• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей ВШЭ обеспечит профильное обучение старшеклассников

Национальный исследовательский университет — Высшая школа экономики возьмет на себя до половины элитного среднего образования в столице. О соответствующем соглашении «о разделе сфер влияния» с Департаментом образования Москвы, о том, на каких условиях НИУ ВШЭ займется московской школой, о платном и бесплатном образовании и о многом другом «МК» рассказал ректор Вышки Ярослав Кузьминов.

— Ярослав Иванович, готова ли наша школа к переходу на стандарт профильного обучения в старших классах?

— И да и нет. С одной стороны, хороших учителей, готовых дать углубленные знания по своему предмету, хватит (по крайней мере, в крупных городах). Заниматься с сильными, мотивированными учениками — это удовольствие для учителя. С другой, есть проблема с самой профилизацией. Одно дело — углубленная математика или литература. Но в нашей школе нет предметов, ориентирующих в наборе профессий взрослого мира. В школьной программе представлено не более 20% наук, изучаемых в вузах, причем за скобками остаются даже самые массовые профессии, как врач, инженер, юрист или экономист. Работа инженера не сводится к применению принципов физики и химии. В школе нет проектов, а именно созданием и оценкой проектов занимается большинство профессионалов. Из школьного курса обществознания не поймешь, чем занимается экономист или политолог, — это, скорее, политграмота на уровне Ленинского уголка воинской части советских времен.

— Так ведь все вузы, как правило, имеют подготовительные курсы...

— Курсы, во-первых, соответствуют предметам школьной программы, а не вузовской. Во-вторых — они платные. В-третьих — это вечерние занятия, дополнительные к школьной нагрузке. У нас в Вышке давно работает факультет довузовской подготовки, мы будем его развивать и дальше. Пытаемся там давать и курсы профориентации. Но те ограничения, о которых я сказал, они относятся и к нему.

Олимпиады школьников — еще один канал ранней профориентации, но он ориентирован на результаты. Олимпиадное движение не включает собственной подготовки школьников — вокруг олимпиад также нарастает система платной подготовки, свои репетиторы или курсы при вузах. Опять же 90% олимпиад — это творческие испытания по школьным, а не профессиональным предметам.

В новом Законе об образовании вузы получили право заниматься общим образованием — другими словами, иметь в своем составе школы. Думаю, что вот это — перспективная норма. Она может позволить организовать реальную профилизацию старших школьников в масштабах куда больших, чем те несколько специализированных интернатов при вузах, которые существовали давно. Поэтому Вышка в прошлом году выступила с инициативой — создать такой университетский лицей с профилизацией, соответствующей нашим основным специальностям.

— Эта модель профильного обучения и легла в основу соглашения Вышки с Департаментом образования Москвы?

— Да, весной 2013 года по договоренности с руководством Москвы мы открыли лицей в составе ВШЭ. Это только 10-й и 11-й классы. В этом возрасте школьники уже достаточно взрослые, чтобы воспринимать университетских преподавателей, работать самостоятельно — словом, получать преимущества от университета.

Первый, прошлогодний набор (всего около 60 человек) был пилотным, без разбивки по специализации. Но в 2014 году лицей разворачивается в полном масштабе. Мы примем в 10-й класс 700 человек.

С этого года в лицее будут созданы шесть крупных направлений: математика и компьютерные науки, социально-экономическое, право, гуманитарные науки и психология, востоковедение, дизайн

— Это же будет крупнейшая школа в России!

— Да, 28 десятых классов — конечно, это условный подсчет, занятия будут проходить и в лекционном формате, для 100-150 человек, и в малых группах по 4-5.

С этого года в лицее будут созданы шесть крупных направлений: математика и компьютерные науки, социально-экономическое, право, гуманитарные науки и психология, востоковедение, дизайн. На каждое будет отдельный прием. За каждое направление будет отвечать группа факультетов Вышки.

Трагедия сегодняшней даже не школы — системы образования в целом — она крадет у человека самые креативные годы, 15-17 лет. В эти годы надо увлекаться, строить проекты, а мы заполняем ему это время колоссальным объемом зубрежки, подготовки к экзаменам, где ты должен на каждый вопрос ответить правильно. Мы выращиваем из взволнованного отрока механического карьериста, цель которого — не создать что-то свое, а поступить.

— Вы автор ЕГЭ и, как Тарас Бульба, убиваете собственного сына...

— Ошибаетесь. ЕГЭ ничего не изменил в этом отношении, система зубрежки действовала до ЕГЭ как подготовка сначала к выпускным, а потом к вступительным экзаменам. ЕГЭ просто несколько уравнял шансы для людей, которые не имеют возможностей нанять репетиторов из нужного вуза. Но ЕГЭ не ставил и не мог ставить задач изменения школы в целом.

