• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Русский авангард в арьергарде

7 февраля гостем клуба «Креативный класс» на отделении культурологии ВШЭ стал историк архитектуры, публицист Владимир Паперный.

Поводом для разговора с Владимиром Паперным, одним из крупнейших исследователей советской архитектуры, русского авангарда и стилистики соцреализма, автором культовой монографии «Культура Два», впервые изданной еще в 1985 году, стала презентация его нового фильма «Казимир Малевич. Русский авангард и современная архитектура». Живущий в Калифорнии Владимир Паперный внес таким образом свою лепту в попытку убедить новые московские власти в том, что «история и памятники авангарда могут быть брендом Москвы». Во всяком случае, именно так охарактеризовала ведомую ими среди чиновников и предпринимателей «разъяснительную» работу соавтор фильма, координатор общественного движения «Архнадзор» Марина Хрусталева.

О том, что разъяснять и объяснять придется еще очень долго, свидетельствует хотя бы драматическая история с установкой памятного знака на месте захоронения Казимира Малевича. Его могила была утеряна, долгое время известно было только, что он похоронен где-то в подмосковной Немчиновке. Лишь совсем недавно группе исследователей удалось установить более точное место захоронения художника — там уже начали возводить очередной элитный поселок, и над могилой Малевича теперь расположен внутренний двор одного из строящихся домов.

Картины выдающихся русских авангардистов вдохновили целое поколение ведущих мировых архитекторов. Представленный на встрече фильм и повествует о том, как живопись, графика, чертежи Малевича и Любови Поповой, Ивана Леонидова и Эля Лисицкого, Александра Родченко и Якова Чернихова, Владимира Татлина и Константина Мельникова были воплощены в архитектурные формы Захой Хадид, Фрэнком Гери, Стивеном Холлом, Томасом Лизером, Томом Майном, Ричардом Мейером, Вольфом Приксом и Ремом Колхасом. Впрочем, точнее было бы назвать эту работу не фильмом, а «видеоколлажем, к которому для развлечения была добавлена музыка Баха в исполнении французского джазмена».

Наследие русского авангарда вызывает удивительно противоречивый отклик в умах и сердцах российского населения, интеллигенции и даже специалистов-культурологов. Но если картины авангардистов всегда в цене, хотя бы потому, что их как движимое имущество можно продать коллекционерам за рубежом, то «недвижимость», то есть конструктивистские здания, зачастую не воспринимаются как произведения искусства.

А впрочем, могло ли быть по-другому? Авангард было встал на службу коммунистической политике (вольно или невольно — вопрос сложный, и дискуссии по этому поводу разгорелись и на данном семинаре), но первым же пал ее жертвой в угоду соцреализму. Дискредитировавшая себя коммунистическая идеология еще раньше дискредитировала идеологию авангарда — максимум эффективности при минимуме средств. И хотя сегодня, по мнению Владимира Паперного, от авангарда остался только стиль, даже он враждебно воспринимается большинством наших соотечественников.

Конструктивистская архитектура никогда не стремилась быть «красивой» — ни к чему в простых по своему наполнению домах-коммунах, строившихся из самых дешевых материалов, капители, фронтоны и барочные «рюшечки». «Большая часть сооружений проектировалась под железобетон, но построить их в то время из железобетона было невозможно, поскольку не было ни железа, ни цемента, — отметил Владимир Паперный. — Они строились из кирпича, частично из дерева, декорировались штукатуркой под железобетон. Технологии были настолько низкого уровня, что сейчас все эти здания в ужасном состоянии и требуют капитального ремонта».

Марина Хрусталева, в свою очередь, уверена, что при надлежащем уходе, конструктивистские памятники легко могут быть включены обратно в городскую среду. «Дома-коммуны и студенческие общежития двадцатых годов — это идеальные арт-отели, хостелы, где есть маленькие жилые ячейки и большое общее пространство, — полагает она. — А фабрики-кухни вполне могут работать как рестораны».

«Отбросив идеологию, авангард стал реализуемым на практике, но сами авангардисты восприняли бы эту трансформацию как пошлость», — заметил на это профессор кафедры наук о культуре Ян Левченко. А заведующий отделением культурологии ВШЭ Виталий Куренной предложил задуматься над тем, «насколько важно для идеологии авангарда и конструктивизма понятие ауры». Не входит ли идея консервации и охранения памятников конструктивизма в противоречие с ним?

«Мы, конечно, совершаем насилие над их идеологией, — согласился Владимир Паперный, — но это насилие того же рода, что и помещение иконы в музей. Мы в таком случае решаем, что для общества важнее художественная ценность данного объекта. Я думаю, что Гинзбург, если бы его спросили об этом, ответил бы: сломайте и постройте новое здание из хороших современных материалов».

И все-таки усилия архитектурных активистов и искусствоведов по «реабилитации» конструктивизма не будут в полной мере эффективными без поддержки общества. Значит, эстетике этого художественного направления нужно учить. «Я могу рассказать про свой собственный опыт, — продолжил Владимир Паперный. — Когда я первый раз попал в конструктивистское здание в возрасте семи или восьми лет, я был в ужасе. Потому что я вырос в сталинской архитектуре, которая мне казалась сказочной, праздничной, «хорошей». А здесь я увидел что-то холодное, чужое и пугающее. Но первое отторжение прошло, и я научился воспринимать красоту этих простых форм и линий».

