• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей ВШЭ обеспечит профильное обучение старшеклассников

Национальный исследовательский университет — Высшая школа экономики возьмет на себя до половины элитного среднего образования в столице. О соответствующем соглашении «о разделе сфер влияния» с Департаментом образования Москвы, о том, на каких условиях НИУ ВШЭ займется московской школой, о платном и бесплатном образовании и о многом другом «МК» рассказал ректор Вышки Ярослав Кузьминов.

— Ярослав Иванович, готова ли наша школа к переходу на стандарт профильного обучения в старших классах?

— И да и нет. С одной стороны, хороших учителей, готовых дать углубленные знания по своему предмету, хватит (по крайней мере, в крупных городах). Заниматься с сильными, мотивированными учениками — это удовольствие для учителя. С другой, есть проблема с самой профилизацией. Одно дело — углубленная математика или литература. Но в нашей школе нет предметов, ориентирующих в наборе профессий взрослого мира. В школьной программе представлено не более 20% наук, изучаемых в вузах, причем за скобками остаются даже самые массовые профессии, как врач, инженер, юрист или экономист. Работа инженера не сводится к применению принципов физики и химии. В школе нет проектов, а именно созданием и оценкой проектов занимается большинство профессионалов. Из школьного курса обществознания не поймешь, чем занимается экономист или политолог, — это, скорее, политграмота на уровне Ленинского уголка воинской части советских времен.

— Так ведь все вузы, как правило, имеют подготовительные курсы...

— Курсы, во-первых, соответствуют предметам школьной программы, а не вузовской. Во-вторых — они платные. В-третьих — это вечерние занятия, дополнительные к школьной нагрузке. У нас в Вышке давно работает факультет довузовской подготовки, мы будем его развивать и дальше. Пытаемся там давать и курсы профориентации. Но те ограничения, о которых я сказал, они относятся и к нему.

Олимпиады школьников — еще один канал ранней профориентации, но он ориентирован на результаты. Олимпиадное движение не включает собственной подготовки школьников — вокруг олимпиад также нарастает система платной подготовки, свои репетиторы или курсы при вузах. Опять же 90% олимпиад — это творческие испытания по школьным, а не профессиональным предметам.

В новом Законе об образовании вузы получили право заниматься общим образованием — другими словами, иметь в своем составе школы. Думаю, что вот это — перспективная норма. Она может позволить организовать реальную профилизацию старших школьников в масштабах куда больших, чем те несколько специализированных интернатов при вузах, которые существовали давно. Поэтому Вышка в прошлом году выступила с инициативой — создать такой университетский лицей с профилизацией, соответствующей нашим основным специальностям.

— Эта модель профильного обучения и легла в основу соглашения Вышки с Департаментом образования Москвы?

— Да, весной 2013 года по договоренности с руководством Москвы мы открыли лицей в составе ВШЭ. Это только 10-й и 11-й классы. В этом возрасте школьники уже достаточно взрослые, чтобы воспринимать университетских преподавателей, работать самостоятельно — словом, получать преимущества от университета.

Первый, прошлогодний набор (всего около 60 человек) был пилотным, без разбивки по специализации. Но в 2014 году лицей разворачивается в полном масштабе. Мы примем в 10-й класс 700 человек.

С этого года в лицее будут созданы шесть крупных направлений: математика и компьютерные науки, социально-экономическое, право, гуманитарные науки и психология, востоковедение, дизайн

— Это же будет крупнейшая школа в России!

— Да, 28 десятых классов — конечно, это условный подсчет, занятия будут проходить и в лекционном формате, для 100-150 человек, и в малых группах по 4-5.

С этого года в лицее будут созданы шесть крупных направлений: математика и компьютерные науки, социально-экономическое, право, гуманитарные науки и психология, востоковедение, дизайн. На каждое будет отдельный прием. За каждое направление будет отвечать группа факультетов Вышки.

Трагедия сегодняшней даже не школы — системы образования в целом — она крадет у человека самые креативные годы, 15-17 лет. В эти годы надо увлекаться, строить проекты, а мы заполняем ему это время колоссальным объемом зубрежки, подготовки к экзаменам, где ты должен на каждый вопрос ответить правильно. Мы выращиваем из взволнованного отрока механического карьериста, цель которого — не создать что-то свое, а поступить.

— Вы автор ЕГЭ и, как Тарас Бульба, убиваете собственного сына...

— Ошибаетесь. ЕГЭ ничего не изменил в этом отношении, система зубрежки действовала до ЕГЭ как подготовка сначала к выпускным, а потом к вступительным экзаменам. ЕГЭ просто несколько уравнял шансы для людей, которые не имеют возможностей нанять репетиторов из нужного вуза. Но ЕГЭ не ставил и не мог ставить задач изменения школы в целом.

Слушайте, да если бы мы в 2000 году знали, как избавить старшую школу от зубрежки, мы бы решали эту задачу как первоочередную, и не ЕГЭ был бы главным инструментом образовательной реформы. К сожалению, нет такого рецепта для всех школ, для всей страны. Состояние учительского корпуса, методическая база, да и финансы не позволяли это сделать тогда, не позволяют и сейчас.