Слушайте, да если бы мы в 2000 году знали, как избавить старшую школу от зубрежки, мы бы решали эту задачу как первоочередную, и не ЕГЭ был бы главным инструментом образовательной реформы. К сожалению, нет такого рецепта для всех школ, для всей страны. Состояние учительского корпуса, методическая база, да и финансы не позволяли это сделать тогда, не позволяют и сейчас.

Лицей — это то, что мы можем реализовать, сначала на базе Высшей школы экономики, МИФИ, РГГУ и еще ряда хороших московских вузов. Университеты задолжали школе, надо эти долги отдавать.

И в нашем проекте речь не идет об обходе ЕГЭ — у выпускников лицея не будет никаких формальных преимуществ, они будут сдавать ЕГЭ, как все. Не будет никакого отдельного пути в Вышку. Мы не для этого проект затеваем. Просто в университетах есть кадровый и организационный потенциал, который способен качественно изменить нашу старшую школу. Мы мобилизуем этот потенциал.

— Есть ложка дегтя в опыте замечательных физматшкол при вузах. Став студентами, их выпускники теряют интерес к учебе — скучно, они уже прошли этот материал...

— Мы знаем этот опыт и не собираемся заранее учить лицеистов по программе 1-2-го курсов. Мы, безусловно, дадим основы выбранного школьником предмета, но не одного, а целого блока смежных предметов. Например, выбравший экономику будет изучать не только ее, но и основы бизнеса и менеджмента, социологию, психологию, право. Плюс экономическую историю и историю экономической мысли — пусть в лицее изучают классиков, на чтение которых у студентов потом не будет времени. Придет со временем такой студент на экономфак, а он уже читал Адама Смита, Маршалла, Кейнса.

У выпускников лицея не будет никаких формальных преимуществ, они будут сдавать ЕГЭ, как все. Не будет никакого отдельного пути в Вышку. Мы не для этого проект затеваем

«Блоковая» структура учебного плана должна помочь лицеистам выбрать «свое» направление не на основе разговоров и чужих мнений, а на базе собственного опыта, сформировавшегося увлечения предметом. У нас уже есть такой опыт в пилотных классах лицея: ребята, пришедшие с четкой ориентацией на экономику, переориентировались на социологию, на философский факультет.

Сегодня рынок труда меняется. Экономисты, юристы, менеджеры сохраняют свое первое место по доходам и карьере, но инженеры, врачи, представители гуманитарных специальностей, ученые к ним подходят все ближе. У завтрашних абитуриентов уникальная возможность — построить карьеру, не ломая себя, а следуя своим склонностям.

— А сколько надо будет платить за обучение, за сервисы университета?

— Лицей будет полностью бесплатным, мы об этом договорились с мэром Сергеем Собяниным. Прием в 700 человек сразу на треть увеличит высококачественный сектор среднего образования Москвы. Москва профинансирует обучение в лицее по нормативам обычной школы — около 125 тыс. рублей в год, остальное вложим мы.

— Никаких заработков, одни вложения! В чем же тогда интерес Вышки?

— В воспитании своего абитуриента! К нам часто идут за дипломом Вышки — брендового, раскрученного вуза. С карьерной точки зрения это оправданно, однако учить студентов-карьеристов неинтересно. Гораздо приятнее работать с ребятами, бескорыстно увлекающимися предметом, а потому способными на креатив в процессе обучения. Наш лицей поможет им понять, какой специальностью они хотят заниматься. А со временем мы распространимся по всей Москве.

— То есть?

— В Департаменте образования считают, что лицей Вышки должен присутствовать не только в Центральном, но и в ряде других московских округов. Поэтому по договоренности с правительством Москвы в дополнение к уже имеющемуся зданию на будущий год мы планируем открыть еще два отделения лицея — предположительно, на Красносельской и в Строгине. В последнем мы думаем развивать направления, связанные с компьютерными науками, поскольку в этом районе построен новый корпус нашего инженерного подразделения — МИЭМ. Кроме того, практически во всех округах Москвы мы запустим другую модель профильного обучения — университетский кластер. В его рамках в крупных образовательных центрах, находящихся в ведении Департамента образования, мы будем поддерживать профильное обучение по нашим основным специальностям. Будем отвечать на наиболее массовый запрос — помогать профильному обучению по экономике, компьютерным наукам, прикладной математике.

Таков наш «социальный оброк» городу!

Для представителей творческих профессий, включая преподавателей, важны не только деньги, но и так называемая нематериальная составляющая вознаграждения — свободное время, необходимое для творческого развития

— Для лицеев вам понадобится уйма учителей. Наберете?

