• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка научит учителей финансовой грамотности

31 мая в Высшей школе экономики был представлен проект по созданию в России федеральной сети методических центров для педагогов по финансовой грамотности. Суть проекта — еще в школе научить детей ответственно распоряжаться своими будущими финансами, готовя их к вступлению во взрослую жизнь.

Методические центры для учителей – это часть проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровню финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Он охватывает три большие группы: школьники, студенты и взрослое население.

Высшая школа экономики совместно с РАНХиГС и Институтом экономической политики им. Е.Г. Гайдара отвечает в этом проекте за создание кадрового потенциала учителей и методистов, способных учить детей финансовой грамотности, и инфраструктуры для их эффективной работы. Для этого в структуре НИУ ВШЭ был создан «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (ФМЦ).

Как рассказал профессор Департамента финансов НИУ ВШЭ Николай Берзон, в задачи ФМЦ входит разработка учебно-методических материалов для повышения квалификации педагогов (ознакомиться с которыми можно здесь), формирование групп методистов и преподавателей (лекторов) федерального и регионального уровней, которые, в свою очередь, будут обучать уже школьных учителей.

Помимо Москвы сегодня в проекте участвуют 14 крупнейших регионов России, от Калининграда до Хабаровска. Реализовать проект планируют в течение двух лет, обучив за это время 12,5 тысяч преподавателей. Минимальное количество учителей, которые будут проходить повышение квалификации по финансовой грамотности, определено отдельно по каждому региону в зависимости от численности населения и количества школ — например, в Москве это 1 500 человек. Для преподавателей непрофильных предметов (история, обществознание) предусмотрен адаптационный курс финансовой компетенции (24 часа), после чего они должны будут пройти недельный базовый курс по финансовой грамотности (72 часа). «Кроме этого, на сайте ФМЦ в открытом доступе мы планируем разместить семь видеокурсов (банки, страховое дело, ценные бумаги и так далее), которые мы рекомендуем прослушать не только педагогам, но и всем остальным», — отметил Николай Берзон. Обучение учителей в Москве начнется в ноябре этого года. 

Такого комплексного подхода к вопросам финансовой грамотности школьников на сегодняшний день нет ни в одной стране мира

«Первая апробация учебных материалов, проходившая в 2015-2016 годах, получила высокую оценку педагогического и академического сообщества, — говорит проектный консультант проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ» Екатерина Лавренева. — Сейчас подготовлены учебно-методические материалы со 2 по 11 класс. В дальнейшем они будут дорабатываться, обновляться, но существенно не изменятся. Такого комплексного подхода к вопросам финансовой грамотности школьников на сегодняшний день нет ни в одной стране мира. Мы ни в коем случае не хотим сделать наш проект обычным простым предметом, и министерство образования тоже не дает нам такой возможности. Мы хотим, чтобы дети были больше мотивированы на содержание предмета, чем на обязательность его обучения».

Сейчас, по словам Лавреневой, предлагается внести элементы финансовой грамотности в общеобразовательный предмет «Обществознание» с 5 по 11 классы. Также разработан методический комплекс для математического профиля, при этом одно из предложений — модифицировать учебник математики, сделать его более прикладным, приближенным к реальной жизни, добавив в него задания, включающие в том числе вопросы и финансовой грамотности. «Наша цель — привить ребенку модели поведения в сфере финансов, начиная с возможности ответственно и обдуманно осуществлять мелкие бытовые сделки и заканчивая основными базовыми элементами финансовой грамотности», — говорит Лавренева.

О возможностях учебного плана, которые сейчас существуют в российских школах, рассказала директор гимназии № 1595 Лада Силина. Блок по финансовой грамотности (4-6 часов) можно внести в курс «Окружающий мир» для 3-4 класса. Для школ, реализующих в 8-9 классах курс «Экономика», достаточно 1 часа в неделю, «Экономика» в 10-11 классах — 2 часа в неделю.

Многие школы сегодня перешли на Федеральный государственный стандарт (ФГОС) нового поколения, который предусматривает 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. «Это большое поле для нашей деятельности, — отметила Лада Силина. — У нас есть возможность, например, открыть финансовый клуб, где дети смогут обучаться финансовой грамотности вместе с родителями, проводить совместные для родителей и детей семинары. Не стоит забывать и о проектной деятельности школьников — конференции, конкурсы, лекции, а также об интерактивных формах обучения — выездные лагеря при школах, квесты и стратегические игры».

Вам также может быть интересно:

Проект повышения финансовой грамотности школьников планируется продлить до 2019 года

В 2016\17 учебном году в рамках проекта Минфина России, который реализуется на базе НИУ ВШЭ, было подготовлено 7600 учителей в 15 регионах.

Финансовая неграмотность бьет по карману

Россияне умеют считать деньги, но не знают правил поведения на фондовом рынке.

ВШЭ открывает бесплатные курсы по финансовой грамотности для педагогов Москвы

Окончив 72-часовую программу повышения квалификации, школьный учитель или преподаватель техникума сможет вести основы финансовой грамотности факультативно или в рамках внеурочной деятельности. Занятия, рассчитанные на 5-9 дней, будут проводиться в октябре-декабре, возможна дневная (в школьные каникулы) или вечерняя форма обучения. Первая дневная группа стартует 3 октября, вечерняя — 10 октября.

Россияне ценят собственность и платят по кредитам

Российские семьи в основном живут на зарплату, хранят деньги в банках и доверяют пенсии государству. Большинство владеет недвижимостью. У трети семей имеются кредиты, платежи по которым в среднем «съедают» четверть ежемесячного дохода.

Россияне не верят в справедливость банкиров

Почти две трети россиян пользуются финансовыми услугами, при этом уровень финансовой грамотности граждан в целом невысок, и нет убедительных свидетельств того, что люди заинтересованы в его повышении. Во многом это связано с тем, что доступная на сегодняшний день информация о финансовых услугах сложна и малопонятна, рассказали эксперты, которые по заданию Минфина впервые провели базовое обследование уровня финансовой грамотности и компетентности российского населения.

Российские подростки считают деньги лучше, чем их родители

16 сентября на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась финансовая грамотность российских школьников. По результатам международного сравнительного исследования они заняли 10-е место из 18 возможных.

В малых городах России каждый второй живет в кредит

В малых городах России 45% населения живет в кредит. 23% жителей не может вовремя расплачиваться по долгам. Причина — отсутствие финансовой грамотности. Кредитование пришло на смену неформальным долговым отношениям в торговле, выяснили исследователи ВШЭ Григорий Юдин и Иван Павлюткин в исследовании «Долг и сообщество: две долговые экономики малых городов».

Сбербанк открыл в Нижнем Новгороде молодежный офис

Кому следует брать кредит на образование — студенту или его родителям? Как сформировать грамотную финансовую стратегию своего развития? 25 января студенты Нижегородского кампуса ВШЭ приняли участие в открытии молодежного офиса Сбербанка, где прошел круглый стол «Финансовая грамотность и современная молодежь».

Е. Ясин рассказал о развитии рыночной экономики

6 сентября в Высшей школе экономики в рамках всероссийской акции «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин прочел лекцию на тему «Развитие рыночной экономики и финансовые кризисы».

Как сделать деньги доступными

Развитию рынка микрофинансирования в России необходимы повышение финансовой грамотности населения, развитие систем электронных и мобильных платежей, определение регулятором четких правил «игры».