• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономическое образование в России: от Адама Смита и ситцевого капитализма до отца русской авиации

Практическая академия, 1900 г.

Практическая академия, 1900 г.
© PastVu

В начале XIX века во всех российских университетах уже действовали кафедры политической экономии. Но к тому времени сформировалась насущная потребность в практически ориентированных предметах. В декабре исполняется 210 лет с момента утверждения устава Московской практической коммерческой академии, которая позже располагалась в Доме Дурасова, где сейчас находится Вышка. От этого события принято начинать отсчет появления высшего экономического образования в России. Об этом новостной службе портала рассказывает профессор факультета экономических наук Георгий Гловели.

Как Вы охарактеризуете время, ситуацию в стране, когда начало формироваться регулярное экономическое образование?

Это было время серьезных реформаторских начинаний, с одной стороны, охвативших довольно широко сферу образования, с другой стороны, – затронувших интересы делового мира. К московскому университету тогда добавилось еще сразу пять в разных городах империи, включая Петербургский, основанный как Главный педагогический институт, плюс несколько первых лицеев – царскосельский, демидовский в Ярославле, ришельевский в Одессе.  А по инициативе министра коммерции, графа Н. П. Румянцева, человека из ближайшего окружения императора Александра I, в 1807 году был издан царский манифест «О дарованных купечеству новых выгодах». Вводились Бархатная книга купеческих родов, почетные звания первостатейного купца и коммерции советника.

Георгий Гловели на церемонии вручения наград вуза и ведомств
© Высшая школа экономики

Что тогда преподавали в рамках экономической науки?

Иностранцы отмечали, что во всех российских университетах учреждены кафедры политической экономии, которых на Западе, между прочим, тогда было раз, два и обчелся. Преподавание велось в соответствии с учением Адама Смита, чей знаменитый трактат «Богатство народов» был опубликован в русском переводе за счет правительства.  Однако следует заметить, что излагалась смитовская политическая экономия довольно абстрактно и выглядела оторванной от реальных потребностей российского делового мира. Таковой же была признана и постановка образования в первом коммерческом училище в стране, основанном еще в 1772 г. при Московском воспитательном доме с благоволения Екатерины II, а в 1800-м перенесенном в Петербург и переименованном в Императорское.

К началу нового века выяснилось, что лишь один из восьми выпускников училища посвятил себя коммерции; таким образом, не достигалось цели подготовки образованных людей для поприща российской торговли
 

Причина была в низком удельном весе специальных, практически ориентированных предметов при широком круге общеобразовательных дисциплин.

Этот недостаток рассчитывали преодолеть в новом учебном заведении просвещенные круги московского купечества и выразивший их интересы систематизатор и искушенный практик деловой математики Карл Арнольд, автор «Карманной книги для купцов и банкиров по бухгалтерскому учету» и «Самоучителя бухгалтерии». Его инициатива создания коммерческого пансиона в 1804, поддержанная московским купечеством и министром коммерции Румянцевым, в итоге реализовалась в Московской практической коммерческой академии. Ее устав был утвержден Александром I в конце 1810 года.

Дом Дурасова, 2020 г.
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Первоначально в академию приняли 30 учащихся; было решено не ограничивать круг воспитанников пансионерами, то есть проживающими в самом учебном заведении на полном обеспечении, но и привлекать «своекоштных» (обучающихся за свой счет) и экстернов. За первое десятилетие существования число учащихся в академии возросло до ста, однако из-за накапливающихся проблем к концу царствования Александра I в 1825 г. сократилось вдвое. 

Как финансировалась академия?

Поскольку академия не была казенным учебным заведением, правительство не финансировало ее, а средств, собираемых московским купечеством через Общество любителей коммерческих знаний, оказалось недостаточно. Надо учитывать, что московское купечество понесло урон не только от нашествия армии Наполеона, когда в первопрестольной сгорело около 600 фабрик, а имущество академии погибло вместе с ее первым зданием. Но и от грубых ошибок министерства финансов в таможенной политике 1819-1822 гг. Кроме того, после войны возросло число обучающихся в академии «бедных сирот купеческих и мещанских». Лишь постепенно был найден оптимальный баланс бесплатного и платного обучения, чтобы благодаря деньгам от «своекоштных» академия смогла снова расширяться.

Как власти относились к появлению коммерческой академии?