— Отбор шел все время, а скоро мы объявим открытый конкурс, чтобы увидеть предложения тех, кого мы пока не знаем. Но это касается в основном тех предметов, которые не представлены в самой Вышке: химии, биологии, географии, физики... Наша обязанность — дать шанс лицеисту, несмотря на то, что он выбрал, скажем, гуманитарное направление или дизайн, встретиться в школе с очень хорошим учителем по каждому предмету школьной программы. В отношении же профиля — у нас работают 3 тыс. ученых, так что мы не только 28, а и 100 классов в Москве обеспечим! Что же касается того, могут ли учить школьников не учителя, а вузовские преподаватели, то продвинутые старшеклассники в школу почти не ходят. Они ходят в вузы — на подготовительные курсы и к репетиторам.

— К слову, учителя жалуются, что рост их нагрузок опережает рост зарплат, а сейчас их вдобавок заставляют отсиживать внеурочные часы в школе. Эффективен ли, по-вашему, такой контракт с учителем?

— Простое повышение зарплат — это никакой не эффективный контракт! Есть профессии, где работают за деньги по часам или по выработке — скажем, монтажники или водители. А для представителей творческих профессий, включая преподавателей, важны не только деньги, но и так называемая нематериальная составляющая вознаграждения — свободное время, необходимое для творческого развития. Именно такой контракт и имел в виду президент, но некоторые исполнители указа пошли по простому пути: повысили зарплаты не хорошим учителям, а всем подряд, а когда денег не хватило, добыли их, сократив штаты и увеличив нагрузку. Есть же другие пути — например, ввести должности помощников учителей из числа студентов или старшеклассников, которые за меньшие деньги будут проверять домашние задания, давать базовые консультации по предмету. Учитель не должен стоять у конвейера: перегрузка ломает творческое отношение к предмету! При нагрузке 25 и больше классных часов в классе в неделю трудно быть хорошим учителем, педагог должен иметь свободное время, чтобы не только покупать книги, но и успевать их читать.

— Так что Вышка в 2014 году существенно расширяет свое образовательное предложение москвичам...

— Да. Я перечислю все, что у нас сегодня работает.

Это лицей ВШЭ, куда принимаем 700 человек после 9-го класса. Это университетский школьный кластер ВШЭ, охватывающий все классы. Это 69 базовых школ ВШЭ, где мы ведем занятия в профильных классах или оказываем методическую помощь учителям. А также знаменитый, не побоюсь этого слова, факультет довузовской подготовки ВШЭ — полторы тысячи человек на стационарной подготовке к ЕГЭ и профильным олимпиадам. Еще можно сказать про клуб «Эрудит» — это уникальная программа для школьников 7-9-го классов, в основном с игровыми формами освоения материала. Есть еще интернет-школа ВШЭ — среди 15 тысяч ее пользователей москвичей не так уж много (что понятно), но они есть, и это хорошая возможность для тех, кому по каким-то причинам сложно добираться.

Марина Лемуткина

Вам также может быть интересно:

Лицеисты заняли первое место на чемпионате «Что? Где? Когда?» среди школьников Москвы

В МГИМО прошел Школьный чемпионат Москвы игры «Что? Где? Когда?». Лучшей командой сезона стала сборная Лицея НИУ ВШЭ «48 без одной». В турнире приняли участие около 200 московских школьников.

Дипломанты конкурса «Высший пилотаж» получат до 8 дополнительных баллов при поступлении в НИУ ВШЭ

2 декабря стартовал прием заявок на конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж». К участию приглашаются ученики 9-11 классов, делающие первые шаги в науке и проектной деятельности.

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

«Тыж программист»: в пяти городах прошел финал командной олимпиады «Высшая проба»

В Москве, Липецке, Ижевске, Самаре и Челябинске состоялся заключительный этап «Высшей пробы» для учеников 7-10 классов. В нем приняли участие 238 команд.

В Москве состоялся финал «Высшего пилотажа», первый этап которого впервые провели регионы

Заключительный этап конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» для старшеклассников завершился в Высшей школе экономики. Участие в конкурсе — отличная возможность для тех, кто делает первые шаги в науке и проектной деятельности, получить профессиональную экспертную оценку своей работы.

1922

заявления поступило от абитуриентов, желающих учиться в 9-м классе Лицея НИУ ВШЭ, что на 25% больше, чем в прошлом году. Планируется набрать 300 человек на специализацию «Универсальная» и 25 человек на специализацию «Математика».

11 апреля — последний день подачи заявок на поступление на Футуритет (9-й класс Лицея)

Футуритет ВШЭ задуман как факультет будущего, которое каждый девятиклассник выстраивает самостоятельно. За год лицеист получает все необходимое, чтобы определиться с дальнейшим образованием.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

3169

человек стали дипломантами олимпиады «Высшая проба» в 2019 году.