• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

4 ноября. Три сюжета, объясняющие историю праздника

Эрнст Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году. 1907

Эрнст Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году. 1907
© ru.wikipedia.org

4 ноября в России празднуют День народного единства. До революции эта дата (22 октября по старому стилю) была православным церковным праздником, посвященным Казанской иконе Богоматери, а с 2005 года день отмечается как государственный праздник. О предыстории праздника, о том, что такое «Осенняя Казанская» и почему День народного единства мог бы праздноваться 1 ноября, рассказывает доцент Школы исторических наук Дмитрий Добровольский. Бонус: карта мест, связанных с событиями того времени, находящихся недалеко от зданий Вышки.

Сюжет первый. Смутное время — династический катаклизм

Годунов, Лжедмитрий I, Шуйский

После смерти бездетного царя Федора Иоанновича в 1598 году пресеклась династия Рюриковичей. Это была катастрофическая ситуация. Впервые за много веков на Руси не было ни одного человека, который мог бы на всем понятных и всеми признанных основаниях претендовать на монарший престол. С 1598 по 1605 год царем был Борис Годунов, человек талантливый, но не пользовавшийся популярностью. И лишь только в стране возникли экономические трудности, власть Годунова зашаталась. Начались восстания, одно из которых возглавил авантюрист Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося Дмитрия, и более известный поэтому как Лжедмитрий I. В 1605 году, после смерти Бориса Годунова, Лжедмитрий захватил царский престол.

Режим Лжедмитрия I оказался еще менее популярным и стойким, и в 1606 году первый самозванец был убит восставшими москвичами. После его гибели к власти пришел Василий Шуйский, представитель суздальской ветви Рюриковичей, которому удалось подавить крестьянские восстания и (пусть при помощи Швеции, но все же) добиться определенных успехов в борьбе с еще одним самозванцем, Лжедмитрием II. Хотя бы в первом приближении наметился путь к стабилизации обстановки в стране.

Поляки: война и мир

Однако Василий Шуйский тоже не справился с задачей. Осенью 1609 года в дела России напрямую вмешался король Речи Посполитой Сигизмунд III, которого давно уговаривали воспользоваться беспорядками в «Московии» и вернуть территории, отвоеванные Россией у Польши в XVI веке.Королевская армия осадила Смоленск. Верные Шуйскому войска под командованием молодого, но очень талантливого родственника царя Михаила Скопина-Шуйского собирались помочь осажденным, но весной 1610 года воевода умер при не вполне понятных обстоятельствах, а примерно месяц спустя сменивший его Дмитрий Шуйский потерпел разгромное поражение от поляков у деревни Клушино (теперь Гагаринский район Смоленской области). Армия Шуйского практически перестала существовать.

Этот оглушительный провал привел к очередному ухудшению обстановки. Вновь активизировались сторонники Лжедмитрия II, и, понимая, что Шуйский уже не способен с ними сражаться, московские бояре (Федор Мстиславский, Андрей Голицын и некоторые другие, традиционно называют семь человек, откуда и название «Семибоярщина») свергли царя-неудачника. Поскольку же найти нового кандидата на престол не получалось, было решено пригласить на московский престол сына Сигизмунда, польского королевича Владислава. Такая идея обсуждалась и раньше, но теперь она исходила от людей, заседавших непосредственно в Кремле.

Как бы то ни было, в один из последних дней месяца войска под командованием Пожарского и Трубецкого овладели Китай-городом, а еще спустя несколько дней сдались остатки польского гарнизона, находившиеся в Кремле

Надо подчеркнуть, что решение Семибоярщины вовсе не было чем-то сверхъестественным. В той же Речи Посполитой, где «своя» династия Ягеллонов пресеклась на несколько десятилетий раньше, выборы короля (и, в основном, из иностранных кандидатов) проходили регулярно, причем русские цари охотно в них участвовали: в первое же «бескоролевье» 1572 году на польский трон выдвигался сам Иван Грозный, а в 1586 году — его сын Федор Иоаннович. В итоге, из множества зол, уже обрушившихся на страну, Владислав казался наименьшим. При посредничестве победителя при Клушине, гетмана Станислава Жолкевского подписан предварительный русско-польский договор и для его обеспечения, а в не меньшей мере — для защиты города от разного рода антисоциальных элементов — в Москву были введены подчиняющиеся польскому королю полки.

