• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Любовь - это самое нерациональное, что есть, самое тяжелое и самое бессмысленное"

Актовый зал Культурного центра ГУ-ВШЭ задолго до начала встречи из цикла "Важнее, чем политика" заполнился до отказа. Мест не хватало, из соседних аудиторий приносили стулья. Ажиотаж вызвал гость вечера - Евгений Гришковец.

Желание встретиться с Евгением Валерьевичем высказали студенты. Их поддержали авторы цикла - научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин и профессор кафедры информационной политики и информационных исследований Александр Архангельский. Тема встречи: "О главном - без фальши".

Мероприятие все не начиналось: гость попал в "пробку", но постоянно сообщал о своем местонахождении. Связь держал через Дмитрия Бака - проректора Российского государственного гуманитарного университета и по совместительству автора предисловия вышедшей недавно книги Евгения Гришковца "Следы на мне".

Пока все ждали Евгения Валерьевича, корреспондент Новостной службы портала ГУ-ВШЭ пообщалась со студентами.

— Мне очень интересен Евгений Гришковец как автор и как человек, — сказала Екатерина Лимчук, студентка 4 курса факультета прикладной политологии. - Я читала его повесть "Реки". Его мысли просты и понятны каждому человеку. На встречу я пришла, чтобы лучше узнать любимого автора.

— Считаю его лучшим современным автором, самым интересным, доступным, "простым", - поделился студент 2 курса факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Камынин. - Я читал рассказы Гришковца, смотрел спектакль "Одновременно", к сожалению, пока не удалось посмотреть пьесу "Как я съел собаку". Его стиль изложения, мысли очень близки мне. И порой я жалею, что он родился раньше меня.

Чтобы затянувшаяся пауза прошла как можно более незаметно, Евгений Ясин рассказал о цикле "Важнее, чем политика". Проект реализуется совместно с фондом "Либеральная миссия" и придуман для того, чтобы "помочь таким общечеловеческим ценностям, как гуманность нравственность, честь, порядочность, вернуться в нашу повседневную жизнь". В рамках цикла уже прошли встречи с писательницей Людмилой Улицкой, историком Сергеем Ивановым, также был организован вечер, посвященный "шестидесятникам".

Мысль Евгения Григорьевича о культурном возрождении России продолжил Александр Архангельский.

— Иногда культура отходит на второй план. Это происходит, когда люди начинают борьбу за выживание. Что и случилось в 1990-е годы. Слом произошел в 2000-х годах. Сейчас на ярмарках интеллектуальной литературы non fiction, на любых фестивалях можно встретить продвинутую молодежь. Это значит, что центр тяжести смещается и ценности постепенно возвращаются. Важно не упустить момент и вывести людей на разговор о действительно важных вещах.

Александр Николаевич назвал некоторые памятные даты духовной, культурной жизни нашей страны, как радостные, так и омраченные духом эпохи.

— То, что будет происходить сегодня - это одно из ответвлений той самой настоящей русской живой культуры. Есть "живая" культура и "мертвая". Гришковец вошел в наше сознание как олицетворение живого, естественного, непредвзятого начала. И на этом, мне кажется, основан его успех.

Очень тихо, под рассказ Дмитрия Бака о новой книге, на сцене появился "виновник" вечера - Евгений Гришковец. Зал взорвался аплодисментами.

— Добрый вечер, — начал разговор любимец публики. — Я не так часто встречаюсь со студентами, но периодически это случается, и я это делаю с удовольствием. Сам я из университетской среды. Мои родители преподавали в университете и с детства меня водили в вуз. Я был счастлив, когда прочел свою фамилию в списках зачисленных на первый курс филологического факультета. Я отчетливо понимаю, что у меня был один-единственный год настоящего, счастливого студенчества, потому что после первого курса меня забрали в армию. Вернулся я уже в другую страну, и юношеского счастья не было. Моя новая книга посвящена именно тому времени, времени моей юности. Я учился на первом курсе, не просто получал образование, а учился. Мне это так нравилось...

Зал замер.

— Образование - это то, что у вас невозможно отобрать.

О своем понимании названия цикла "Важнее, чем политика" Евгений Гришковец сказал так:

— Важнее, чем политика - жизнь. Политика для меня - вещь совершенно непонятная. Политики - люди, которые полагают, что они знают, как нужно жить другим, вообще всем. А я не знаю, как жить мне.

Первый вопрос, прозвучавший из зала, задал студент магистратуры факультета бизнес-информатики Роман Козырев.

— Скажите, будут ли еще совместные работы наподобие тех, что были с проектом "Бигуди"?

Вопрос вызвал бурную овацию.

— Я не представляю себе работу с каким-то другим музыкальным коллективом, — признался Евгений Гришковец. - Но полагаю, что будет еще один альбом.

Студента 2 курса факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Александра Панченко интересовал тот факт, почему Гришковец работает во многих жанрах - от музыки до литературы, от литературы до театра, и является ли это попыткой реализовать себя во всем или вся работа объединена одной идеей?

—- Я, например, неплохо катаюсь на коньках, — ответил драматург. — Я не пробовал себя в танце, когда-то пробовал себя в поэзии. На бумаге ничего не сохранилось, но самое страшное, что я эти юношеские стихи помню, забыть их не могу. Я реализуюсь в нескольких направлениях. Когда-то я занимался пантомимой и не мог представить, что заговорю на сцене. Потом познакомился с группой "Бигуди", и появился замысел. На телевидении себя попробовал, но я же понимаю, что это не искусство. Никогда не буду пробовать себя в архитектуре и в модной одежде.