Впрочем, такое обучение должно быть деликатным и не привести к другой крайности. «Замечательный джазовый трубач и пианист Герман Лукьянов еще в конце шестидесятых годов говорил, что он очень боится, что джаз будет объявлен главной музыкой Советского Союза — тогда джаз пропадет. Так вот есть такая же опасность превращения авангарда в официальное искусство страны, — считает Владимир Паперный. — Авангард, объявленный национальным достоянием, будет развернут во всех жэках, милициях и так далее. Это будет катастрофа. Мне кажется, что угнетенное, трагическое существование русского авангарда лучше для сохранения его чистоты и духовного замысла, чем если он будет облеплен гербами и грамотами».

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Реконструкция, реновация, реставрация: Ре-Школа набирает слушателей на программу повышения квалификации

Ре-Школа – международный образовательный проект, созданный Высшей школой урбанистики им. А.А.Высоковского НИУ ВШЭ, французской реставрационной школой L'ecole de Chaillot и архитектурным бюро «Рождественка». Рассказываем, какие актуальные знания и навыки можно получить в Ре-Школе.

В магистратуре ВШЭ будут готовить современных художников

В Школе дизайна НИУ ВШЭ открывается многопрофильная магистерская программа «Практики современного искусства». Здесь подготовят художников-практиков, которые смогут заниматься разными областями современного искусства — от живописи до видеоинсталляций и съемок собственных фильмов. Об устройстве программы, содержании учебных курсов и о том, можно ли вообще «выучиться на художника», новостной службе ВШЭ рассказали преподаватели программы.

Абитуриенты совместной магистратуры ВШЭ и «Гаража» получат гранты на обучение

Чтобы получить образовательный грант, который полностью покроет стоимость двухлетнего обучения в магистратуре, абитуриенты должны будут продемонстрировать лучшие результаты во время вступительных экзаменов. Решение о присуждении гранта будет озвучено приемной комиссией — преподавателями программы и сотрудниками Музея «Гараж» — до начала учебного года.

«Научим студентов критиковать друг друга самыми изощренными способами»

Школа дизайна ВШЭ во второй раз ведет набор на бакалаврскую программу «Современное искусство». Одной из главных дисциплин учебного плана является арт-критика. В новом учебном году студенты смогут изучать ее под руководством главного редактора The Art Newspaper Russia Милены Орловой.

Вышка и «Гараж» начнут готовить кураторов и арт-менеджеров для современных музеев

Летом 2019 года в ВШЭ пройдет первый набор на магистерскую программу «Практики кураторства в современном искусстве». Преподавателями программы станут сотрудники и партнеры-эксперты Музея современного искусства «Гараж», а здания Музея в Парке Горького превратятся в полноценный университетский кампус, где студенты будут слушать лекции, работать над проектами и общаться с тьюторами. О том, чему и как планируют учить будущих кураторов и арт-менеджеров, новостной службе ВШЭ рассказали академический руководитель программы, старший куратор «Гаража» Екатерина Иноземцева и руководитель академических программ «Гаража», заместитель заведующего Базовой кафедрой Музея «Гараж» Мария Польникова.

Музей современного искусства «Гараж», бренд одежды UNIQLO и Школа дизайна НИУ ВШЭ проведут RecycleDay

18 ноября в Музее «Гараж» впервые состоится Recycle Day — мероприятие, организованное совместно с UNIQLO и Школой дизайна НИУ ВШЭ и посвященное актуальным темам устойчивого развития и повторного использования одежды.

Дискуссионная программа Музея «Гараж» на Дне Вышки

Не так давно Высшая школа экономики и Музей современного искусства «Гараж» создали совместную базовую кафедру, запустили курс для студентов бакалавриата и не думают на этом останавливаться. Совместные программы и большие проекты встречаются у университетов и самых различных организаций все чаще, растет и число заказов на научные работы в интересах бизнеса, власти, НКО и культурных центров. Музей «Гараж» и ВШЭ решили использовать площадку Дня Вышки для того, чтобы обсудить вопросы таких взаимодействий: зачем компаниям приходить в университеты, как глубоко в образовательный процесс можно допускать неуниверситетских партнеров, зачем заказывать целые научные исследования перед запуском нового продукта  и многое другое.

Высшая школа экономики начинает долгосрочное сотрудничество с Музеем современного искусства «Гараж»

В 2018 году Музей современного искусства «Гараж» расширяет программу просветительских проектов и начинает сотрудничество с Высшей школой экономики в области современного искусства и художественных практик.

В Вышке открывается программа по современному искусству

«В наше время говорить, что можно существовать только в пространстве традиционного искусства, — совершенная нелепость», — считает арт-критик, историк искусства и академический руководитель новой программы «Современное искусство» Леонид Бажанов. Об особенностях новой бакалаврской программы он рассказал новостной службе ВШЭ.

В Вышке прошла открытая лекция художника Эрика Булатова

12 декабря в Вышке с открытой лекцией выступил Эрик Булатов, художник-авангардист, один из основателей соцарта. Декабрьские лекции Эрика Булатова, организованные Школой филологии НИУ ВШЭ, становятся традиционными — художник встретился со студентами, преподавателями и гостями университета уже второй раз.