• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Всемирный разум: вначале будет слово, и это слово будет «Google»

Герберт Уэллс мечтал о создании всемирного разума — гигантской библиотеки, содержащий все знания человечества. Фильм Бена Льюиса «Google и всемирный разум», 17 октября завершивший III Фестиваль актуального научного кино «360˚» в ВШЭ, рассказал о проекте Google Books.

Фильм (Дания, 2013 год) повествует о нелегкой истории проекта Google Books. В 2002 году небольшая группа сотрудников Google запускает «книжный» проект, который в последствие получил название Google Books. Цель — создать сервис полнотекстового поиска по книгам, оцифрованным компанией. За время существования проекта Google отсканировал более 10 миллионов книг. Сотрудники проекта оценили количество существующих в мире произведений (без учета переизданий) в 130 миллионов и намеревались оцифровать все к концу десятилетия.

Сначала идею систематизировать всю мировую информацию и сделать ее общедоступной издательства и библиотеки восприняли с большим воодушевлением. Однако вскоре выяснилось, что Google не получила разрешение правообладателей на оцифровку части книг, срок действия авторских прав на которые еще не истек. Это стало причиной коллективного иска Американского союза писателей «Авторская гильдия», представляющего интересы более восьми тысяч авторов. Вскоре тяжба против компании вышла далеко за пределы США.

В 2009 году между Google и издателями было достигнуто соглашение, по которому сетевая компания получала право продолжать сканирование и использование электронных копий книг, в том числе и в коммерческих целях — в частности, предоставляя платный доступ к полному тексту книг. При этом Google обязалась отчислять правообладателям часть прибыли и удалять оцифрованные книги по их требованию. Тем не менее, не все авторы были согласны подписать соглашение, и судебные споры вспыхнули с новой силой.

В 2011 году окружной суд Манхэттена признал недействительным соглашение интернет-гиганта Google с американскими авторами и издателями об оцифровке книг. По мнению судьи, рассматриваемое соглашение даст компании Google значительные конкурентные преимущества перед другими игроками рынка и создаст угрозу нарушения авторских прав.

Фильм Бена Льюиса заставляет задуматься о том, можно ли собрать все знание мира в одних руках, а еще — о власти, которую в той или иной форме неизбежно получает владелец подобного объема информации. «Если Google до конца реализует свой проект, мы все окажемся у него в заложниках. Цены на доступ к информации будет диктовать Google, нам придется с этим мириться», — считает Бен Льюис, участвовавший в дискуссии после показа фильма. Кто-то из собравшихся на обсуждение фильма в ВШЭ считает, впрочем, что, несмотря ни на что, человечество только выиграет, если этот глобальный проект будет благополучно доведен до конца, ведь и сейчас приходится так или иначе потратиться, чтобы получить информацию, которой нет в открытом интернет-доступе.

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Джармуш, Тарантино, Вышка: премьеры Каннского фестиваля

14 мая фильмом «Мертвые не умирают» Джима Джармуша открывается 72-й Каннский международный кинофестиваль. В официальную российскую делегацию вошли студенты Высшей школы кино «Арка», реализующей совместные программы допобразования с факультетом коммуникации, медиа и дизайна ВШЭ. Короткометражные фильмы студентов покажут в рамках ежегодного альманаха Global Russians.

«Мы все живем в мире токсичности»

В этом году традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ был посвящен фильму Александра Горчилина «Кислота». Темой семинара стала цитата из фильма «Что мы можем дать миру, кроме зарядки от айфона?». Участники обсудили, относятся ли показанные в фильме проблемы к определенному поколению или являются универсальными.

«Журналистика и документальное кино не такие уж разные специальности»

Во время учебы на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Майя Гимаева сняла несколько документальных фильмов, два из них попали в программы международного фестиваля документального кино «Артдокфест». Фильм «Печать царя Соломона», рассказывающий о русскоязычном художнике из Венеции, можно посмотреть на сайте фестиваля 12 декабря. О том, как стать режиссером-документалистом, окончив журфак, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Ученые в кино

Мировой кинематограф каждый год пополняет полку художественных фильмов с персонажами-учеными. В фильмах они или злодеи, или герои, или гении. В жизни все не совсем так. Ко Всемирному дню науки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ собрал небольшую подборку фильмов, в которых ученые похожи на настоящих.

Отцы плагиата

Существуй в античной Элладе нормы современного авторского права, никакого «греческого чуда» бы не случилось, считает профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Олег Матвейчев. Представление о том, что мыслителям древности чуждо понятие плагиата, безосновательно, доказывает он на примерах Платона, Пифагора, Аристотеля, Геродота…

Юмористическая энциклопедия Средневековья

Монти Пайтон и публичная история.

В Школе дизайна открывается HSE Film School

HSE Film School — киношкола, которая объединит в себе все уровни образования: бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» программы «Современное искусство», дополнительное образование, аспирантуру и в перспективе — магистратуру. Руководитель HSE Film School — известный режиссер и сценарист Александр Зельдович рассказал о том, почему современное кинообразование требует нового подхода, а также как и чему будут учить в киношколе.

«Веселая жизнь» тридцатых годов

Как сталинская смеховая культура отразилась в творчестве Михаила Булгакова.

Два квеста по поиску любви

В Вышке прошел традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований. В этот раз участники семинара, по их собственным словам, «замахнулись на святое» — обсудили российские фильмы «Нелюбовь» и «Про любовь» и попытались разобраться в том, как отличить настоящую любовь от ненастоящей, откуда берется нелюбовь и можно ли ее победить.

Реновация: чем опыт Парижа может быть полезен Москве

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ подготовила документальный фильм о реновации Парижа. О том, как социальные и градостроительные проекты меняют большой город, в нем рассказывают представители власти, архитекторы и жители парижской периферии. Открытый показ фильма состоится 21 декабря в «Шухов Лаб».