• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Знания должны быть применимы на практике и приносить пользу с первого дня работы»

Анатолий Поташов

Анатолий Поташов
Фото из личного архива

Анатолий Поташов — выпускник магистратуры МИЭФ Вышки 2014 года, а сейчас — приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ, автор курсов Project and Venture Financing и Alternative Investments. Он рассказал, как онлайн-курс бизнес-школы Гарварда вдохновил его на запись онлайн-курсов для магистерской программы «Финансы» НИУ ВШЭ, и о работе над финансированием многомиллиардных проектов.

— Почему вы захотели записать курсы для онлайн-программы «Финансы»?

— Изначально я хотел поделиться знаниями и опытом, которые приобрел во время работы в инвестиционных банках и фондах. Уже несколько лет я веду очные семинары по Private Equity & Venture Capital в МИЭФ. Но после того, как я сам прошел онлайн-курс Disruptive innovation профессора Гарвардской бизнес-школы Клейтона Кристенсена (HBS Executive education), я вдохновился и решил, что тоже хочу сделать что-то подобное. Я познакомился с академическим руководителем магистерской онлайн-программы Master of Finance Василием Солодковым, и мне предложили записать два онлайн-курса: Alternative Investments («Инвестиции в альтернативные классы активов», продолжительность 6 недель) и Project & Venture Financing («Проектное и венчурное финансирование», продолжительность 4 недели).

— Анатолий, расскажите вкратце о курсе Project and Venture Financing, с которым уже успели познакомиться ваши студенты.

— Project Financing — это финансирование таких крупных инфраструктурных проектов, как строительство платных дорог или аэропортов. Обычно это долгосрочные и дорогостоящие проекты, у которых бюджет расписывается на несколько лет вперед. Venture Financing — это, наоборот, финансирование стартап-проектов с горизонтом прогнозирования бюджета несколько месяцев. Для того чтобы разобраться в структуре финансирования и уловить ключевые риски, нужно понимать, как взаимосвязаны отдельные части таких проектов, и в этом заключается основная идея моего курса. Такое видение отчасти сформировалось у меня за время работы в Сбербанке на проектном финансировании «Ямал СПГ» компании «НОВАТЭК» (в 2016 году предоставлено финансирование проекта по сжижению природного газа в консорциуме банков на 3,6 млрд евро). Опыт работы с проектами на венчурной стадии я приобрел позже, работая в фондах «Инвест АГ» и «РТ-Развитие бизнеса».

— Какие у вас были задачи на проекте в Сбере?

— Наша команда занималась вопросами кредитования, и мы одобряли проектное финансирование перед правлением Сбера. Во время подготовки нужно было собрать большой объем информации из документации по сделке, подробно изучить бизнес-план и разобрать финансовую модель. При этом мы должны были учесть нормативные ограничения ЦБ, политику риск-менеджмента Сбера и предложить финансирование на конкурентном уровне. Однако, будучи аналитиком, ты видишь только маленькую часть такого огромного проекта, и довольно сложно собрать представление о большой картине в целом.

Разница между новичком и профессионалом заключается как раз в том, что с опытом ты начинаешь видеть, как из мелких нюансов складывается большой проект: один департамент оценивает риски, другой — процентную ставку, фондирование по кредиту и т.д. Здесь важно понимать, по каким позициям банк уступает клиенту, а где, наоборот, более строг, более требователен. Тебе как аналитику нужно разобраться в большой финансовой модели проекта и спрогнозировать оптимальный вариант финансирования.

— Возвращаясь к курсу — на чем базируется контент программы?

— При составлении программы я сделал выжимку из учебников по корпоративным финансам, а также использовал материалы для подготовки к экзамену CFA (Chartered Financial Analyst), чтобы уложить обширную теоретическую базу в несколько недель курса. В то же время я составлял и практические кейсы, чтобы студенты могли самостоятельно построить финансовую модель для оценки проекта. То есть я стремился к тому, чтобы обучение было максимально практичным, приближенным к реальным задачам на работе. Некоторые задания были построены таким образом, чтобы студенты старались критически мыслить и искать ответы вне материалов лекций. Именно так нас учили учиться в МИЭФ: ты много работаешь самостоятельно, разбираешься, ищешь ответы на вопросы, если тебе не хватает информации.

— Например?

