ином бизнес-проекте. Такую деятельность Бабаев обозначил английским термином networking, не имеющим, по его словам, адекватного перевода на русский язык.

На Востоке же основная функция специалиста по джиар — непосредственное финансово-материальное стимулирование участников процесса принятия решений (а попросту — эффективная раздача взяток). Докладчик обратил внимание на то, что, возможно, такая модель и менее эффективна по сравнению с западной, но именно ей следуют 90% человечества, и в большинстве случаев считают это нормальным. "Все эти люди считают, что совершенно нормально давать человеку взятку, потому что у него очень маленькая зарплата".

Павел Толстых
Павел Толстых
Интересно, что формальное положение и реальное влияние чиновника (или человека без поста) на Востоке никогда не совпадают. Часто ключевыми фигурами оказываются родственники и знакомые руководителя государства, но случаются и более витиеватые схемы. Поэтому для начала необходимо тщательно проанализировать правящую элиту и выявить, кто именно участвует в принятии решений.

Практическая GR-деятельность на Востоке начинается с поисков агентов влияния — людей, которые, в конечном счете, приведут к человеку, принимающему решения. Такие поиски требуют времени, средств и терпения, однако в результате, как правило, выводят на необходимых людей.

Если же компании (например, российской) приходится вступать в судебное разбирательство, то на Востоке его вести гораздо проще, чем на Западе — именно благодаря возможностям джиар. Законы на Востоке, как правило, трактуются творчески, что при соответствующем навыке позволяет добиваться необходимых результатов, даже если цели компании противоречат конституции государства.

В целом джиар-деятельность на Востоке требует гораздо больше фантазии и творческих усилий, чем на зарегулированном Западе.

Самое важное

Фантазия, умение импровизировать, творческий подход, по мнению Кирилла Бабаева, вообще являются ключевыми факторами для достижения успеха в government relations. И этому совершенно невозможно научить, как нельзя научить интуиции, обаянию, находчивости и здоровому авантюризму — качествам, без которых, как представляется, в GR тоже делать нечего. Выходит, специалистом по GR можно только родиться?

Виктор Пушкин, Новостная служба портала

Фото Виктории Силаевой

Вам также может быть интересно:

Егорова-Гантман Е. В. В тумане войны. Наступательные военные коммуникативные технологии. М.: «Никколо М», 2010

В книге «В тумане войны. Наступатльные военные коммуникативные технологии» с точки зрения психологии и теории коммуникации анализируются информационные операции в отношении противника, нацеленные на разрушение процесса принятия решения его военным и политическим руководством. Данный анализ военных технологий в области информационных операций полезен для всех, кто изучает эти вопросы профессионально, — военных и гражданских PR-специалистов, психологов, политологов, конфликтологов.

The Baltic PR Weekend: за нами Москва!

10 сентября в Санкт-Петербурге открылась седьмая международная студенческая конференция The Baltic PR Weekend, в которой впервые принимает участие ГУ-ВШЭ. Интересы Alma Mater на конференции представляют студенты факультета прикладной политологии.

Новый русский антрепренер

На семинаре, прошедшем 13 февраля под эгидой кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ, потенциальным бринам и гейтсам особенно повезло с докладчиком. Им стал Александр Галицкий — пожалуй, самый известный на Западе русский IT-антрепренер и венчурный инвестор. Г-н Галицкий объяснил, каких ошибок следует избегать на пути превращения хорошей идеи в успешный бизнес.