Несостоявшийся царь

Но и призвание Владислава тоже не получилось. Русские боялись, как бы царь-поляк не заставил страну отступить от православия. Сигизмунд, со своей стороны, не спешил отпускать своего пятнадцатилетнего сына к (как писал один из польских публицистов XVII века) «двуличным московитам», которые только и умеют, что «устраивать бунты да резню», и требовал от бояр присягать не Владиславу, а себе самому. Переговоры, хорошо начавшись, скоро зашли в тупик.

Промедление дало очередной шанс бунтовщикам из лагеря Лжедмитрия II, среди которых к тому времени были представлены маргиналы и авантюристы всех мастей, включая и русских, и казаков, и поляков, и татар... Сам «тушинский вор» был убит в декабре 1610 года из-за личной ссоры, но у восставших нашлись новые яркие лидеры — князь Дмитрий Трубецкой, казацкий атаман Иван Заруцкий и другие. Все эти люди не доверяли полякам и не собирались признавать Владислава.

В конце 1610 года с польской стороной полностью порвал предстоятель русской церкви патриарх Гермоген, который осудил свержение Шуйского и лишь под воздействием обстоятельств начал взаимодействовать с Владиславом и Сигизмундом. Выражением разрыва стали воззвания к народу, в которых Гермоген требовал изгнать из страны иноплеменников и иноверцев.

Наконец, в марте 1611 года восстание вспыхнуло непосредственно в самой Москве.

Осада Китай-города и Кремля

Для находившихся в городе поляков такое развитие событий стало катастрофой. Когда польское войско только готовилось размещаться в столице, был придуман порядок снабжения этого гарнизона; близлежащие города, согласившиеся присягнуть Владиславу, соглашались одновременно и поставлять продовольствие в Москву. Теперь, когда страна отказывала в повиновении, поредевшие польские части и бояре-переговорщики вынуждены были фактически запереться внутри городских стен, прежде всего — в Китай-городе и Кремле, рассчитывая только на уже накопленные там ресурсы. Началась осада поляков в Москве.

Первая попытка изгнать поляков из Москвы пришлась на весну 1611 года, когда к городу подошло Первое ополчение под руководством Прокопия Ляпунова, соединившееся с казаками Дмитрия Трубецкого и Ивана Заруцкого. Ополченцы завладели важными для обороны московскими монастырями и укреплениями Белого города. Взять Китай-город и Кремль они не смогли, но организовали полную блокаду польского гарнизона. Существенно более успешным оказалось Второе ополчение, во главе которого стояли Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин.

«Места памяти», связанные с событиями того времени, недалеко от зданий Вышки

С осени 1611 по лето 1612 года Второе ополчение накапливало силы и собирало сторонников, а в августе 1612 года подошло к Москве, где соединилось с остатками Первого ополчения. В случившейся вскоре после этого Московской битве ополченцы Пожарского и Минина вместе с казаками Трубецкого нанесли тяжелое поражение польским войскам под командованием гетмана Яна Кароля Ходкевича, которые пытались доставить осажденным соотечественникам возы с провиантом, после чего в Кремле начался уже откровенный голод. И мемуаристы из числа выживших поляков (например хорунжий Иосиф Будзило), и русские современники передают ужасающие подробности о случаях людоедства. Фактически судьба польского гарнизона была решена.

