• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Найти свое место в университете и в жизни

Найти свое место в университете и в жизни

Катерина Поливанова, руководитель лаборатории «Исследования современного детства» Института образования НИУ ВШЭ — о 1 сентября, выдуманных и реальных социально-возрастных кризисах, необходимости доверять себе в любом возрасте и о том, когда наступает взрослость.

Детство вчера и сегодня

Современное детство разительно отличается от того, какое было, например, у меня. Детство исследовать очень трудно, потому что, с одной стороны, мы все его видим, соглашаемся, что оно другое, чем раньше, но эмпирически описать его оказалось очень сложно: нет строгих данных, как было раньше, а, главное, это период, который сложно «положить на бумагу», так как жизнь намного богаче любых придуманных нами периодизаций.

Традиционно 1 сентября мы воспринимаем как важное, маркирующее событие, в чем-то отдаленно напоминающее инициацию древних времен, во время которой с ребенком происходили серьезные психологические и социальные изменения, в частности изменялся его статус в обществе (общине, племени). Еще в середине XX века разница между учащимся в школе и не учащимся была разительна — дома появлялось специальное место для уроков, школьная форма. Сегодня же разница между дошкольником и школьником практически исчезла — первые полгода первоклассникам так же, как и в детском саду не ставят оценок, у них нет школьной формы. Получается, что ребенок плавно перетекает в школу, еще в старших классах начинает подрабатывать, потом поступает в университет, где выбирает себе несколько курсов и плавно переходит в студенческую жизнь.

В юном возрасте очень легко определить себя как студента, или, допустим, спортивного фаната, или члена какой-то группы. Но всегда должно оставаться то пространство, которое будет только вашим

Поэтому, когда мы слышим о кризисе трех, или семи, или семнадцати лет, о чем это? Кризис — это хорошая метафора, позволяющая схватить общий смысл. Мы сказали «кризис» и в череде событий и их многообразии стали видеть то, что раньше не замечали. Сказать «кризис» — это хорошая возможность назвать что-то и увидеть, но говорить, что эти кризисы существуют в реальной жизни сегодня, с теми же признаками, как и сто лет назад, — это большое преувеличение.

Но все же жизнь многих пришедших в этом году в Вышку ребят действительно изменится 1 сентября.

Особенности студенчества

10-й и особенно 11-й класс у российских школьников — это период постоянного напряжения, связанного с подготовкой к ЕГЭ. Это сугубо внешняя, социальная ситуация, почти не связанная с их внутренним, психологическим взрослением, два года у них были четкие ориентиры и цель, понятна цена успеха и неудачи, они, как Мюнхгаузены, вытягивали себя за волосы. Это рубеж, который надо было преодолеть. А вот повзрослели ли они — неизвестно. Поэтому многие после такого напряжения в университете «выдыхают» и расслабляются. И цена этого расслабления — первая несданная сессия, а в Вышке она наступает очень быстро — первый модуль закончится в октябре. Об этом надо помнить и не расслабляться, это с одной стороны. А с другой — помнить, что первый курс — это набор фундаментальных, общих дисциплин, которые могут показаться скучными, далекими от того, чем, студентам кажется, они будут в будущем заниматься.

В современном мире взрослость приходит скорее не по достижению определенного возраста, а по мере овладения разными сферами деятельности

Ситуацию спасают талантливые педагоги. Поэтому я уверена, что на первом курсе должны преподавать самые сильные, увлеченные, умеющие зажечь других своим предметом люди.

Людям свойственно мифологизировать любые новые места (учебы, работы, проживания), поэтому с университетом, с Вышкой у ребят связано скорее всего множество почти сказочных ожиданий, есть ощущение начала новой жизни — это очень сильное, мотивирующее чувство, которое надо постараться использовать и начать учебу с большим амбициями и готовностью к серьезным испытаниям. Но при этом помнить, вы вольны выбирать. 16-17 лет — чаще всего еще не время окончательных решений. Пока вы только выбрали место, где хотите провести следующие четыре года, и это решение — оно ваше.

Я — больше, чем мы

Еще мне бы очень хотелось, чтобы ребята, пришедшие к нам в этом году, как и те, которые уже здесь учатся, сохраняли определенный уровень доверия и самоуважения к себе. Когда мы оказываемся внутри чего-то очень престижного и статусного, очень легко потерять себя, проявляя безусловную лояльность к корпорации. В юном возрасте очень легко определить себя как студента, или, допустим, спортивного фаната, или члена какой-то группы. Но всегда должно оставаться то пространство, которое будет только вашим, то, что составляет вашу индивидуальность. Я убеждена, что именно такие люди, способные как принимать, так при необходимости и не соглашаться с корпоративными стандартами, менять их, в наибольшей степени и ценны для самой корпорации.

