• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как использовать ЕГЭ для оценки достижений системы образования?

ЕГЭ по-прежнему остается ключевым способом оценки не только учеников, но и школ, и региональных систем образования, несмотря на то, что самые разные эксперты не первый год возражают против такой универсальности. На семинаре Института образования ВШЭ 21 января обсуждали, что действительно можно оценить с помощью анализа результатов ЕГЭ

Традиционно при анализе результатов ЕГЭ используются три ключевых показателя: средний балл по предмету; количество учащихся, не сумевших сдать экзамен на положительную оценку; число учащихся, добившихся высоких результатов. На основании этих параметров делают выводы о работе системы образования, сравнивают школы и регионы. Однако в нынешнем виде такие сопоставления абсолютно некорректны, считает эксперт независимого агентства оценки качества образования «Лидер» Сергей Боченков.

Прежде всего при рассмотрении результатов ЕГЭ обычно не учитывается, кто именно сдает экзамен. Среди сдающих, кроме выпускников школы текущего года, обязательно есть выпускники техникумов и колледжей, выпускники прошлых лет, пересдающие ЕГЭ, и выпускники вечерних школ. Доля представителей той или иной группы среди сдающих экзамен серьезно сказывается на его результатах. Чтобы делать какие-то выводы о работе школ, необходимо сначала отделить результаты ЕГЭ выпускников текущего года от прочих.

ЕГЭ не оценивает ни эффективность работы школы в 1-9 классах, ни уровень социализации детей. Зато с его помощью можно прикинуть, в какой мере учащиеся 10-11 классов, а также техникумов и колледжей осваивают федеральный государственный образовательный стандарт.

Широко распространено сравнение результатов ЕГЭ по разным предметам. На основании того, что средний балл, например, по русскому языку по России традиционно несколько выше, чем средний балл по математике, говорят об особенно серьезных проблемах математического образования. При этом совершенно не учитывается то, что количество заданий по разным предметам, их сложность и характер существенно различаются. Сто баллов по русскому и сто баллов по математике — это очень разные сто баллов. То же относится к физике, химии, истории. Прежде чем сравнивать между собой результаты ЕГЭ по разным предметам, необходимо сделать их сопоставимыми с помощью методов математической статистики. Так, у Сергея Боченкова получилось, что 62 балла по математике эквивалентны 75 баллам по русскому. Соответственно, для разных предметов разное количество баллов будет обозначать «высокий» и «низкий» результаты экзамена.

По тем же причинам затруднительно сравнивать результаты ЕГЭ разных лет: каждый год меняются контрольно-измерительные материалы (КИМы) и условия выполнения заданий. Так, недавно продолжительность экзамена по русскому увеличили на полчаса, не меняя КИМов. Сравнивать результаты, полученные при таких разных условиях, некорректно.

Как же использовать ЕГЭ для анализа работы системы образования? Нужно учитывать ограниченность экзамена — ЕГЭ не оценивает ни эффективность работы школы в 1-9 классах, ни уровень социализации детей. Зато с его помощью можно прикинуть, в какой мере учащиеся 10-11 классов, а также техникумов и колледжей осваивают федеральный государственный образовательный стандарт. Для этого необходимо с помощью методов математического анализа сделать баллы по разным учебным дисциплинам сопоставимыми.

По мнению первого заместителя председателя Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Любови Духаниной, ЕГЭ — неплохой способ самооценки школ и учителей, работающих с выпускными классами. И школы, и учителя могут поставить перед собой четкие цели: например, чтобы все, кто готовится к ЕГЭ, сдали его на положительную оценку или чтобы средний балл школы по профильным предметам был не ниже, чем у подобных школ. Однако это не отменяет давно назревшей необходимости в дополняющих единый экзамен мониторинговых исследованиях. Нельзя забывать и о предметной подготовке учителей. Уже сейчас очевидно, что низкие баллы ЕГЭ часто связаны с тем, что сами учителя не в состоянии написать экзамен на высокий балл — в рамках любой системы оценки результатов.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

В российском высшем образовании сложилась новая реальность

28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.

В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов

Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.