• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Системный подход в улучшении качества ЖКХ невозможен без привлечения инвестиций

Около 60% россиян назвали наиболее актуальной личной проблемой ситуацию в сфере ЖКХ и ЖКУ, согласно опросу ВЦИОМ. Что больше всего настораживает опрошенных в системе ЖКХ и как снизить социальное напряжением по этому поводу, рассказал директор Института экономики энергетики и жилищно-коммунального комплекса ВШЭ Виктор Колесник.

На протяжении последних лет наших сограждан больше всего беспокоит тема ЖКХ. На втором месте — рост цен на товары и услуги. Две темы взаимосвязаны, так как сказываются на уровне жизни населения. Людей возмущает не столько качество жилищно-коммунальных услуг, сколько отсутствие обоснования удорожания. Сейчас уже очень большая доля семейных бюджетов уходит на услуги ЖКХ. Хорошо, когда человек знает, за что платит. Но в настоящее время возникает ситуация, когда люди не понимают, почему они должны платить за те услуги, которые порой им не оказываются. Кроме того тарифы на не оказываемые услуги периодически растут, и растут намного быстрее инфляции.

Потенциально жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) является одной из самых инвестиционно привлекательных отраслей экономики: оборот отрасли почти 4 триллиона рублей. В то же время, доля убыточных организаций ЖКК составляет по самым скромным оценкам 40%.

Причин такого положения дел несколько.

Во-первых, тарифы, неэффективное регулирование которых приводит к тому, что организации ЖКК субсидируют энергетику и газовую отрасль. Тарифы — это отражение существующей себестоимости производства ресурса. Чем старее оборудование, тем выше себестоимость. Для инвестиций нужен финансовый ресурс, а операционные затраты несоразмерно велики. Для примера: в структуре российского тарифа операционные расходы составляют более 80%, а среднеевропейского только чуть более 30%. Для модернизации инвестиции в тарифе должны составлять не менее 30%.

Во-вторых, убыточность отрасли зачастую диктуется незаинтересованностью самих предприятий ЖКК в повышении эффективности использования объектов коммунальной инфраструктуры, в снижении потерь. В условиях сегодняшнего тарифного регулирования малым и средним операторам невозможно работать на рынке без долгов. Например, если федеральные тарифные органы увеличили цену на газ на 15%, то РЭК разрешают поднять тариф для населения на 12%. А топливная составляющая в тарифе — более половины расходов. Таким образом, если плата за топливо вырастает в тарифе непропорционально, то операторам котельных приходится на чем-то экономить: сокращать расходы на текущий ремонт и замену оборудования. В итоге тарифы растут, а качество услуг в силу старения инфраструктуры стремительно падает.

В-третьих, малая эффективность отрасли проистекает из незначительного объема частных инвестиций в отрасль (50 млрд. руб.). Механизмы экономического стимулирования долгосрочного инвестирования в отрасли ЖКХ не действуют, втом числе в силу высоких процентных ставок. А высокие ставки — это узкий горизонт планирования, отсюда высокие нормы прибыли. Чтобы ее достичь, надо задирать цены. Получается замкнутый круг. В принципе, короткое планирование при дорожающих ресурсах значительно влияет на рост инфляции.

В результате всего этого потребители получают крайне низкого качества услуги, не соответствующие стоимости, выраженной в платежном документе. Мы платим не за потребленные услуги, не за качество, а за факт того, что мы являемся потребителями.

Нужны комплексные решения проблем ЖКК —организационные, технологические и финансовые. Но системный подход невозможен без привлечения инвестиций в проекты по модернизации и реконструкции объектов коммунального хозяйства (ввиду высокого уровня морального и физического износа фондов в отрасли). Усилия по модернизации инфраструктуры не без оснований рассматриваются многими странами как платформа для инноваций.

Если мы говорим о финансировании модернизации услуг ЖКХ, то, конечно, это должны быть не только бюджетные средства, а скорее, облигационные деньги, займы муниципальные и субъектов Федерации. Если бизнес становится рентабельным, то и облигации можно выпускать и их купят. И тут очень важный пункт: если выпускаются муниципальные бумаги, то их должен купить не только рыночный субъект, который может не доверять этим бумагам, их в первую очередь должно купить государство, а у государства должен купить Центральный банк. Эти муниципальные бумаги должны стать надежным финансовым инструментом. Государство гарантирует этот процесс в лице Центрального банка, и формирует правила игры, в том числевнеся в Бюджетный кодекс поправки, позволяющие формировать долгосрочные обязательства больше срока бюджетного планирования.

Если мы говорим о центрах ответственности за ЖКК, то для этого необходима передача всех полномочий, по регулированию ЖКХ, включая свободу тарифного регулирования на уровень субъектов Федерации, одновременно со всей полнотой ответственности.

Вам также может быть интересно:

Введение абонентской платы за электроэнергию может стать замаскированным повышением тарифов

Федеральная служба по тарифам предлагает ввести абонентскую плату за электричество — выделить долю в ежемесячных платежах и закрепить ее как оплату услуг по передаче электроэнергии. О целесообразности подобной меры рассуждает директор Института экономики энергетики и жилищно-коммунального комплекса ВШЭ Виктор Колесник.

В реформе ЖКХ главное — создание условий для привлечения инвестиций

30 января на заседании президиума Экономического совета под председательством Владимира Путина обсуждались вопросы повышения эффективности работы жилищно-коммунального комплекса страны. Своим мнением о затронутых на встрече проблемах поделился приглашенный на заседание Александр Пузанов, заведующий кафедрой экономики города и муниципального управления ВШЭ.