• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Плагиат в дизайне

4 июня в московском клубе «Завтра» отделение дизайна НИУ ВШЭ и информационно-политический канал «Полит.ру» провели открытую дискуссию на тему «Плагиат в дизайне».

Что такое плагиат? Как происходит процесс заимствования «чужого»? На эти, казалось бы, несложные вопросы пытались ответить сами дизайнеры, собравшиеся за круглым столом. Плагиат — это, по сути, воровство, умышленное присвоение авторства чужого произведения искусства или изобретения. С одной стороны, вроде все понятно, однако, как оказалось, определить, где заканчивается «цитирование» и начинается собственно плагиат — дело не такое простое.

Как считает Егор Ларичев, историк искусства и архитектуры, журналист, эксперт, сотрудничающий с Проектно-учебной лабораторией дизайна НИУ ВШЭ, проиллюстрировавший примеры прямых заимствований чужих образов на плакатах советской эпохи, «законом об авторском праве охраняется форма исполнения, а не идея». А вот где пролегает грань между формой и идеей, участники дискуссии назвали «тонким вопросом».

Дизайнер и эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций Павел Родькин считает, что проблема плагиата состоит из двух неравных составляющих. Первая — когда речь идет о «вульгарном» плагиате, то есть о прямом плагиате, связанном с непрофессионализмом либо мошенничеством дизайнеров и художников. Ко второй, большей, части относится использование схожих стилистических и пластических решений, распространенных трендов и универсальных форм разработчиками, в профессионализме которых сомневаться не приходится. И если с первой частью все понятно, то вот вторая вызывает у дизайнерского сообщества много споров. Можно ли, например, логотип Болгарии, который обвинили в плагиате за схожие стилистические решения с ребрендингом Киргизии, действительно к нему относить? Ведь в свою очередь эмблему Киргизии можно считать репликой фирменного знака компании «Unilever». «Сомнительная» история произошла и с логотипом Парка имени Горького, в этом изображении блогеры тоже усмотрели плагиат. Основной прием в разработке фирменного стиля парка — размещение букв с изобразительными элементами — явно не новое художественное решение.

Плагиат — это, по сути, воровство, умышленное присвоение авторства чужого произведения искусства или изобретения. С одной стороны, вроде все понятно, однако, как оказалось, определить, где заканчивается «цитирование» и начинается собственно плагиат — дело не такое простое.

Чтобы внести хоть какую-то ясность в поставленные вопросы дизайнеры договорились разделять понятия: 1) плагиат — грубое воровство чужих решений и присвоение авторства, 2) переработка исходного материала как самостоятельный объект творчества и 3) копирование — точное повторение раннее созданного, без претензии на собственное авторство.

Разобравшись с определениями, аудитория задумалась над тем, каким должно быть отношение к плагиату. Если считать, что это вопрос сугубо юридический, тогда, возможно, следует ужесточать закон об авторском праве. Если же дело это носит по большей части этический характер, тогда это «частное дело» — вся ответственность лежит на совести конкретного человека.

Арсений Мещеряков, заведующий Лабораторией дизайна НИУ ВШЭ, напомнил, что с юридической точки зрения копирование предметов, авторство которых не установлено, незаконным быть не может. Также любое авторское право прекращает действовать через 70 лет после смерти автора (если образцы творчества запатентованы). Регистрация товарного знака, в этом смысле, тоже разновидность патента. Все, что лежит за гранью перечисленного, как считает Арсений Мещеряков, — относится исключительно к моральной стороне вопроса. Эту точку зрения поддержал Егор Ларичев, сказав, что проблемы, связанные с плагиатом, нужно решать при помощи профессиональной дискуссии, а не в судах. Поговорить не про законы, а про профессию предложила и Мария Привалова, независимый продюсер и куратор.

Виктор Меламед, иллюстратор журнала «Rolling Stone» и преподаватель коснулся проблем обучения начинающих дизайнеров. Как преподаватель Виктор столкнулся с проблемой фобии плагиата у молодых дизайнеров. Ребята не хотят изучать опыт прошлого из-за боязни повториться, в результате возникает обратный эффект. «Ни в системе образования, ни в профессиональном сообществе не отработаны методы осмысления «чужого» материала. Как результат — мир наблюдает множество вторичных вещей», — считает художник.

