• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я всегда хотела работать в Вышке»

Елизавета Вакатова

Елизавета Вакатова
Фото из личного архива

Третьекурсница факультета права, стажер-советник ректора Вышки Елизавета Вакатова реализует проект по оценке фактического воздействия локальных нормативных актов, касающихся академических норм. О цели проекта, важности быть честным в академической жизни и своих планах на будущее студентка рассказала новостной службе портала.

О проблеме нечестности в университете и академическом сообществе

Наверняка большинство вышкинцев знают о существовании Правил внутреннего распорядка обучающихся (ПВРО) — главном нормативным документе университета для студентов. К этому акту был принят ряд приложений, в том числе Порядок применения дисциплинарных взысканий при нарушениях академических норм в учебных работах. В этом документе определены три основных вида академических нарушений: списывание, подлог и плагиат. Также к нарушениям в Порядке отнесены фабрикация данных, использование подсказок и двойная сдача работы.

Работая в правовом комитете Студенческого совета Вышки, мы с коллегами замечали: и среди студентов, и среди преподавателей нет единого понимания о том, что такое «нарушения академических норм» и как их необходимо предотвращать и пресекать. Мы видели, что существуют определенные закономерности, колебания по числу проступков в разных подразделениях и неоднородные причины и последствия дисциплинарных проступков.

В целом в российском академическом сообществе и в особенности среди студентов мы наблюдаем высокую толерантность к нарушению академических норм

Списывание на контрольной или несколько заимствований без ссылок на источники в курсовой зачастую не воспринимаются как серьезное нарушение. Также мы знаем, что в большинстве российских университетов не принято проверять письменные работы на некорректные заимствования. В то же время довольно очевидно, что подобные практики искажают образовательные результаты студентов, не дают адекватного представления об их успеваемости и препятствуют подготовке высококвалифицированных научных сотрудников.

О цели проекта

Когда мне предложили реализовать какой-либо проект в рамках работы в аппарате ректора, я отталкивалась именно от важности изучения нарушений в академической сфере как от вопроса, в котором имею определенный опыт. Помощник ректора Иван Чернявский направил меня в нужном направлении: подсказал, что такой проект можно реализовать в форме оценки регулирующего воздействия.

В Высшей школе экономики уже есть институционализированная система предотвращения нечестного поведения в академии. Поэтому сейчас мы должны разработать механизм оценки ее эффективности, внести изменения, если это будет необходимо, и предложить другим российским вузам подобные механизмы перенять.

Главная цель проекта — разработать методику оценки фактического воздействия (то есть, эффективности) нормативных актов университета. Выявить, все ли мы как университет делаем правильно, эффективно ли расходуем наши ресурсы в этом направлении. За этот год мы планируем не только разработать такую методику, но провести соответствующий анализ полученных данных и сделать первые шаги в реализации мер, которые будут выявлены как наиболее эффективные.

Об этапах работы и команде проекта

Проект по оценке фактического воздействия локальных нормативных актов рассчитан на один год. Всего я определила четыре этапа его реализации. Сейчас я нахожусь на первом из них — консультации с профильными подразделениями и лабораториями, планирование последующей работы и первичные исследования (в первую очередь, изучение международных методик оценки фактического воздействия). Работа идет активно: для такого крупного проекта необходимо проконсультироваться с большим количеством сотрудников Вышки, работающих по данному направлению. Со стороны администрации ВШЭ мне помогают многие сотрудники и подразделения, в первую очередь, Дирекция по правовым вопросам.

Команды у меня еще нет, но в ближайшее время на Ярмарке проектов появится форма для студентов, которые смогут принять участие в проекте. Для меня неважно, на какой образовательной программе будут учиться мои единомышленники, главное — интерес к теме проекта и исследованиям/работе в сфере права, социологии и образования.

После завершения первого этапа нас ждет проведение качественного исследования, его анализ и разработка предложений по решению выявленных проблем и, наконец, последний этап — реализация разработанных предложений и подведение итогов проекта.

О работе в Вышке и планах на будущее

Для меня должность стажера-советника стала отличной возможностью: во-первых, я искала регулярную работу, во-вторых, всегда хотела работать в Вышке.

Признаюсь, работа мечты для меня - это Лицей НИУ ВШЭ, который я сама когда-то закончила

Надеюсь, в ближайшие годы мне удастся устроиться туда преподавателем юриспруденции и обществознания. Есть планы и на магистратуру: буду поступать на программу «История, теория и философия права» в Вышке. А там, может быть, пойду и в аспирантуру.