• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальное самочувствие учителей улучшилось, но их нагрузка остается высокой

26 мая в МИА «Россия сегодня» были представлены результаты международного исследования TALIS (Teaching and Learning International Survey). Объект исследования — школьные учителя и директора из 37 стран. В России исследование проводил Институт образования НИУ ВШЭ.

TALIS — международное сопоставительное исследование, инициированное Организацией экономического сотрудничества и развития. В 2008 году, когда оно проводилось впервые, наша страна присоединилась к нему неофициально, а в 2013 году стала полноправным участником. Были опрошены 4076 учителей и 198 директоров в 200 школах 14 регионов РФ.

Участие в подобных исследованиях крайне важно для России, отметила первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк. TALIS — это независимая оценка профессионального уровня и качества работы учителей, то есть факторов, от которых в значительной степени зависит качество и эффективность школьного образования. Исходя из результатов исследования, можно принимать решения о корректировке государственной образовательной политики в России.

Новые ощущения

Прошло 7 лет с того времени, когда исследование TALIS проводилось впервые, и за это время в российском образовании произошли серьезные изменения. Руководством страны были приняты решения о поэтапном повышении зарплат работников образования, и на сегодняшний день большинство регионов довели зарплату учителей до средней по экономике. Социальное самочувствие учителей значительно улучшилось, подчеркнул ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, они стали свободнее покупать книги, ходить в театр, ездить в отпуск.

Вырос средний балл ЕГЭ поступающих в педагогические вузы: если раньше туда шли школьные троечники, то теперь это люди, знающие свой предмет, в основном твердые хорошисты. Сегодня в школы приходит все больше молодых учителей, которые — в отличие от своих старших коллег — высоко оценивают престиж профессии. Учителя чувствуют, что их уважают: остались в прошлом времена, когда общество относилось к ним как к лишенцам. По сравнению с 2008 годом гораздо меньше директоров жалуются на нехватку квалифицированных учителей и учебных материалов.

Наши преимущества

Как выяснилось в ходе исследования, российские учителя на сегодняшний день имеют ряд преимуществ перед зарубежными коллегами.

Например, наши учителя предъявляют высокие требования к своей квалификации и готовы ее повышать, считает Наталья Третьяк, причем в России — в отличие от других стран — это можно делать бесплатно. Наши учителя чаще удовлетворены своей работой, чем их зарубежные коллеги, и довольны ростом зарплаты. Большая часть школьных руководителей — «в самом продуктивном» возрасте от 40 до 49 лет, в других странах руководители старше, а это значит, что «успешным людям интересно работать в системе образования».

Наши учителя получают более широкое образование, чем в других странах, сказал Ярослав Кузьминов, и лучшая часть учительства приходит не только из педвузов, но и из классических университетов. В то же время учителя у нас имеют узкую специализацию: в среднем по миру только половина учителей ведет один предмет, у нас — три четверти. «Хорошая базовая подготовка учителя теперь подкреплена экономически — и мы можем рассчитывать на высокие результаты наших выпускников», — считает ректор ВШЭ.

Работа учителя в России очень стабильна — стаж учителя в среднем превышает 20 лет, по 15 лет люди работают на одном месте (средний показатель по странам-участницам исследования — 10 лет).

Чего нам не хватает?

Исследование выявило и проблемы, характерные для учительского труда в России.

У учителей возникают трудности при работе в поликультурной среде, при работе с детьми с ограниченными возможностями и при использовании в учебном процессе информационных технологий. Однако, по словам Натальи Третьяк, учителя сейчас массово повышают квалификацию именно по этим трем направлениям. Как отметил директор Центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергей Косарецкий, в других странах школы, работающие с особыми детьми, пользуются привилегиями (выше зарплаты, больше внимания от государства), но у нас это еще не стало нормой.

В России у учителей очень высока нагрузка — более 46 часов в неделю при среднем показателе 38 часов, в этом мы близки к азиатским странам. Однако, если речь идет о «профильной» нагрузке, которую учитель берет на себя добровольно, будучи увлечен работой, то ничего страшного тут нет, отметил Ярослав Кузьминов. Хуже другое: учителя вынуждены много времени тратить на отчетность (4 часа в неделю вместо средних 3 часов). По словам Натальи Третьяк, «мы уделяем серьезное внимание этой проблеме, стремимся уменьшить отчетность», но об окончательном ее решении говорить пока рано.

У российского образования — женское лицо, причем велика доля женщин-руководителей (77,6 процентов, средний показатель по другим странам-участницам исследования — 68 процентов). Факторы, способствующие привлечению в школу учителей-мужчин (зарплата, возможность карьеры), пока «работают» недостаточно. В Сингапуре и Южной Корее, по словам Сергея Косарецкого, четко выстроены карьерные траектории педагогов — профессиональное развитие конвертируется в изменение социального статуса и спектра квалификаций.

В России на одного учителя приходится 7 учеников, что считается негативным фактором (в Финляндии — 1 к 9, в Сингапуре — 1 к 12). Этот показатель должен быть выше и по экономическим соображениям, и по причине фактора социализации: чем больше в школе сверстников, тем лучше. Как рассказала декан факультета менеджмента в образовании Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская, в Люксембурге одно время была тенденция уменьшения количества школьников в расчете на одного учителя, и в результате качество образования ухудшилось.

Еще один вывод исследования касается школьных директоров. В нашей системе директорами становятся спонтанно — только 6,5 процентов проходят подготовку перед вступлением в должность, а в Сингапуре этот показатель — 60 процентов. Так что подготовка школьных директоров должна стать в России более массовой, считает Елена Ленская.

Что дальше?

Следующий цикл TALIS запланирован на 2018 год, Россия также примет в нем участие, причем особое внимание планируется уделить качеству математического образования. В орбиту исследования также попадут педагоги дошкольного образования.

Вам также может быть интересно:

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.

«Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы»

В интервью «Учительской газете» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, как цифровизация должна изменить учебный процесс для учителей, детей и родителей, почему красивая pdf-ка — это еще не цифровой учебник и зачем все-таки ходить в класс, если технологии позволяют учиться удаленно.