Как бы то ни было, все участники круглого стола сошлись в одном — у профессионального сообщества на сегодняшний день нет социального института, который бы формировал общественное мнение и на который мог бы опереться в случае обнаружения плагиата, в том числе, заказчик художественной работы.

 

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Мы гордимся проектами наших студентов магистратуры и не упускаем случая ими похвастаться»

Ежегодно студенты магистерской программы «Мода» Школы дизайна ВШЭ принимают участие в самых разных проектах, среди которых фэшн-показы, фестивали, выставки и коллаборации с крупными брендами. О главных событиях, в которых поучаствовали студенты в 2018-2019 учебном году, рассказали руководители программы «Мода» Екатерина Павелко и Анзор Канкулов. Прием документов на программу продлится до 16 августа.

Открытие галереи, новые направления и выставка в Музее Москвы: в Школе дизайна ВШЭ завершился учебный год

Главным выпускным экзаменом всех образовательных направлений Школы дизайна стал HSE ART AND DESIGN Festival, прошедший в Музее Москвы. В последний день фестиваля состоялся модный показ: более сотни самых актуальных образов создали студенты бакалавриата и магистратуры программы «Мода». Как это было — в нашем фоторепортаже.

Выставка «Товарищи света» открывается в HSE ART Gallery

Новый проект — тотальная инсталляция, где условное пространство советской квартиры заметно мутирует и искажается. Альтернативная история СССР разворачивается в последовательности спичечных этикеток. Часть из них — копии этикеток 50–80-х годов, а часть создана авторами проекта Александрой Кузнецовой и Дарьей Долгополовой.

Выпускной фестиваль Школы дизайна пройдет в Музее Москвы

С 20 по 27 июня Школа дизайна НИУ ВШЭ и Музей Москвы проведут выпускное шоу HSE ART AND DESIGN Festival 2019. Авторами и кураторами проектов выступят студенты, выпускники и преподаватели Школы. Студенческий фестиваль и одновременно праздник для всего города завершится вручением дипломов выпускникам этого года.

В рамках выставки в Музее Москвы видеокомикс десятиклассницы Лицея увидели десятки тысяч человек

Ролик Полины Сотниковой, учащейся направления «Дизайн» Лицея НИУ ВШЭ, можно посмотреть на интерактивной выставке «Гоголь в Москве» до 2 июня. Работа в стиле моушен дизайн транслируется на экране в выставочном зале. Во время акции «Ночь в музее» экспозицию посетили десятки тысяч человек.

«Мы выпускаем алмазы — людей, которые умеют все»

Руководитель нового профиля бакалавриата «Саунд-арт и саунд-дизайн» Школы дизайна Андриеш Гандрабур — о проектах, над которыми будут работать студенты, возможностях трудоустройства для специалистов в области звука, а также актуальных тенденциях мировой и российской музыкальной индустрии. Дни открытых дверей в Школе дизайна — 18, 21 и 22 мая.

На фестивале Telling Stories расскажут об актуальных мировых медиа-трендах

17 и 18 мая в Москве пройдет ежегодный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ. Гости фестиваля посетят паблик-ток с голливудским режиссером, узнают, как создать собственное успешное микромедиа, увидят театральный перформанс студентов Вышки и многое другое. Вход на все мероприятия бесплатный.

Магистерская программа ВШЭ даст школам учителей — современных художников и дизайнеров

В этом году в НИУ ВШЭ впервые начинается набор на магистерскую программу «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе» по направлению «Педагогическое образование». Ее выпускники будут учить школьников по-новому.

Студенты Вышки поучаствуют в конкурсе по созданию патчей на бомберы adidas

В дизайн-конкурсе на создание серии из трех иллюстраций могут участвовать все студенты ВШЭ. Прием работ продлится до 22 мая. Проекты победителей будут реализованы в форме нашивок на куртках-бомберах adidas. Автор лучшей работы отправится в головной офис adidas в Германии.

На программе «Дизайн» открывается новый профиль «Саунд-арт и саунд-дизайн»

В Школе дизайна ВШЭ открывается бакалаврский профиль «Саунд-арт и саунд-дизайн». Это первая академическая программа в России, посвященная работе с музыкой, звуком и междисциплинарными формами искусства.