Лицей — это то, что мы можем реализовать, сначала на базе Высшей школы экономики, МИФИ, РГГУ и еще ряда хороших московских вузов. Университеты задолжали школе, надо эти долги отдавать.

И в нашем проекте речь не идет об обходе ЕГЭ — у выпускников лицея не будет никаких формальных преимуществ, они будут сдавать ЕГЭ, как все. Не будет никакого отдельного пути в Вышку. Мы не для этого проект затеваем. Просто в университетах есть кадровый и организационный потенциал, который способен качественно изменить нашу старшую школу. Мы мобилизуем этот потенциал.

— Есть ложка дегтя в опыте замечательных физматшкол при вузах. Став студентами, их выпускники теряют интерес к учебе — скучно, они уже прошли этот материал...

— Мы знаем этот опыт и не собираемся заранее учить лицеистов по программе 1-2-го курсов. Мы, безусловно, дадим основы выбранного школьником предмета, но не одного, а целого блока смежных предметов. Например, выбравший экономику будет изучать не только ее, но и основы бизнеса и менеджмента, социологию, психологию, право. Плюс экономическую историю и историю экономической мысли — пусть в лицее изучают классиков, на чтение которых у студентов потом не будет времени. Придет со временем такой студент на экономфак, а он уже читал Адама Смита, Маршалла, Кейнса.

У выпускников лицея не будет никаких формальных преимуществ, они будут сдавать ЕГЭ, как все. Не будет никакого отдельного пути в Вышку. Мы не для этого проект затеваем

«Блоковая» структура учебного плана должна помочь лицеистам выбрать «свое» направление не на основе разговоров и чужих мнений, а на базе собственного опыта, сформировавшегося увлечения предметом. У нас уже есть такой опыт в пилотных классах лицея: ребята, пришедшие с четкой ориентацией на экономику, переориентировались на социологию, на философский факультет.

Сегодня рынок труда меняется. Экономисты, юристы, менеджеры сохраняют свое первое место по доходам и карьере, но инженеры, врачи, представители гуманитарных специальностей, ученые к ним подходят все ближе. У завтрашних абитуриентов уникальная возможность — построить карьеру, не ломая себя, а следуя своим склонностям.

— А сколько надо будет платить за обучение, за сервисы университета?

— Лицей будет полностью бесплатным, мы об этом договорились с мэром Сергеем Собяниным. Прием в 700 человек сразу на треть увеличит высококачественный сектор среднего образования Москвы. Москва профинансирует обучение в лицее по нормативам обычной школы — около 125 тыс. рублей в год, остальное вложим мы.

— Никаких заработков, одни вложения! В чем же тогда интерес Вышки?

— В воспитании своего абитуриента! К нам часто идут за дипломом Вышки — брендового, раскрученного вуза. С карьерной точки зрения это оправданно, однако учить студентов-карьеристов неинтересно. Гораздо приятнее работать с ребятами, бескорыстно увлекающимися предметом, а потому способными на креатив в процессе обучения. Наш лицей поможет им понять, какой специальностью они хотят заниматься. А со временем мы распространимся по всей Москве.

— То есть?

— В Департаменте образования считают, что лицей Вышки должен присутствовать не только в Центральном, но и в ряде других московских округов. Поэтому по договоренности с правительством Москвы в дополнение к уже имеющемуся зданию на будущий год мы планируем открыть еще два отделения лицея — предположительно, на Красносельской и в Строгине. В последнем мы думаем развивать направления, связанные с компьютерными науками, поскольку в этом районе построен новый корпус нашего инженерного подразделения — МИЭМ. Кроме того, практически во всех округах Москвы мы запустим другую модель профильного обучения — университетский кластер. В его рамках в крупных образовательных центрах, находящихся в ведении Департамента образования, мы будем поддерживать профильное обучение по нашим основным специальностям. Будем отвечать на наиболее массовый запрос — помогать профильному обучению по экономике, компьютерным наукам, прикладной математике.

Таков наш «социальный оброк» городу!

Для представителей творческих профессий, включая преподавателей, важны не только деньги, но и так называемая нематериальная составляющая вознаграждения — свободное время, необходимое для творческого развития

— Для лицеев вам понадобится уйма учителей. Наберете?

— Отбор шел все время, а скоро мы объявим открытый конкурс, чтобы увидеть предложения тех, кого мы пока не знаем. Но это касается в основном тех предметов, которые не представлены в самой Вышке: химии, биологии, географии, физики... Наша обязанность — дать шанс лицеисту, несмотря на то, что он выбрал, скажем, гуманитарное направление или дизайн, встретиться в школе с очень хорошим учителем по каждому предмету школьной программы. В отношении же профиля — у нас работают 3 тыс. ученых, так что мы не только 28, а и 100 классов в Москве обеспечим! Что же касается того, могут ли учить школьников не учителя, а вузовские преподаватели, то продвинутые старшеклассники в школу почти не ходят. Они ходят в вузы — на подготовительные курсы и к репетиторам.

