• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Внимание к географии и вовлеченность в процесс: о чем нужно помнить, ведя бизнес в России

Группа студентов Международного института управления и бизнеса (МИУБ) НИУ ВШЭ побывала на флагманском заводе компании Danone в России, чтобы познакомиться с тем, как работает эта международная компания в нашей стране.

Студенты посмотрели завод, который находится недалеко от подмосковного города Чехова, а директор завода, чех по национальности, Зденек Яната, поделился опытом организации производства.

Во-первых, он посоветовал обращать внимание на географию. Например, большой плюс расположения завода в Подмосковье состоит в том, что основной рынок сбыта продукции находится совсем рядом — население одной Москвы (а, значит, и число потребителей) сопоставимо с населением небольших европейских стран. Кроме того, расположение завода на площади в 50 гектар в малонаселенном районе Подмосковья позволило выстроить большие и просторные промышленные здания. Но у такого размещения есть и минусы — поблизости нет маршрутов общественного транспорта, так что рабочих на завод доставляют специальные автобусы, арендуемые компанией.

Во-вторых, одного импорта производственных технологий для создания современного предприятия в России мало — нужно внедрять и международные стандарты качества управления. За аббревиатурой KPI кроются десятки, если не сотни индикаторов, которые позволяют спланировать и контролировать работу всех систем завода — от показателей расхода электроэнергии и воды, учета трудозатрат, амортизации оборудования, расходов на персонал, до уровня потери сырья и готовой продукции на всех стадиях производства и доставки, безопасности (как продукции, так и рабочих).

Кроме того, Зденек Яната отметил, что планируя расширение производства, нужно помнить: процедуры согласования документов в России занимают вдвое больше времени, чем в той же Европе, поэтому сроки надо ставить «с запасом».

Внедряя улучшения, бессмысленно просто заставлять людей делать что-то по-другому, рассказал Яната. Нужно дать каждому сотруднику возможность почувствовать себя вовлеченным в процесс принятия решений (в этом поможет тимбилдинг). Но вовлеченность означает еще и больший уровень ответственности. В чем это выражается на практике? Например, в том, что каждое помещение на заводе имеет своего «хозяина» — чтобы сразу было понятно, к кому обращаться в случае нештатной ситуации.

И наконец, не стоит пренебрегать поиском новых маркетинговых ходов, даже если ваш бренд хорошо известен. Например, Danone с этой целью проводит экскурсии по заводу для всех желающих.