Капитуляция, но еще не конец

Развязка наступила в конце октября 1612 года. Разные источники приводят разную дату этих событий (скажем, «Хронограф 1617 г.» указывает на 24 октября, а составленный лет на десять позже «Новый летописец» — на 22-е), но, как бы то ни было, в один из последних дней месяца войска под командованием Пожарского и Трубецкого овладели Китай-городом, а еще спустя несколько дней сдались остатки польского гарнизона, находившиеся в Кремле.

Капитуляцию польского гарнизона в Москве нельзя считать концом Смутного времени. Предстояло еще избрать (и спасти от все тех же поляков) нового царя, уничтожить многочисленные отряды бандитов, процветавшие в условиях анархии, заключить мирные договоры со Швецией и Речью Посполитой (причем последний — после того, как в 1618 году польское войско осаждало Москву и было с трудом отбито), но в любом случае, вступление ополчения в Москву было важным символическим актом.

Сюжет второй. Осенняя Казанская

Обретение иконы

Фреска Казанского Богородицкого монастыря

Фреска Казанского Богородицкого монастыря.
Источник

По преданию, первая икона Казанской Божьей матери была чудесно обретена в Казани в 1579 году. «Юной и несмысленой» девице Матроне приснился образ Богоматери и голос, который требовал откопать икону, погребенную в руинах после случившегося немногим раньше большого городского пожара. Матрона сперва испугалась, потом (когда видение стало повторяться) все-таки рассказала матери, та — «властям градским», и 8 июля 1579 года икона была откопана из-под завалов.

Среди очевидцев находки был некто Ермолай, священник церкви Николая Чудотворца на Гостинном дворе. Спустя несколько лет Ермолай овдовел, постригся в монастырь под именем Гермоген, а еще через несколько лет — принял сан Казанского митрополита. Только-только учрежденная казанская епархия была, говоря по-современному, трудным участком, ведь основное ее население составляли татары-мусульмане и язычники из поволжских финно-угров. Заняв кафедру, Гермоген принялся всеми силами распространять православную веру, а для этого — прославлять местных святых и случавшиеся в Казани чудеса. Именно в рамках этой «политики» Гермоген составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани» и добился учреждения первого праздника в честь образа Казанской Божией матери, который отмечался 8 июля («Казанская Летняя»).

Казанская и народное ополчение

Постепенно слава иконы стала распространяться в Поволжье, а затем и по всей стране, чему помогло и то, что в 1606 году Гермоген стал патриархом. Когда Первое ополчение, которое собралось в ответ на призывы Гермогена и в составе которого немалую долю составляли жители Поволжья, собиралось штурмовать Москву, ополченцы попросили выслать им список (копию) со знаменитого образа. Вскоре после молитвы перед Казанской удалось захватить Новодевичий монастырь.

После первых побед икона и сопровождавший ее причт были отпущены обратно, но до Казани не добрались, зазимовали в Ярославле, где встретились уже со Вторым народным ополчением. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский взяли икону с собой, рассчитывая на новые чудеса и помощь российскому воинству, и, как известно, Второе ополчение успешно взяло Москву.

Завершил дело Павел I, при котором праздник был внесен в число «табельных дней», т.е. официально объявлен нерабочим

Когда победа была достигнута, князь Пожарский поместил сопровождавшую его копию казанской иконы в церкви Введения Богородицы на Сретенской улице, прихожанином которой он был (сейчас этот отрезок улицы называется ул. Большая Лубянка. Сама церковь, стоявшая на углу с ул. Кузнецкий Мост, не сохранилась; теперь на ее месте площадь Воровского). Кроме того, Пожарский рассказал об иконе первому царю новой династии, Михаилу Федоровичу. А тот, в свою очередь, учредил крестный ход, который проходил между кафедральным Успенским собором в Кремле и церковью Введения Богородицы на Сретенке 22 октября, в тот день, когда (как это помнил Пожарский) Второе ополчение овладело стенами Китай-города.