— К слову, учителя жалуются, что рост их нагрузок опережает рост зарплат, а сейчас их вдобавок заставляют отсиживать внеурочные часы в школе. Эффективен ли, по-вашему, такой контракт с учителем?

— Простое повышение зарплат — это никакой не эффективный контракт! Есть профессии, где работают за деньги по часам или по выработке — скажем, монтажники или водители. А для представителей творческих профессий, включая преподавателей, важны не только деньги, но и так называемая нематериальная составляющая вознаграждения — свободное время, необходимое для творческого развития. Именно такой контракт и имел в виду президент, но некоторые исполнители указа пошли по простому пути: повысили зарплаты не хорошим учителям, а всем подряд, а когда денег не хватило, добыли их, сократив штаты и увеличив нагрузку. Есть же другие пути — например, ввести должности помощников учителей из числа студентов или старшеклассников, которые за меньшие деньги будут проверять домашние задания, давать базовые консультации по предмету. Учитель не должен стоять у конвейера: перегрузка ломает творческое отношение к предмету! При нагрузке 25 и больше классных часов в классе в неделю трудно быть хорошим учителем, педагог должен иметь свободное время, чтобы не только покупать книги, но и успевать их читать.

— Так что Вышка в 2014 году существенно расширяет свое образовательное предложение москвичам...

— Да. Я перечислю все, что у нас сегодня работает.

Это лицей ВШЭ, куда принимаем 700 человек после 9-го класса. Это университетский школьный кластер ВШЭ, охватывающий все классы. Это 69 базовых школ ВШЭ, где мы ведем занятия в профильных классах или оказываем методическую помощь учителям. А также знаменитый, не побоюсь этого слова, факультет довузовской подготовки ВШЭ — полторы тысячи человек на стационарной подготовке к ЕГЭ и профильным олимпиадам. Еще можно сказать про клуб «Эрудит» — это уникальная программа для школьников 7-9-го классов, в основном с игровыми формами освоения материала. Есть еще интернет-школа ВШЭ — среди 15 тысяч ее пользователей москвичей не так уж много (что понятно), но они есть, и это хорошая возможность для тех, кому по каким-то причинам сложно добираться.

Марина Лемуткина

Вам также может быть интересно:

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.

«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»

Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.

«Взять от учебы всё»: в Вышке стартовала серия встреч со школьниками

В Большом зале Центра культур НИУ ВШЭ состоялась встреча учеников школ Москвы и других регионов с представителями Приемной комиссии и пяти факультетов университета. В ней приняли участие около 400 человек, и это начало серии очных встреч, которые пройдут в Вышке в период до 11 апреля. Об образовательных программах бакалавриата и специалитета, особенностях студенческой жизни, карьерных перспективах выпускников НИУ ВШЭ и многом другом смогут узнать потенциальные абитуриенты от Калининграда до Якутска и Владивостока.

В НИУ ВШЭ учеников предпрофессиональных классов посвятили в будущие профессионалы

8 февраля, в День российской науки, 20 тысяч учеников 10-х предпрофессиональных классов школ Москвы прошли посвящение в будущие профессионалы на площадках более 30 столичных вузов. Одним из них стала Высшая школа экономики — в мероприятиях приняли участие более тысячи учеников предпринимательских, инженерных, ИТ- и медиаклассов. Они ознакомились с исследовательскими и образовательными возможностями университета, побывали на лекциях и интерактивных занятиях, пообщались с преподавателями.

Участники DANO написали задачный тур заключительного этапа

Завершился задачный тур заключительного этапа Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Участниками стали 296 человек. В этот раз школьникам предстояло не тестовые задания решать, а работать над практическими задачами, которые требовали знания основ теории вероятностей и математической статистики.

«Находить интересные и нестандартные ходы»: завершилась Математическая регата для 11-го класса

25 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся заключительный тур Математической регаты для 11-классников — интеллектуального состязания, входящего в число олимпиад Вышки. В нем приняли участие 70 команд, победителем стала команда из московской школы № 2086, оставившая далеко позади всех своих соперников. Еще 15 команд заняли вторые и третьи места.

«Проектная школа»: в Вышке стартовал новый образовательный проект для учителей

Школа коммуникаций ВШЭ и Центр взаимодействия с регионами ВШЭ запустили образовательный курс для учителей «Проектная школа». Его цель — знакомство педагогов с особенностями творческих конкурсов и подготовка старшеклассников к участию в них. Первый трехдневный интенсив для педагогов партнерских школ прошел в учебном центре Вышки «Вороново».

Эксперты НИУ ВШЭ помогут выстроить комплексную систему профориентации и социализации школьников Камчатки

Институт образования НИУ ВШЭ совместно с ВЭБ.РФ, НКО «Фонд развития городов» и правительством Камчатского края запустил проект социального воздействия в сфере образования. Он поможет выстроить комплексную систему профориентации и социализации детей в школах региона. Цель проекта — повысить мотивацию подростков к дальнейшему обучению и построению карьеры на Дальнем Востоке.