Шанс на успех, на интересное будущее есть именно у тех, кто готов всякий раз открывать что-то заново, принимать самостоятельные решения.

Я взрослый! Я студент!

В современном мире взрослость приходит скорее не по достижению определенного возраста, а по мере овладения разными сферами деятельности. Например, я получила права, через два года я взрослый (профессиональный, ответственный, опытный) водитель. Или я учу иностранный язык, и через некоторое время я — «взрослый», умеющий им пользоваться в разных областях жизни и т.д. И студент — это тоже некоторый вид деятельности, которым можно и нужно овладеть, и в котором можно продвинуться, стать опытнее, взрослее.

Первый шаг будет формальным: вас назовут студентами. Некоторое время уйдет на то, чтобы понять, как это — быть студентом, привыкнуть к этому статусу, к вузовской свободе, отличающейся от более опекающей атмосферы школы с ежедневной проверкой домашних заданий. Первые пару месяцев (первый модуль) можно побыть тем, кого делают умным. А затем, освоив «правила дорожного движения» по Вышке, придется начать разбираться, а где во всех этих активностях ваше собственное место.

Семейный образовательный пикник со специалистами

9 сентября в рамках Дня Вышки лаборатория «Исследования современного детства» проводит Семейный образовательный пикник. В программе пикника три мастер-класса: «Трудности современного родителя», «Готовность к школе» и «ВКонтакте с подростком: гаджеты, соцсети — как с этим жить?». Мастер-классы пройдут в парке Горького в кафе «La Boule», начало в 14.00. Подробности — на сайте Дня Вышки.

Вам также может быть интересно:

Убийственный труд. Чем опасны нестандартные рабочие графики

Свыше 64% занятых россиян регулярно трудятся вечером, ночью  или в выходные. По этому критерию наша страна на лидирующих позициях в Европе. Масштабы явления и его воздействие на баланс между работой и жизнью изучили Андрей Шевчук и Анна Красильникова.

Стратификация буллинга. Как расслоение в обществе стимулирует подростковую агрессию

Социальное неравенство повышает риски школьной травли. Малообеспеченные дети чаще становятся жертвами буллинга. В то же время, в школах со «сложным контингентом» — из бедных, малообразованных, неполных, проблемных семей — могут пострадать социально благополучные ученики.

Эмоции от прикосновений. Текстуры радости и грусти

Прикосновения к разным поверхностям способны вызывать определенные эмоции. К такому выводу пришли психологи в результате эмпирического исследования. Новая работа позволила составить первую базу текстур, прикосновения с которыми у людей ассоциируются с радостью, страхом, удивлением, отвращением, злостью либо грустью. 

Страх разоблачения. Откуда берется синдром самозванца

Исследователи пермского кампуса Вышки совместно с американским коллегой подтвердили теорию, что синдром самозванца выступает проводником от перфекционизма к психологическому неблагополучию.

Неравноценность процедур сексуации

В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Метафора Отца и желание аналитика: Сексуация и ее преобразование в анализе» философа и психоаналитика Александра Смулянского. IQ.HSE публикует интервью с автором и фрагмент из книги, в котором обсуждается Ален Бадью — философ, пытавшийся пересмотреть теории Фрейда и его взгляды на мышление пола/полом, сексуационное развитие и трактовку отцовской метафоры.

Программа стажировки Центра психологического консультирования ВШЭ дает старт молодым специалистам

Пять лет в Центре психологического консультирования ВШЭ работает стажерская программа для студентов магистерских программ по психологии. Попасть на стажировку в Центр могут как студенты ВШЭ, так и студенты других вузов. Рассказываем, как устроена эта программа и какие возможности она дает стажерам.

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Продолжается регистрация на кейс-чемпионат «Измерения в психологии и образовании»

Его победители и финалисты получат бонусы при поступлении на одноименную магистерскую программу Института образования ВШЭ. У вас есть еще несколько дней для регистрации (она закрывается ночь с 30 на 31 декабря). Рассказываем, как устроен чемпионат и что на нем нужно делать.

Что влияет на психологические границы человека

Профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер совместно с коллегами из университетов Армении и Китая провела сравнительный анализ психологических границ людей, проживающих в разных странах. Результаты показали, что на их формирование в большей степени влияют возраст и пол человека, чем культура.

Пармезан vs Пошехонский

Доцент НИУ ВШЭ в Перми совместно с коллегами из Дании и Канады проанализировал отношение покупателей пермских супермаркетов к твердым сырам российского и иностранного производства с точки зрения цены, качества и вкуса. Исследование показало, что 70% респондентов по качеству и вкусу российские сыры оценивают ниже импортных, однако считают правильным поддерживать отечественных производителей.