• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Европейские режиссеры рассказали о лоббизме

Российского зрителя не удалось напугать европейскими лоббистами. В рамках Фестиваля актуального научного кино «360°» в ВШЭ состоялся показ фильма «Брюссельский бизнес».

Полуторачасовой фильм режиссеров Фридриха Мозера и Матье Лиэтера не раскрывает никаких тайн, не разоблачает заговоры, не выводит на чистую воду коррупционеров и не предлагает решений. Это и не было задачей авторов, подчеркнул на показе в Вышке сам Лиэтер. И все же проблема влияния больших денег на большую политику до некоторой степени раскрывается в фильме на практическом материале — неудавшейся попытке провести через Еврокомиссию и Европарламент «инициативу о прозрачности», которая регулировала бы деятельность лоббистов.

Хотя Лиэтер и настаивает, что у него не было задачи демонизировать лоббистов и корпорации (один из главных героев фильма — тот самый лоббист при Европарламенте — предстает вполне симпатичным человеком), «Брюссельский бизнес» выдержан в типичной леволиберальной риторике. Видеоряд соответствующий — тут вам и плетущие интриги промышленники и финансисты, и страдающий от их действий народ (почему-то греческий, где основные беды как раз от огромного госсектора, а не частных компаний), и саундтрек, создающий эффект саспенса.

«Лоббизм всегда был и будет, никто его не отрицает, — оговаривается, впрочем, Лиэтер. — Но почему же не сделать механизмы лоббизма прозрачными, чтобы люди понимали, кто и в чьих интересах действует?». В США, где эта деятельность официально регистрируется, на лоббизм ежегодно тратится около трех миллиардов долларов. Сколько тратится в Брюсселе — неизвестно. Расходы, например, Deutsche Bank составляют два миллиона евро в год — сумма, едва ли способная впечатлить кого-то в России. Неслучайно, одной из первых реплик из зала по окончании фильма стало предложение снять подобный фильм по мотивам деятельности российских госкорпораций. По сравнению с их методами работы и сопутствующими «расходами» то, что происходит в Евросоюзе, покажется невинной шалостью.

Можно представлять лоббизм как неизбежное зло, а можно — как нормальный механизм взаимодействия государства и бизнеса, которые не в силах решить проблемы современного мира поодиночке. И уж точно не следует путать лоббизм с коррупцией и подкупом.

Другой упрек авторам фильма состоял в том, что в лоббизме они «обвиняют» только представителей крупной промышленности. Есть много групп, занимающихся лоббизмом в Европе и не только,  — это и объединения промышленников, и медиагруппы, и религиозные, и группы исследовательских институтов, отметил Оздчан Саритас, приглашенный профессор, ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований науки и технологий ИСИЭЗ ВШЭ. Это не всегда плохо. В фильме, политики и лоббисты показаны так, будто они зло, хотя режиссер и отрицает, что такая цель преследовалась. «Друзья Европы» в фильме показаны как противоборствующее лобби. «На мой взгляд, если с лоббизмом что-то не так, решать эту проблему следует, не создавая в ответ свое (противоборствующее) лобби, но делая более прозрачными политику и процесс принятия решений, с опорой на механизмы участия общественности, — отметил Саритас. — При условии такой открытости, нет никакого вреда в том, что различные группы образуют лобби и высказывают свои ожидания».

Можно представлять лоббизм как неизбежное зло, а можно — как нормальный механизм взаимодействия государства и бизнеса, которые не в силах решить проблемы современного мира поодиночке, добавил заместитель заведующего Лабораторией экономики инноваций ИСИЭЗ Томас Тернер, и уж точно не следует путать лоббизм с коррупцией и подкупом.

«Лоббизм — это проявление коллективного действия, равно как и социальные движения, выплескивающиеся на улицы», — заметил другой участник обсуждения, преподаватель факультета прикладной политологии ВШЭ Дмитрий Рой. Бизнесмены отстаивают свои интересы в стенах парламента, но и обычные граждане могут призвать власть к ответу — как на выборах, так и на массовых акциях протеста или через забастовки. Ну а то, что европейские политики вынуждены считаться с общественным мнением и подчиняться ему, признает даже Матье Лиэтер.

Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ

Фото Василия Бегаля

Вам также может быть интересно:

«Веселая жизнь» тридцатых годов

Как сталинская смеховая культура отразилась в творчестве Михаила Булгакова.

Два квеста по поиску любви

В Вышке прошел традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований. В этот раз участники семинара, по их собственным словам, «замахнулись на святое» — обсудили российские фильмы «Нелюбовь» и «Про любовь» и попытались разобраться в том, как отличить настоящую любовь от ненастоящей, откуда берется нелюбовь и можно ли ее победить.

Исследователи научили нейросеть прогнозировать коррупцию

Ученые из Высшей школы экономики и Университета Вальядолида разработали нейронную сеть для моделирования и прогнозирования коррупции на основе экономических и политических факторов.

Реновация: чем опыт Парижа может быть полезен Москве

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ подготовила документальный фильм о реновации Парижа. О том, как социальные и градостроительные проекты меняют большой город, в нем рассказывают представители власти, архитекторы и жители парижской периферии. Открытый показ фильма состоится 21 декабря в «Шухов Лаб».

На рождественском киносеминаре попытались понять советское общество

Советский Союз распался 25 лет назад. Возможно, одной из причин его разрушения было само советское общество, которое мы до сих пор не смогли понять до конца. Разобраться в нем на материалах картины Вадима Абдрашитова «Остановился поезд» (1982 год) пытались на ежегодном рождественском киносеминаре Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.

В Вышке пройдут Дни научного кино ФАНК

11 ноября в Вышке в рамках фестиваля ФАНК начнутся Дни научного кино. Вместе с гостями фестиваля самые актуальные научные фильмы посмотрят ученые ВШЭ, которые затем примут участие в обсуждении увиденного.

Вышка примет участие в Международном фестивале кино о науке и технологиях 360°

20–30 октября в Москве пройдет VI Международный фестиваль о науке и технологиях 360°. Фестивальную программу составляет исключительно  документальное кино, связанное с наукой, технологиями и новыми идеями о мире и обществе. Вышка уже неоднократно становилась партнером фестиваля, проводя серии лекций и дискуссий в рамках кинопоказов. И шестой по счету фестиваль не станет исключением.

Вышка приглашает на фестиваль этнокино

27 сентября в Музее Москвы начинается VI Международный кинофестиваль аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино». Почему на этот фестиваль стоит идти не только специалистам и на что обратить внимание в программе — рассказываем в нашем гиде.

День Вышки в парке Горького: чем заняться любителям кино

В современном мире кино — это развлечение, по крайней мере мы привыкли воспринимать его таковым. Но 8 сентября на празднике «День Вышки» на кино можно будет посмотреть научным взглядом. В «Профессорском лектории» выступят философы и культурологи из Высшей школы экономики, которые будут говорить о кино, и тезисы их лекций помогут слушателям выстоять в любых столкновениях с понятием «современная массовая культура».

Пять научных фактов о коррупции

IQ.hse.ru собрал научные факты о коррупции, которые установили ученые НИУ ВШЭ.