• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ректор ВШЭ: качество каждой олимпиады должно быть гарантировано

Никита Анисимов

Никита Анисимов
© Высшая школа экономики

Новый учебный год 1 сентября начался более чем в 700 вузах России, в большинстве из них — в очном формате. О том, как будут учиться студенты Вышки, чему посвятят ежегодную Ясинскую (переименована из Апрельской в июле этого года — прим. ТАСС) конференцию, насколько необходимо пересматривать требования к олимпиадам школьников, по которым они могут поступать в вузы, и стоит ли доверять международным рейтингам университетов, рассказал в интервью ТАСС ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Никита Анисимов на полях VI Восточного экономического форума.

— Никита Юрьевич, совсем недавно начался новый учебный год. В каком формате он будет организован в Вышке? Есть ли особые правила для посещения очных занятий и заселения в общежития?

— Высшая школа экономики, как мы и объявляли, начала учебный год в гибридном, смешанном формате очного обучения. К нам пришли 15 тысяч первокурсников в четырех кампусах, всего же в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми учатся почти 50 тысяч студентов. И мы организовали для них ставший уже привычным в последнее время гибридный формат, при котором два или три дня ребята учатся в аудиториях на территории кампусов, а оставшееся время — это тоже очное обучение, но в цифровой среде Вышки. Это синхронная работа с преподавателями в режиме реального времени, но дистанционно. Мы считаем важным не допустить взрывного распространения вируса, поэтому стараемся составить расписание таким образом, чтобы минимизировать перемещения студентов, а также не допустить одновременного присутствия в аудиториях более 50 человек. По сути, это тот же режим, в котором Вышка работала в третьем и четвертом модуле прошлого учебного года.

В общежития мы селили всех студентов, имеющих право на такое размещение, никаких специальных, особых требований мы к ним не предъявляли.

Кроме того, для платных студентов мы в этом году запустили принципиально новую для России модель альтернативного расселения, в рамках которой мы, в частности, арендуем у компании ДОМ.РФ корпус жилого комплекса Level Амурская. Это комфортное жилье, мы с партнерами нашли модель, при которой оно стало доступным для студентов, и первые отклики, которые мы получаем, в том числе и в социальных сетях, — очень положительные

Студенты и их родители отмечают, что Вышка смогла перевернуть их представление о качестве жизни иногороднего студента в Москве.

— Есть ли уже понимание, в каком формате пройдет Апрельская конференция? И чему она будет посвящена в этот раз?

— Прежде всего, я бы напомнил, что Ученый совет ВШЭ в конце июня принял решение о переименовании Апрельской конференции в Ясинскую, чтобы отдать дань уважения ее основателю, ныне — почетному научному руководителю Вышки Евгению Григорьевичу Ясину. Долгие годы он был научным руководителем Вышки и очень многое сделал для того, чтобы эта конференция стала ключевой дискуссионной площадкой по социально-экономическим наукам на постсоветском пространстве.

Сбор заявок докладчиков на участие в конференции начнется в ближайшее время, мы довольно внимательно будем относиться к этим заявкам, в том числе потому, что следующий год — год 30-летия ВШЭ, и мы будем предусматривать праздничные, юбилейные мероприятия.

Отдельно отмечу, что пандемийные ограничения, случившиеся в мире в 2020 году, заставили нас более активно рассматривать разные форматы, в которых можно проводить мероприятия и конференции.

Онлайн-формат в 2020 году был вынужденным. Но в итоге мы обнаружили, что с ним связаны не только помехи, но и преимущества. Как минимум мы обретаем возможность услышать тех наших коллег, в том числе зарубежных, кто в силу разных причин не может прилететь в Москву и выступить очно

В 2021 году конференция проходила в смешанном формате. К этому времени существенно возросли технические возможности университета и многие из нас накопили опыт участия в конференциях, которые проводились в онлайн-формате за рубежом. Конечно, этот опыт пригодился. Поэтому мы решили, что в дальнейшем будем сочетать офлайн и онлайн. Конечно, нам предстоит еще найти оптимальный баланс между этими форматами, но будущее — все же за гибридным форматом.

— Тогда будем ждать новостей. Недавно глава Минобрнауки Валерий Фальков предложил пересмотреть требования к олимпиадам школьников, по которым они могут без экзаменов поступать в вузы на бюджет. Как вы относитесь к такому предложению?

— В этом вопросе я бы высказался не только как ректор Вышки, но и как эксперт. Все-таки я 13 лет назад стал первым секретарем Российского совета олимпиад школьников, тогда в стране фактически зарождалось олимпиадное движение, о котором мы сейчас говорим. Я бы поддержал два тезиса, которые министр Фальков уже высказывал. Первая позиция — количество олимпиад, которые дают возможности для поступления в университет, должно расширяться и должно увеличиваться количество победителей таких олимпиад. Нам очень важно, чтобы не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах талантливые ребята находили себя, учились в ведущих университетах в этих регионах. Министерство создает там большое число бюджетных мест, увеличивает контрольные цифры приема в сильных региональных университетах.

Второй акцент, также озвучивавшийся министерством, — мы должны гарантировать качество каждой олимпиады. И то, что школьник является олимпиадником, не должно вызывать хоть какое-то сомнение в гордости звучания этого слова.

Сейчас, как вы знаете, есть определенная градация олимпиад, университеты сами выбирают, какая олимпиада для них подходит, какая нет. Я думаю, пришло время по итогам 13 лет олимпиадного движения посмотреть практику того, как работают все российские олимпиады, как проводится их экспертиза, и мы поддерживаем желание Минобрнауки провести такой анализ

Какие могут быть решения — нужно обсуждать. Может быть, стоит сделать более строгим подход к экспертизе олимпиад, может быть, в большей степени профилировать их на каких-то конкретных направлениях. В любом случае надо очень серьезно и профессионально подойти к этому вопросу, потому что за ним стоит решение о судьбах людей. Принимать это решение без всестороннего профессионального обсуждения, конечно, мы не должны. И я буду рад, если и Валерий Николаевич, и другие люди, которые занимаются олимпиадами, соберутся, например, на площадке Высшей школы экономики. Мы всегда с удовольствием предоставляем нашу площадку для таких сложных профессиональных экспертных обсуждений, которые в дальнейшем скажутся на всей системе высшего образования нашей страны.

Для нас это важно еще и потому, что около 40% бюджетных студентов Вышки — это те, кто поступал без вступительных экзаменов, то есть те самые олимпиадники. По отдельным программам у нас даже бывают ситуации, когда количество бюджетных мест меньше, чем количество желающих поступить на них олимпиадников. В таких случаях Вышка за свой счет формирует квазибюджетные места, чтобы не только принять всех олимпиадников, но и чтобы не менее 25% мест на востребованных программах досталось абитуриентам, поступающим по результатам ЕГЭ. Это наша ответственность перед страной и обществом, это наше добровольное обязательство.

Кстати, мы провели анализ и сравнили, как учатся олимпиадники по сравнению с остальным контингентом студентов, и обнаружили, что их учебные результаты в среднем даже немного выше, чем у тех, кто поступал с помощью ЕГЭ.

Читать интервью полностью