В вопрос Александра Архангельского об адресате книги вмешался звук дрели, работающей на первом этаже.

— Я первый читатель своей книги и выстраиваю ее по законам собственного восприятия. Честно говоря, я всегда думаю, как мою книгу будут переводить на иностранный язык.

Студентка Высшей школы экономики Юлия Свешникова вспомнила не очень приятную ситуацию, которая сложилась на записи спектакля "Дредноуты". О ней рассказал сам Евгений Валерьевич. (Велась запись спектакля на видеокамеру. Были приглашены зрители. Приглашенных попросили выключить мобильные телефоны, не ходить по залу. Но некоторые из зрителей почему-то решили помешать актерам сделать качественную запись и с шумом ушли в середине спектакля.) Студентку интересовало мнение автора о дозволенности "нецензурщины" в театре, она спросила, способны ли постановки с использованием мата стать новым этапом, который позволит театру развиваться?

— Кто-то находит допустимым мат на сцене, — высказал свою позицию Евгений Гришковец. — Каждый решает это сам. Наличие мата не говорит о том, что это современная пьеса. Главное, найти героя, сразу же будет понятно, как он говорит и что он делает.

Не очень приятно было в ходе беседы слышать звонки мобильных, хотя в самом начале встречи ведущие попросили всех отключить средства сотовой связи.

— В чем подвиг писателя, и что такое любовь? — прозвучал вопрос с задних рядов.

— Я знаю, что такое подвиг разведчика, а что такое подвиг писателя, не знаю. Это приятный труд, домашний, неспешный, элегантный. А если ты известный писатель - то и еще хорошо оплачиваемый труд, — ответил автор известных во всём мире моноспектаклей. — А любовь - это самое нерациональное, что есть, самое тяжелое и самое бессмысленное… как музыка.

Студентов интересовала не только творческая деятельность гостя вечера.

— Была ли у вас практика йоги? И что для вас есть благотворительность? — эти вопросы задал Игорь Ярмольник из федерации йоги.

— Практики йоги у меня не было никогда, — признался Евгений Гришковец. — Для этого нужно время. К тому же у меня по этому поводу много иронии. А заниматься йогой с иронией нельзя. Хотя в упражнениях для пантомимы были элементы йоги, но это были выразительные средства.

— Я знаю, что такое благотворительность, — продолжил ответ режиссер. — Но мне всегда казалось, что это связано со скромностью. Есть люди, которые занимаются благотворительностью, и никто кроме них самих и тех, кому они помогли, об этом не знает.

Отвечая на вопрос одного из студентов о том, предполагал ли он, что станет таким популярным, Евгений Гришковец признался, что не думал об этом.

О детских мечтах спросили студенты в записке.

— Я очень хотел в детстве, где-то в средних классах школы, и особенно зимой, чтобы у меня была такая профессия, чтобы не нужно было бы вставать, когда на улице еще темно. И вот эта мечта сбылась.

На извечный вопрос о самом главном критике Евгений Гришковец ответил так:

— Самым главным критиком для себя являюсь я сам, потому что никто лучше меня моего произведения не знает. Я над ним работаю дольше, чем тот человек, который читает, анализирует.

Встреча с писателем продолжалась больше часа.

— Мне было интересно, — подвел итог гость вечера. — Я волновался. Всегда, когда выступаешь, хочется быть приятным, веселым, остроумным. И думаешь: "А вдруг аудитории не понравится?" Очень важно знать, что я от вас неотделим. Еще скажу, что я пишу новую книгу, она называется "Асфальт". Сейчас я целиком этим занят, и, скорей всего, книга выйдет в апреле будущего года.

Встреча закончилась традиционной раздачей автографов.

 

Анфиса Кудрявцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.

Шансы на успех. Как участие в студенческих клубах помогает хорошо трудоустроиться

Чем больше учащийся пользуется разными опциями университетской среды, тем выше его шансы на успех. Значима не только учеба как таковая, но и научные проекты, и общественная жизнь в вузе, показали исследователи ВШЭ. Участие в студенческих организациях и мероприятиях позволяет развить критическое мышление — навык, необходимый для успеха в работе и жизни.

Цена знаний

На стоимость занятий у репетиторов влияют не только опыт преподавания, наличие ученой степени и отзывы учеников, но и пол педагога. К такому выводу пришли Аина Нурмагомбетова и Кирилл Маслинский из Питерской Вышки.  Социологи проанализировали более 14 тысяч анкет репетиторов и измерили, как профессиональные и социально-демографические характеристики преподавателей влияют на рынок теневых образовательных услуг. Исследование стало лучшей научно-исследовательской работой по социологии на открытом конкурсе НИРС 2018 года.

Исак Фрумин стал редактором-консультантом «Международного обозрения образования» ЮНЕСКО

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ профессор Исак Фрумин вошел в коллегию редакторов-консультантов «Международного обозрения образования» (International Review of Education). С таким предложением обратился в Инобр Дэвид Ачоарена, главный редактор издания и директор Института непрерывного образования ЮНЕСКО.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.