Фото из личного архива

— На экзамен по курсу я дал студентам файл Excel с незавершенной финансовой моделью, которую нужно было построить и написать свои выводы с инвестиционной рекомендацией в конце. Такое задание ориентировано на практический результат. Ведь обычно на стартовых позициях тебя прежде всего просят что-то проанализировать и рассчитать. Никто не спрашивает по билетам из теории, как на устных экзаменах во многих университетах. Выходя на работу, студент сразу должен приносить пользу и уметь применять свои знания. Потому что знание, полученное ради знаний, на практике бесполезно.

Я записывал несколько видеоскринкастов с построением финансовой модели, где разбирал по шагам, как она устроена и из каких важных компонентов состоит. Эти видео были удобны для студентов, они могли вместе со мной пройти все шаги по построению и анализу модели. И после таких практических скринкастов я проводил экзамен, где студенту нужно было самому построить финансовую модель без подсказок.

Я видел, что большинство студентов хорошо сдавали тесты по вопросам из лекций, получали высокие баллы. Но как только дело доходило до практики, многие начинали теряться в формулах, делать ошибки в логике расчетов. Хотя в лекциях есть все формулы и студенты их хорошо выучили, применить это знание на практике уже сложнее.

— Можете ли вы выделить какие-то типичные ошибки, которые совершают студенты, выполняя это задание?

— Я заметил, что большинству студентов не хватало базовых знаний в бухгалтерском учете и корпоративных финансах. Поэтому, когда они составляли, например, отчет о движении денежных средств, могли не заметить какой-то элемент, условно — проценты, заработанные на депозитах. Все студенты используют процентные расходы по кредитам, поскольку знают, что этот компонент нужно вычесть. Но новый показатель, которого не было в общей формуле в презентации, многие уже не смогли учесть.

Другой пример. Стоимость бизнеса = акционерный капитал + долг – денежные средства. Общую формулу все хорошо знают, но как только в ней появился незнакомый компонент, некоторые студенты уже не смогли сориентироваться, что с ним сделать: вычесть или сложить. В принципе, это можно было бы быстро найти в интернете или посмотреть в учебнике.

Возможно, студенты хотят готовых формул. Но на практике все оказывается сложнее. Для того чтобы стать профессионалом, нужно не только знать формулы, но и понимать принципы, по которым они работают. Кажется, многие студенты ожидают, что в онлайн-курсе нужно ограничиваться только теми материалами, которые им дают. Но это не так.

— Можете ли вы выделить какие-то особенности вашего курса?

— Прежде всего в этом курсе я хотел дать студентам структурированные знания — в паре учебных модулей объяснить основные принципы для сложных концепций, изложенных на сотнях страниц в учебниках. Также в курс я постарался вложить идею о том, что в жизни ты не обойдешься одной только формулой, нужно уметь мыслить шире, быть гибким. И последнее: я постарался помочь студентам развить практические навыки, которые пригодятся в работе начиная прямо с завтрашнего дня. Дать все необходимое, чтобы они могли успешно пройти собеседование и начать работу в этой сфере.

— Насколько актуальным будет ваш курс через несколько лет?

— Во-первых, я постарался систематизировать знания для студентов. Во-вторых — научить не формулам, а принципам. Понимая систему и принципы работы и далее отрабатывая новый навык на практике, студенты смогут применить эти же принципы и навыки на новых задачах спустя и 5, и 10 лет.

Я сам сдавал CFA, будучи студентом, поэтому прекрасно понимаю, что для этого требуется. В этом экзамене мне очень нравится структурированный подход к подаче знаний. Но CFA все-таки ограничен в своем функционале. Ты учишься решать задачи ради того, чтобы потом просто уметь правильно посчитать ответ, как на ЕГЭ. К сожалению, CFA в силу своего формата не развивает практических навыков. Поэтому, используя задачки из тестов, я старался все-таки давать студентам систему и принципы, которые помогут им разобраться с любой другой задачей, которая у них может возникнуть в будущем.

Бесплатный доступ к специализациям онлайн-программ НИУ ВШЭ:

 онлайн-программа Finance, специализация Quantitative Finance

 онлайн-программа Master of Business Analytics, специализация Introduction to Value Based Business Analytics

 онлайн-программа Master of Computer Vision, специализация Basics in Computer Vision

Материал подготовила Елизавета Тихомирова, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