• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Найти свое место в университете и в жизни

Найти свое место в университете и в жизни

Катерина Поливанова, руководитель лаборатории «Исследования современного детства» Института образования НИУ ВШЭ — о 1 сентября, выдуманных и реальных социально-возрастных кризисах, необходимости доверять себе в любом возрасте и о том, когда наступает взрослость.

Детство вчера и сегодня

Современное детство разительно отличается от того, какое было, например, у меня. Детство исследовать очень трудно, потому что, с одной стороны, мы все его видим, соглашаемся, что оно другое, чем раньше, но эмпирически описать его оказалось очень сложно: нет строгих данных, как было раньше, а, главное, это период, который сложно «положить на бумагу», так как жизнь намного богаче любых придуманных нами периодизаций.

Традиционно 1 сентября мы воспринимаем как важное, маркирующее событие, в чем-то отдаленно напоминающее инициацию древних времен, во время которой с ребенком происходили серьезные психологические и социальные изменения, в частности изменялся его статус в обществе (общине, племени). Еще в середине XX века разница между учащимся в школе и не учащимся была разительна — дома появлялось специальное место для уроков, школьная форма. Сегодня же разница между дошкольником и школьником практически исчезла — первые полгода первоклассникам так же, как и в детском саду не ставят оценок, у них нет школьной формы. Получается, что ребенок плавно перетекает в школу, еще в старших классах начинает подрабатывать, потом поступает в университет, где выбирает себе несколько курсов и плавно переходит в студенческую жизнь.

В юном возрасте очень легко определить себя как студента, или, допустим, спортивного фаната, или члена какой-то группы. Но всегда должно оставаться то пространство, которое будет только вашим

Поэтому, когда мы слышим о кризисе трех, или семи, или семнадцати лет, о чем это? Кризис — это хорошая метафора, позволяющая схватить общий смысл. Мы сказали «кризис» и в череде событий и их многообразии стали видеть то, что раньше не замечали. Сказать «кризис» — это хорошая возможность назвать что-то и увидеть, но говорить, что эти кризисы существуют в реальной жизни сегодня, с теми же признаками, как и сто лет назад, — это большое преувеличение.

Но все же жизнь многих пришедших в этом году в Вышку ребят действительно изменится 1 сентября.

Особенности студенчества

10-й и особенно 11-й класс у российских школьников — это период постоянного напряжения, связанного с подготовкой к ЕГЭ. Это сугубо внешняя, социальная ситуация, почти не связанная с их внутренним, психологическим взрослением, два года у них были четкие ориентиры и цель, понятна цена успеха и неудачи, они, как Мюнхгаузены, вытягивали себя за волосы. Это рубеж, который надо было преодолеть. А вот повзрослели ли они — неизвестно. Поэтому многие после такого напряжения в университете «выдыхают» и расслабляются. И цена этого расслабления — первая несданная сессия, а в Вышке она наступает очень быстро — первый модуль закончится в октябре. Об этом надо помнить и не расслабляться, это с одной стороны. А с другой — помнить, что первый курс — это набор фундаментальных, общих дисциплин, которые могут показаться скучными, далекими от того, чем, студентам кажется, они будут в будущем заниматься.

В современном мире взрослость приходит скорее не по достижению определенного возраста, а по мере овладения разными сферами деятельности

Ситуацию спасают талантливые педагоги. Поэтому я уверена, что на первом курсе должны преподавать самые сильные, увлеченные, умеющие зажечь других своим предметом люди.

Людям свойственно мифологизировать любые новые места (учебы, работы, проживания), поэтому с университетом, с Вышкой у ребят связано скорее всего множество почти сказочных ожиданий, есть ощущение начала новой жизни — это очень сильное, мотивирующее чувство, которое надо постараться использовать и начать учебу с большим амбициями и готовностью к серьезным испытаниям. Но при этом помнить, вы вольны выбирать. 16-17 лет — чаще всего еще не время окончательных решений. Пока вы только выбрали место, где хотите провести следующие четыре года, и это решение — оно ваше.

Я — больше, чем мы

Еще мне бы очень хотелось, чтобы ребята, пришедшие к нам в этом году, как и те, которые уже здесь учатся, сохраняли определенный уровень доверия и самоуважения к себе. Когда мы оказываемся внутри чего-то очень престижного и статусного, очень легко потерять себя, проявляя безусловную лояльность к корпорации. В юном возрасте очень легко определить себя как студента, или, допустим, спортивного фаната, или члена какой-то группы. Но всегда должно оставаться то пространство, которое будет только вашим, то, что составляет вашу индивидуальность. Я убеждена, что именно такие люди, способные как принимать, так при необходимости и не соглашаться с корпоративными стандартами, менять их, в наибольшей степени и ценны для самой корпорации.

Шанс на успех, на интересное будущее есть именно у тех, кто готов всякий раз открывать что-то заново, принимать самостоятельные решения.

Я взрослый! Я студент!

В современном мире взрослость приходит скорее не по достижению определенного возраста, а по мере овладения разными сферами деятельности. Например, я получила права, через два года я взрослый (профессиональный, ответственный, опытный) водитель. Или я учу иностранный язык, и через некоторое время я — «взрослый», умеющий им пользоваться в разных областях жизни и т.д. И студент — это тоже некоторый вид деятельности, которым можно и нужно овладеть, и в котором можно продвинуться, стать опытнее, взрослее.

Первый шаг будет формальным: вас назовут студентами. Некоторое время уйдет на то, чтобы понять, как это — быть студентом, привыкнуть к этому статусу, к вузовской свободе, отличающейся от более опекающей атмосферы школы с ежедневной проверкой домашних заданий. Первые пару месяцев (первый модуль) можно побыть тем, кого делают умным. А затем, освоив «правила дорожного движения» по Вышке, придется начать разбираться, а где во всех этих активностях ваше собственное место.

Семейный образовательный пикник со специалистами

9 сентября в рамках Дня Вышки лаборатория «Исследования современного детства» проводит Семейный образовательный пикник. В программе пикника три мастер-класса: «Трудности современного родителя», «Готовность к школе» и «ВКонтакте с подростком: гаджеты, соцсети — как с этим жить?». Мастер-классы пройдут в парке Горького в кафе «La Boule», начало в 14.00. Подробности — на сайте Дня Вышки.

Вам также может быть интересно:

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

Женатые мужчины реже страдают от выгорания

Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».

Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ

15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля

Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество

Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.