Наконец, именно 22 октября 1648 года у второго царя из дома Романовых, Алексея Михайловича, родился первенец, царевич Дмитрий. В ознаменование этого совпадения царь издал указ «в тот день, октября в 22 день, праздновать пречистой Богородицы явлению чудотворной иконы Казанския во всех городех по вся годы». И хотя царевич Дмитрий не дожил даже до своего первого дня рождения (он умер в начале октября 1649 г.), праздник — «Казанская Осенняя», на которую, говорят, хорошо жениться — остался.

Завершил дело Павел I, при котором праздник был внесен в число «табельных дней», т.е. официально объявлен нерабочим.

Эта «двухуровневая» история обусловила то, что с самого начала в праздновании осенней Казанской было две составных части: Казанская как покровительница женщин и брака и Казанская как символ единства и силы российского народа. И вплоть до революции, когда этот праздник отменили, в нем сочеталось народное почитание Казанской и официально-патриотической пафос. 

Сюжет третий. Календарь

Накапливающаяся ошибка

Михаил Скотти. Минин и Пожарский. 1850Михаил Скотти. Минин и Пожарский. 1850
Источник

Но самое сложное во всей истории праздника — это выбор даты. В XVII веке Московское царство жило по юлианскому календарю («старому стилю»), который, как известно, отстает от григорианского («нового стиля»). Причем отставание связано не с какой-то локальной причиной, а заложено в саму структуру календаря — придумали его еще в I в. до н.э., и тогдашних познаний в астрономии и математике не хватило, чтобы с достаточной точностью описать продолжительность года. В итоге, год по юлианскому календарю продолжается немного дольше, чем требуется, чтобы Земля совершила оборот вокруг Солнца.

Понятно, что со временем такие ошибки имеют свойство накапливаться, и к XVI–XVII векам в юлианском календаре набежало уже десять лишних дней (три дня на каждые четыреста лет, чуть меньше чем по дню за век). В странах, перешедших на григорианский календарь, эти десять дней ликвидировались в приказном порядке: инициатор календарной реформы, папа Григорий XIII повелел считать, что в 1582 году за 4-м октября следовало сразу 15-е; аналогичные указы принимались в тех странах, которые присоединялись к реформе позднее. Но в странах, сохранивших юлианский календарь, не только не поменялась текущая дата, но и продолжила накапливаться ошибка. Поэтому в XVIII веке расхождение двух календарей составило уже 11 дней, в XIX — 12, а в XX и XXI — 13.

Пересчет дат: академический и церковный подход

При этом историки, переводя даты с юлианского календаря на григорианский, преследуют прежде всего задачу согласовать данные источников, часть из которых может содержать даты по старому стилю, а часть по новому. При изучении Смутного времени эта задача особенно актуальна, ведь поляки, сыгравшие во всех обсуждаемых событиях колоссальную роль и оставившие о них множество свидетельств, перешли на григорианский календарь одними из первых, и поэтому польские документы за интересующее нас время будут датированы по новому стилю, тогда как русские источники — по старому. Скажем, если в русской летописи днем первых боев Второго ополчения с отрядами Ходкевича на подступах к Москве будет названо 22 августа, то в польских источниках те же события получат дату 1 сентября. Чтобы совместить показания и убедиться, что речь идет об одном и том же событии, надо прибавить к 22 августа ту разницу, которая существовала в XVII веке, т.е. 10 дней.

И если мы считаем, что ни Дмитрий Пожарский, ни составители Нового летописца, ни те, кто учреждал крестный ход в честь Казанской иконы Богоматери не ошиблись, и Китай-город был взят именно 22 октября, то «по-исторически» эту дату следует переводить как 1 ноября.