Сменивший на троне Александра I его суровый брат Николай I был сторонником жестких сословных рамок, а всем видам образования предпочитал военное. Известно, например, что его с трудом удалось отговорить от намерения преобразовать демидовский лицей в Ярославле в кадетский корпус. Поэтому, хотя царь и его министр финансов Е. Ф. Канкрин понимали потребность в кадрах для финансовой системы и расширяющегося мануфактурного производства, неказенное коммерческое учебное заведение расположением у власти не пользовалось.  Любопытна история с «Речью о купеческом звании», произнесенной в Московской практической коммерческой академии известным историком и журналистом Николаем Полевым, сыном одного из руководителей Российско-американской компании. Полевой был, пожалуй, первым идеологом российского «третьего сословия», настаивал на большой социальной значимости купечества. Но в своем велеречивом выступлении по случаю учреждения нового сословия потомственных почетных граждан он заверял царя в верноподданнической благонамеренности купечества, вполне отвечающей самодержавному сословному строю. На царя это не произвело впечатления – вскоре он распорядился закрыть знаменитый журнал Полевого «Московский телеграф».

Николай I не желал, чтобы образование было социальным лифтом; царь стремился свести на нет проникновение выходцев из простонародья в ряды дворянства, рассчитывая, что новое сословие потомственных почетных граждан ограничит возвышение социального статуса успешных купцов

Поэтому в годы правления Николая I ограниченным оставалось и число учащихся Московской практической коммерческой академии, несмотря на приобретение ею нового роскошного здания, ныне оно входит в комплекс зданий НИУ ВШЭ на Покровском бульваре.

Что поменялось в годы реформ Александра II?

Они оказались благоприятны для образовательных новшеств вообще и, в частности, для Московской практической академии коммерческих наук – так она теперь стала называться.  Следует сказать, что к эпохе раскрепощения в московской и соседних с ней губерниях великорусского центра сложился довольно внушительный круг «ситцевого капитализма».  Богатые купцы вкладывали свои накопления в текстильные, особенно хлопчатобумажные фабрики, производившие ткани для массового внутреннего потребителя. Текстильные фабриканты, оснастившие свои фабрики новейшим импортным оборудованием, нуждались при этом и в новых российских технологиях, и соответствующих кадрах, связанных, например, с крашением тканей. И московское купечество, жаловавшееся на слабую связь классической науки с промышленностью, стало возлагать надежды в подготовке таких кадров именно на практическую академию коммерческих наук, тем более что попытка ввести технологические дисциплины в преподавание в Московском университете тогда оказалась неудачной.

Поставленную задачу усиления прикладного технологического характера образования в Московской практической академии коммерческих наук смог разрешить ее новый руководитель Модест Киттары. Ученик первого в XIX в. русского химика мирового значения, профессора Казанского университета Н. Н. Зинина, Киттары переехал в Москву. Он тесно общался с ее известными предпринимателями Гучковыми, Прохоровыми, Крестовниковыми, Эмилем Цинделем и другими. Благодаря эффективной деятельности Киттары стало широко практиковаться направление провинциальных купеческих сыновей в академию на технологическую и коммерческую выучку, и 1860-1870-е гг. можно считать временем расцвета Московской практической академии коммерческих наук. Среди ее лучших выпускников того времени, медалистов – целый ряд коммерсантов, сыгравших затем видную роль не только в торгово-промышленной, но и в общественной жизни таких центров деловой активности, как Нижний Новгород, Иваново-Вознесенск, Пермь и других. Но особо я бы выделил среди выпускников академии «эпохи великих реформ» вологодского купца Христофора Семеновича Леденцова, который в 1907 году завещал свое состояние на Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений.

Кто из известных русских ученых преподавал в академии?

Наверное, на первое место надо поставить «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского, который почти полвека – с 1872 и до 1920 г. – преподавал в Московской практической академии коммерческих наук практическую механику.  Кстати, именно Жуковский председательствовал на первом всероссийском съезде изобретателей, организованном при активном участии Леденцовского общества в Москве осенью 1916 г.

А из выпускников конца XIX – начала ХХ веков кто прославил академию?

Надо оговориться, что к тому времени за успешным обучением в академии, как правило, следовало продолжение образование в ведущих вузах Москвы и западных университетах.  Так было и со знаменитыми московскими фабрикантами братьями Рябушинскими, большинство из которых закончили академию, причем с медалями. Самый младший из братьев Дмитрий учился в академии у Жуковского и вскоре после окончания при поддержке учителя основал в своем подмосковном имении Кучино первый в мире Аэродинамический институт. Деятельность этого института, как и семейные бизнесы Рябушинских, включая первый в России автозавод АМО, прервала революция 1917 г.

Однако среди выпускников академии были и те, кто снискал впоследствии славу в Советском Союзе, причем самые известные из них тоже братья – архитекторы Веснины и химики Спицыны.  Повторю, что для всех из них образование не закончилось Московской практической академией коммерческих наук.  И история ее знаменитых выпускников дает интересную пищу для современных раздумий о непрерывном образовании.

Беседовал Павел Аптекарь