Другая логика действует, если мы хотим определить, на какой день григорианского календаря приходится тот или иной православный праздник. Источники с их противоречивыми датами были созданы в прошлом, а Русская православная церковь продолжает жить по юлианскому календарю здесь и сейчас. Поэтому, если мы хотим узнать, у кого сегодня именины или когда в ближайшем храме будет та или иная служба, то нам надо использовать ту поправку, которая актуальна для XXI века, или 13 дней. Прибавив к 22 октября 13 дней, мы получаем 4 ноября, то есть именно ту дату, которую мы находим в современных церковных месяцесловах как дату празднования Осенней Казанской по новому стилю, и ту, которую наши власти установили в качестве Дня народного единства.

Вам также может быть интересно:

Тест: лихие или роковые

Золотые шестидесятые, лихие девяностые — за каждым десятилетием недавней российской истории закрепилась своя память и устойчивые эпитеты. Самые распространенные из них выделили лингвисты НИУ ВШЭ на выборке из Национального корпуса русского языка. IQ.HSE предлагает по эпитетам определить, о каком времени идет речь.

9

национальных студенческих клубов, объединенных в Палату национальностей ВШЭ, работают в Высшей школе экономики. В честь Дня народного единства рассказываем о том, что вместе делают представители разных национальностей в Вышке (помимо того, что учатся).

Россия. Символы эпох: 1990-2017

Чаще всего история России, в том числе новейшая, рассматривается сквозь призму политики. О других сторонах жизни вспоминают реже. Идея антиюбилейного проекта сотрудников Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ — посмотреть на историю страны глазами потребителей.

В Гостином дворе покажут стереоскопический фильм о дореволюционной России

Слайд-фильм создан учебной лабораторией 3D-визуализации и компьютерной графики МИЭМ НИУ ВШЭ совместно с Фондом Сергея Челнокова на основе стереоскопических фотографий российских фотографов, работавших на рубеже XIX–XX веков. Показ состоится 18 октября в рамках выставки «От Belle Époque к революции — история России через стереофотографию 1880–1917 в 3D».

В День народного единства ВШЭ собрала «Весь мир в одной Вышке»

4 ноября Высшая школа экономики организовала для всех москвичей праздник — «Весь мир в одной Вышке». Гости могли посетить открытые лекции профессоров ВШЭ, послушать концерт, подготовленный студенческой Палатой национальностей ВШЭ, пройти профориентационное тестирование, посмотреть научно-популярные фильмы, купить на благотворительной ярмарке домашнюю выпечку и вещи ручной работы. Новостная служба ВШЭ поговорила с участниками праздника о проектах, которые они представляли.

Геополитика как мировоззрение и род занятий

О работах Вадима Цымбурского по изучению места геополитики в общественно-политической мысли России последних трех веков на семинаре в Вышке рассказал философ и публицист Борис Межуев.

Как дворянские дети образовательные траектории выбирали

10 марта на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась необычная тема. Историк Игорь Федюкин, в недавнем прошлом замминистра образования и науки РФ, а ныне директор Центра источниковедения ВШЭ, рассказал, как получали образование российские дворяне в первой половине XVIII века.

Власть и общество в России начала XX века: от взаимодействия к противостоянию

На факультете права Высшей школы экономики прошел круглый стол «Власть и общество позднеимперской России в контексте новых исследований». В его рамках состоялась презентация двух книг, объединенных общей тематикой — функционирование российской общественности начала XX века в новых условиях конституционного строя и мировой войны.

«Самым оптимистичным для России был XVIII век»

В истории любой страны бывают события, которые меняют ее облик на долгие столетия вперед. А потом мыслители-историки пытаются понять, что же пошло не так. О самых важных поворотных моментах в российской истории Нового времени в программе «Гамбургский счет» на ОТР рассказал декан факультета истории Высшей школы экономики Александр Каменский.

Власть и население запутались в истории

Для государственной власти история — идеологический инструмент, а для большинства населения — набор мифов. 19 августа в лектории ВШЭ в Парке Горького о «моде» на историю рассказывал журналист, автор документальных исторических фильмов Николай Сванидзе.